СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование общеучебных умений самореализации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Формирование общеучебных умений самореализации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС"»

Дата: 15.04.2019 г. ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115 ФИ студента: Бондарь Александра

Класс: 4 в ФИО методиста: Галлиулина Н. К.

Кабинет: 214


Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Возвратные глаголы»

Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: формы глагола в том числе и возвратного, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);

  • уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний, находить в тексте возвратные глаголы.



Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

  • проводить самооценку своих действий;

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.



Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.





Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности


Словесный: слово учителя.

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

- Садитесь.

- Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?


- Как вы понимаете это высказывание?







- Отлично, молодцы.

Приветствовать учителя.

- Не то беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьёшься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

- Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать

Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация


Словесный: диалог.


Практический: работа в тетради.



5 мин

- Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

- Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.ф.

- Запишите их каллиграфичным почерком к себе в тетрадь

- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.

- А как по-вашему, что может обозначать возвр.ф.?

-Хотите узнать?

- Теперь напишите эти слова послностью на другой строчке.

- обозначьте орфограммы. Какое слово труднее всего писать?

- А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы написали.

- Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус.

- Ребята, скажите, с какими трудностями вы столкнулись при написании этих слов?


- Это словарные слова, их написание нельзя проверить, поэтому их нужно запомнить.

- Скажите, что такое глагол?


- Как изменяется глагол?




Выполняют каллиграфичное письмо



- Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое





- сказуемое, возвратная




- Со словами, у которых нет проверочных слов, поэтому было трудно определить, кукую букву нужно писать.


- Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?, обозначающая действие или состояние предмета.

- Глаголы изменяются по временам, числам и лицам.

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.


П.: структурирование знаний.



III.Постановка учебной задачи


Словесный: диалог.


3 мин

Прочитайте глаголы и сравните их.

- Что вы можете сказать?

-Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах?

- Что придает вторым глаголам такое значение?

-Чем глаголы отличаются по форме?

- Вы знаете, как называются такие глаголы?

-Что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему. Значит, наша задача на уроке: 1)узнать как называются такие глаголы,

2)какие значения они имеют

3)как пишутся такие глаголы.

- Все верно.


Расчесывает – расчесывается

Одевает – одевается

Моет – моется


-ся

- нет



- Тема нашего урока: «Возвратные глаголы»

- Цели: узнать, что такое возвратные глаголы, как они пишутся.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.


Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.


IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.



Словесный: диалог.






Практический: работа в карточках.

15 мин

Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся?

– В чём особенность этого суффикса?

-Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

- Запишем два предложения.

Сильный ветер качает ветви деревьев.

Ветви деревьев качаются.

-Выделите грамматическую основу.

Что заметили? В чем различие глаголов по смыслу? А на письме?

- Как могут называться такие глаголы?

- К глаголу присоединяется частичка –СЯ, она придает ему такой смысл, которого без нее не было, т.е. возвращение действия, которое обозначается суффиксом – ся.

Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу?

– Ответ на вопрос «Как называется такая форма глагола?» вы найдёте самостоятельно на страничке учебника 102.

- Ко прочитает правила в желтой рамке?

-Как называются такие глаголы?

Прячется – прячет себя.

Моется – моет себя.

Катается – катает себя.

- Назовите показатель возвратных глаголов.

- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы?

- Что особенного в возвратных глаголах неопределённого времени?

- Посмотрите на №210 Почитайте.

На какой вопрос отвечают глаголы из первого столбика?

- А из второго?

- В чем их сходство?

А какие различия они имеют?

- Составьте два предложения. Первое со словом умывать, а второе со словом умываться.

- Что у вас получилось?

- а кого направлено действие в первом предложении?

- А во втором?

- Спишите к себе в тетрадь эти два столбика с глаголами и подчеркните суффикс –ся, а также мягкий знак.

– Прочитайте глаголы, которые вы выписали

Это суффикс.


Он стоит в конце слова после -ть.




Выделяют грамматическую основу



В первом предложении – действие выполняет ветер, оно направлено на другой предмет, на верхушки. Во втором предложении – действие возвращается к действию самого предмета



Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.




- Действия, переходящие на предмет, на самого себя.



- ся

- Что делать? Что сделать?

- В них мы всегда пишем мягкий знак (ь)



- что делать?

- что сделать?

- Пишется мягкий знак

- в первом столбике действия совершаются на данный момент, а во втором уже были сделаны.


- на кого-то

- на самого себя


Выписывают в тетрадь

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.







П.: поиск и выделение необходимой информации.













Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с книгой.


Словесный: диалог.



4 мин

- На столе у вас карточки разного цвета Возьмите карточку зеленого цвета.

Прочитайте стихотворение.

Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение.

Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке?

-Сопоставьте произношение и написание этих одинаковых слов.

-Когда пишется –ца, а когда –тся, - ться?

- Теперь выполним в парах упражнение 214.

- Прочитайте задание. Какое исследование нам нужно провести?

- Письменно проспрягайте глаголы в тетради.

(1 л.) я учусь, засмеюсь мы учимся, засмеёмся (2 л.) ты учишься, засмеёшься вы учитесь, засмеётесь (3 л.) он учится, засмеётся они учатся, засмеются. -Какой вывод можно сделать?

-Как определить лицо и число этих глаголов?

-Солнце сади[ца],

Струи[ца] води[ца].

Пти[ца] сини[ца ] в воду гляди[ца].

- Солнце садится,

Струится водица.

Птица синица в воду глядится.

- На карточке зеленого цвета- слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова, записаны буквами.

-ца только у имен существительных



Учащиеся работают в парах. Они спрягают глаголы и делают вывод, что возвратные глаголы изменяются по лицам и числам. Лицо и число определяется так же как и у других глаголов

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


VI.Самостоятельная работа с самопроверкой


Словесный: слово учителя.



Практический: работа с карточками.

4 мин

- У вас на столе карточка. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку.

- Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы.

Подчеркните мягкий знак перед суффиксом –СЯ.

- Прочитайте эти предложения.

- Кому не понятно задание?

- Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы.

- Отлично. Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-».

- Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту.

Слушают задание.



Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

Любишь кататься, люби и саночки возить.



Учащиеся выписывают только возвратные глаголы.

(Напиться, наклониться, кататься.)

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.


П.: структурирование знаний.


VII.Включение в систему знаний


Словесный: беседа.



Практический: работа с упражнением






Словесный: беседа.

5 мин

- Замените словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак.

Допустить ошибку

снять одежду

приходить в негодование

испытывать волнение, тревогу

ученик приветствует кого-нибудь при встрече

-Какое здесь слово лишнее и почему?

-Проверьте, где надо писать ь, а где нет.

-Теперь давайте попробуем разобрать слова по составу.

- Какой суффикс есть во всех этих словах?

- А что особенно в основе?


Один ребёнок работает у доски



Ошибиться

Раздеться

Злиться

Волноваться

Здоровается

- здоровается, у него нет мягкого знака.

У доску другой ученик


- ся

- Она не включается в себя –ть, а прерыввается.

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


VIII.Рефлексия деятельности


Словесный: беседа.

3 мин

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?


- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...

Было интересно ...

Было не понятно ...

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

- Тема нашего урока: «Возвратные глаголы»

- Цели: узнать, что такое возвратные глаголы, как они пишутся

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.



К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!