Просмотр содержимого документа
«Формирование оптико-пространственных представлений и развитие мелкой моторики как метод подготовки к обучению письму у детей 5-7 лет в рамках ФГОС.»
МБОУ «Лицей№8»
Матвиевская И.Н.–
учитель начальных классов
Формирование оптико-пространственных представлений и развитие мелкой моторики как метод подготовки к обучению письму
у детей 5-7 лет в рамках ФГОС
От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Познание ребенком пространства и ориентировка в нем — процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения
« д вижение пальцев рук имеет особое значение, так как оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка».
Марионилла Максимовна Кольцова
Недостаточная сформированность пространственных представлений и графо-моторных навыков выражается в ряде типичных ошибок, по-разному проявляющихся в различных видах учебной деятельности, в поведении детей:
- в поведении: пространственные ошибки при выполнении правил расположения предметов и требований педагога, связанных с направлением движения ребенка (вперед, назад, в сторону);
- в чтении: пространственное неразличение сходных по форме букв и т. д.;
- в письме: неумение соотнести букву и линии тетради, т. е. ориентироваться в пространстве листа тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону;
- в арифметике: ошибочное написание цифр (9 вместо 6, 5 вместо 2) несформированность пространственных представлений, неумение ориентироваться на листе бумаги;
- в рисовании: неумение расположить рисунок на пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке;
- в гимнастических упражнениях: неправильное направление движения при перестроении под команду, трудности переключения с одного направления движения на другое и т. д.
Что где находится?
Дидактическая задача. Учить ребёнка ориентироваться в пространстве комнаты.
Загляни в эту комнату. Как ты думаешь, что видит Кот в Сапогах? Что находится над ним? Под ним? За ним? Перед ним? Что находится справа от Кота в Сапогах? Слева? Назови предметы, определи их место по отношению к Коту и найди подходящие значки. Какой значок ты выберешь для лампы? 1де находится коврик? Какой значок это показывает? Расскажи, что есть в твоей комнате, как предметы расположены по отношению друг к другу. Где можно спрятаться в твоей комнате?
Нарисуй свою детскую комнату, расскажи, где находятся разные предметы и вещи
Далеко ли, близко ли?
Дидактическая задача. Определять степень удалённости объектов в пространстве.
Объекты в пространстве расположены в разной степени удалённости друг от друга и от смотрящего: что-то находится ближе, что-то дальше. Рассмотри пейзаж на картинке и расскажи, что далеко, а что близко. Что на пейзаже находится ближе всего, а что дальше всего? Нарисуй грибок так, чтобы он располагался ближе пенька. Выгляни в окошко и расскажи, что находится ближе всего, чуть дальше... А как называется место, дальше которого пространство нельзя увидеть? (Линия горизонта.)
Раскраски с заданиями.
Лабиринты
«Елочка»
«Слышит ли рука – глаз»
учимся рисовать фигуры.
Задание 1. Срисуй флажок и раскрась его.
Задание 2. Дорисуй лист сирени и раскрась его.
Нарисуй такой же лист и тоже раскрась.
Раскрашивание наложенных контуров .
Дорисуй половинку
7.Дорисовывание недостающих частей буквы.
Превращение одной буквы в другую
Дорисовывание половинок букв
Раскрашивание наложенных контуров букв и цифр
изографы