СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС.»

Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС.

В Концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач». Учебные затруднения младших школьников всегда привлекали пристальное внимание педагогов. Проведенные исследования показали актуальность формирования у учащихся навыков самоорганизации учебной деятельности. Ведь только 40% обследованных детей к окончанию начальной школы хорошо определяют цель выполняемого учебного задания, 41% - умеют планировать его выполнение, 88% - успешны в целесообразном выполнении учебного задания, 64% учеников умеют контролировать ход и результаты выполнения учебногозадания и 54% - оценивать ход и результаты выполнения учебного задания. Поэтому учителю начальной школы необходимо проводить целенаправленную работу по формированию у младших школьников самоорганизации учебной деятельности, основными задачами которой будут:

создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования. Самоорганизация –свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства. Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности

школьника:

- умение определять цель учебного задания;

- умение планировать учебное задание;

- умение целесообразно выполнять учебное задание;

- умение контролировать ход и результаты учебного задания;

- умение оценивать ход и результаты учебного задания.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Совершенно очевидно, что каждое из перечисленных умений имеет свой состав, все они соотносятся между собой и обеспечивают полноценную организацию учебной деятельности школьника. Цель определяет не только общее направление и результативный этап труда, но и все промежуточные звенья – этим предопределяет организацию всей деятельности. Цель – ядро организации той или иной деятельности. Цель для ученика – установка на деятельность. Уяснение цели учащимся создает определенное эмоциональное состояние, мобилизует волевые усилия. Цель должна быть осознана. Процессу целеопределения ученика-первоклассника необходимо научить. Для этого учителю можно использовать прием ассоциации и договориться с детьми, что во время обсуждения вопроса «Что будем делать в задании?» – будет появляться иллюстрация сказочной героини – Мальвины. Использование иллюстрации Буратино, интересующегося всем и сующего свой длинный нос повсюду, помогает детям запомнить вопрос «Зачем будем делать?», т. е. определить мотив деятельности. Иллюстрация Пьеро помогает ответить на вопрос «Как это сделать?», т. е. составить план выполнения задания. Когда ученики знают что нужно делать, зачем и как, предлагается выполнить задание. Нами используется значок «!»для обозначения начала процедуры выполнения задания. Чтобы задание было выполнено аккуратно, внимательно и правильно, проверить его предлагает иллюстрация мудрой и доброй Черепахи Тортилы. Процедуру оценивания первоклассники начинают, когда учитель вывешивает иллюстрацию еще одного сказочного героя – Папы Карло. Постепенно, отходя от образов сказочных героев, ученики привыкают к каждому этапу самоорганизации, без напоминания учителя. Конечно, цель урока на начальном этапе ставит еще учитель, а ученики только ее проговаривают (хором, в парах, по-очереди). И это им помогает осознать, чему они научились на данном уроке и понять, для чего это им нужно. А когда это ученики понимают, они продуктивнее работают.

Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая— в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других. Самостоятельность не рождается сама по себе. Она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Ребёнок в первый раз переступивший порог школы, не может ещё самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах ещё планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. Научить учащихся учиться, самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться –одна из главных задач учителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!