СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка с применением ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы. Решающую роль в подготовке младших школьников играет изучение формирования орфографической грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка с применением ИКТ»

Педагогический фестиваль работников образования ОУ Красногвардейского района «Педагогические инновации, педагогический опыт и эксперимент в процессе модернизации районной системы образования»



Секция « Общее начальное образование»





«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка с применением информационно- коммуникативных технологий»

















Выполнила:

Балюбашенко Любовь Александровна

учитель высшей категории

МБОУ « Красногвардейская

средняя образовательная школа № 1»











с.Плешаново

2022-2023 учебный год

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 3

Основная часть………………………………………………………………………………….. 4

Раздел 1.Информационный блок

1.1.Орфографические умения………………………………………………………………….. 4

1.2. Использование интерактивных методов при формировании орфографической

зоркости в начальной школе………………………………………………………………….. 4

Раздел 2. Технология опыта…………………………………………………………………. 4-5

Раздел 3. Результативность опыта…………………………………………………………… 5-6

Заключение…………………………………………………………………………………….. 7

Список литературы …………………………………………………………………………… 7

Приложения ……………………………………………………………………………………. 8

































Введение

Известно, что умение писать грамотно на родном языке у наших детей формируется недостаточно. Причины допускаемых детьми ошибок различны. Это и орфографическая слепота, следствием которой является несформированность умения применять правила, это и слабая мотивация при изучении языка,

Нельзя забывать и о трудностях русской орфографии, о несовершенстве методик обучения. Нужно говорить и о готовности учителя к обучению орфографии в начальных классах в условиях вариативности.

Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя - формировать орфографическую зоркость учащихся

Актуальность опыта

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена, об этом свидетельствует общее состояние грамотности выпускников школ, а также студентов колледжей и вузов.[2]

Условия возникновения проблемы, становления опыта

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы. Мотив “нужно” и “требует учитель” теперь не срабатывает, система правил трудна, нередко предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой. К тому же выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило,  не могут применять его на практике. Возникает проблема.

Проблема: низкий уровень развития орфографической зоркости и безграмотное письмо учащихся.

Цель опыта состоит в том, чтобы сформировать у учащихся качественные знания и навыки работы над орфографической зоркостью.

Основные задачи, которые следует решить для достижения цели:

1.  Изучить и систематизировать теоретический материал по теме;

2. Разработать и адаптировать систему заданий к урокам русского языка по

предупреждению и преодолению орфографических ошибок у младших школьников.

3. Использовать данную систему заданий с применением ИКТ при усвоении

теоритических и практических знаний в образовательном процессе.

4. Проанализировать результативность данного опыта.

Ведущая идея опыта

Моя ведущая педагогическая идея заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию в моей деятельности при работе над формированием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка с применением информационно - коммуникационных технологий.

Новизна опыта состоит в том, что я подобрала упражнения, которые использую в работе при формировании орфографической зоркости с использованием ИКТ.

Адресность опыта

Опыт по формированию орфографического навыка младших школьников через использование на уроке информационно – коммуникативных технологий может применяться на уроках русского языка, как в начальной школе, так и в среднем звене, а также использоваться во внеурочной деятельности.

Раздел 1. Информационный блок

1.1. Орфографические умения

Теоретическая база опыта была основана на проведении анализа современного состояния проблемы; изучены вопросы, связанные с понятием орфографического навыка.

Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях. Какие же орфографические умения, переходящие в навык должны быть сформированы?

1. Умение ставить орфографическую задачу.

2. Умение устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу.

3.Умение применять правило (правильно применять алгоритм решения орфографической задачи)..

4. Умение осуществлять орфографический самоконтроль, который заключается в проверке обучающимися своих письменных работ.

1.2. Использование интерактивных методов при формировании орфографической зоркости в начальной школе

Использование интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в которой невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. [3]

При реализации интерактивного обучения все учащиеся вовлекаются в процесс познания, организуется совместная деятельность учащихся с учителем и другими школьниками, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. [4]

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных умений школьников, взаимопонимание, взаимодействие. В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.[6]

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом, применять новые методы и приемы обучения с использованием ИКТ. Я использую такие методы, как «Карусель», «Броуновское движение», «Дерево решений», ролевые игры, интерактивные диктанты.( Приложение 1 )

Современные технические средства обучения так же способствуют созданию интерактивной среды, в которой происходит развитие орфографической зоркости. Например, на уроках можно использовать возможности интерактивной доски. Приведу в качестве примера некоторые основные способы использования интерактивной доски ( Приложение 2)

Важное место при обучении правописанию следует отводить работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Чтобы работа над ошибками прошла в интерактивном режиме, можно использовать различные игровые приемы. (Приложение 3)

Все выше перечисленные интерактивные методы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроля, рефлексивные умения.

Использование ИКТ и электронных средств обучения в образовательном процессе направлены на повышение эффективности и качества обучения.[ 3 ].

Раздел 2.Технология опыта

Я более пяти лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии продуманного применения ИКТ появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

В своей практической профессиональной деятельности для формирования орфографической зоркости внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:

1.Создаю собственные презентации к урокам . (Приложение 4)

Презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального эффекта.

Презентации позволяют наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации. [1, с. 32].

2. Работаю с ресурсами Интернет.(Приложение 5)

3.Использую готовые обучающие программы, ЭСО. (Приложение 6)

При организации образовательного процесса с использованием ИКТ и ЭСО руководствуюсь Санитарными нормами и правилами [7]. А также инструктивно–методическим письмом по использованию ИКТ в образовательном процессе [5]. Использую элементы здоровьесберегающих технологий. (Приложение7) Большую роль в формировании орфографической зоркости играет наглядность, занимательный материал. (Приложение 8)

Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка [6, с. 67]. (Приложение 9)

Как известно, формирование орфографических умений – сложный и длительный процесс. Поэтому задача учителя—формировать у младших школьников орфографические умения. (Приложение 10)

Какие же факторы использую для формирования орфографической зоркости?(Приложение 11)

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество методов и систематических упражнений (Приложение 12), использование разнообразных диктантов (Приложение 13). Большую роль оказывают игры и игровые приёмы, которые использую для формирования орфографической зоркости [8, с. 82]. ( Приложение 14)

По итогам своей работы можно сформулировать следующие методические рекомендации по организации и использованию приёмов работы по формированию орфографической зоркости через компьютер. ( Приложение 15)

Раздел 3.Результативность опыта

В первом классе после проведенной диагностики, я разделяю учащихся на три группы:

I группа – учащиеся с низким темпом усвоения материала;

II группа – учащиеся со средним темпом усвоения материала;

III группа – учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Итогом разработки системы по формированию орфографической зоркости является то, что дети из первой группы постепенно переходят во вторую, а из второй – в третью.

Группа/Год

2020-2021 уч. год

2021-2022 уч. год

Ӏ

10%

6%

ӀӀ

6%

8%

ӀӀӀ

4%

6%

Итак, работу по развитию орфографической зоркости нужно проводить на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.Для определения уровня развития орфографической зоркости у учащихся 4класса я провела практическую работу, которая состояла из двух этапов.

Первый этап:

Задание: Слова (скала, лес, ягодный, горный, ледник, еловый, дуб, соловей, холм, горы) распределить на группы в зависимости от вида орфограмм.

После подведения итогов данной работы выявлено, что определяющим признаком для классификации выбрали орфограмму:

24% (5уч.) - способны видеть все орфограммы;

33% (7уч.) - распределили слова на смысловые группы;

14% (3уч.) – опирались на морфологическое значение слова;

29% (6уч.) – не справились с работой;

По данным исследования можно сделать вывод о том, что учащиеся класса при записи слов распределяли слова на смысловые группы.

Второй этап должен был показать, насколько у учащихся класса повысилась способность видеть максимальное количество орфограмм в словах. Перед детьми была поставлена та же задача , что и на первом этапе.

Задание: Слова (сад, грустный, цветение, дождливый, гроза, палатка ,беседка, счастливый , улыбка, гром, темнота, погодка ,праздничный) распределить на группы в зависимости от вида орфограмм.

71% (15уч.) - способны видеть все орфограммы;

14% (3уч.)- распределили слова на смысловые группы;

5% (1уч.) - опирались на морфологическое значение слова;

10% (2уч.)- не справились с работой;


Результаты данного исследования подтверждают то, что успешность орфографической деятельности обусловлена развитием орфографической зоркости в большинстве случаев. Для достижения поставленной цели, я использовала информационно-коммуникативные технологии( презентации, игры, занимательный материал),что позволило мне добиться хороших результатов.


Заключение

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости с применением ИКТ дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.

Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

Проблема орфографической зоркости показала, что она имеет сложности: младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением материала в памяти и его воспроизведением, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учебе.

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого учащегося огонёк, привить тягу к знаниям – вот основные условия успеха.


Список литературы
  1. Атапина,Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка / Т.В. Атапина// Начальная школа. – 2009.— №4. – 32 с.

  2. Гадустова,Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. / Е.В. Гадустова// Начальная школа. – 2009. – №9

  3. Городецкая,Н.И. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе начальной школы : сборник учебно – методических материалов /сост. Н.И. Городецкая// – Н. Новгород: ГОУ ДПО «Нижнегородский институт развития образования». 2008.

  4. Девятова,Т. Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе [Текст] : метод. разработка / Т. Г.Девятова/ – Гурьевск: МБОУ «СОШ № 5 г. Гурьевска , 2012. – 28 с.

  5. Инструктивно – методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году».

  6. Львов, М.Р. Обучение орфографии в начальных классах /М.Р.Львов// Начальная школа. –1984. №12– 67 с.

  7. Санитарные нормы и правила «Требования при работе с видеосплейными терминалами и электронно- вычислительными машинами « (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28 июня 2013. – № 59 ) .

  8. Чистякова, Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок /Л.Н.Чистякова// Начальная школа. –1997. №2 – 82 с.



Приложение 1.

Метод «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а во внутреннем ученики через определенный промежуток времени меняются. Например, детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание:

Обоснуйте, почему в словах деньки и пеньки написаны безударный гласный Е.

Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа:

«Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п...ля, м...ря, с…ды. Объясни, почему вставили такие буквы.

После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с аналогичным первому заданием и весь алгоритм повторяется заново.

Метод «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например, при изучении темы «Непроизносимые согласные» детям можно предложить найти вещи, изображение предметов, отгадки на загадки, ребусы в классной комнате (при этом на столах, стенах, подоконниках, двери развешано множество различных материалов: фотографии, ребусы, карточки с загадками, которые относятся к теме или нет) и записать в тетради по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Каждый ученик должен найти в классе эти слова, записать их (при этом перемещаться по классу разрешается). После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, можно осуществить самопроверку: для этого следует продемонстрировать изображения этих слов, и их написание, следует отметить, что на доске важно написать больше слов на данную тему, чем было задано, например 10. Далее можно предложить учащимся списать те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные.

Метод «Дерево решений» заключается в том, что класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий.



Приложение 2.

1. Создание пометок и записей поверх выводимых на экран изображений (пометки могут делать как сами дети, так и учитель).

2. Совместная работа над документами, таблицами или изображениями .

3. Изменение текста в выводимых на экране документах. Эту форму использую на уроках русского языка с деформированным текстом. В тексте допускаю ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и исправить).




Приложение 3.

Игра «Помоги Пете Ошибкину». Здесь учащиеся выступают в роли учителей, выискивая ошибки в специально подготовленных текстах, которые составлены по результатам контрольного диктанта, проведенного в конкретном классе.

Игра «По щучьему веленью» помогает ученикам ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать их наименования. Суть работы заключается в том, что ученики меняются тетрадями, анализируют работу соседа по парте и по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы видеть в тетрадях своих товарищей. В данном случае кроме орфографической зоркости развиваются оценочные и рефлексивные умения школьников.

Приложение 4.

Слайд – презентации «ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ»


Приложение 5.


Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8 .

Занимательный материал


Приложение 9 . Приложение 10.

Приложение 11. Приложение 12.

Приложение 13.


Приложение 14.

Примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости
  1. Применение сигнальных карточек.

Перед записью слов на определённое правило обучающиеся поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать, а затем уже пишут безошибочно.

2. Чайнворд.В клетки квадрата, круга, и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.3. «Подбери буквы»Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по разному?

4. «Словесный мяч» Игра состоит в том, чтобы как можно быстрее подбирать к слову проверочное. В эту игру можно играть вдвоѐм. Один «кидает» слово, другой «бросает» ему в ответ проверочное. Например, один говорит – «подходить», другой отвечает – «подход». Один «кидает» – «следы», другой «отбивает» – «след». Вот вам слова для игры: Берега, число, лицо, небеса, гора, слипаться, признаваться, леса, столбы, слова, глаза, звезда, вечерний, опоздал, нарядить, отдалить, задрожать, усмирять.

5. Игра «Найди букву»

Эта игра проводится по темам: «Проверяемые безударные гласные в корне слов», «Проверяемые парные согласные в корне слов». На доске висит столько слов, сколько в классе детей. Провожу её вместо физминутки следующим образом:

- Ребята, к нам в класс пробрался сеньор Помидор. Он выкрал в словах буквы и запер их в домиках под замок. Кто поможет мне их вернуть? Только есть одно условие: замок откроется лишь в том случае, если вы сможете подобрать правильно проверочное слово.

6. «Найди опасное место» Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.

7.«Словарный мячик» (подберите проверочное слово, устно, с мячиком).

8. «Зажги маячок» Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места” (или выделить красным цветом)

9.Орфографическое чтение. Еежедневно на каждом уроке отвожу по 5-7 минут для орфографического чтения, это приносит хороший результат

10.Для формирования орфографической зоркости использую такие вид работ как:

  • письмо под диктовку,

  • определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;

  • списывание текста и выделение орфограммы;

  • исправление деформированного текста (текста с ошибками);

  • письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;

  • классификация слов в соответствии с орфограммами;

  • выбор слов из текста с заданной орфограммой;

  • постановка пропущенных букв в места орфограмм.

Приложение15.

Методические рекомендации

при формировании орфографической зоркости через ИКТ.

1.Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка учителем целенаправленно, систематически и последовательно


2.Используя компьютер, ребенок видит результат проделанной работы и в случае неудачи может исправить ошибку, выполнив задание еще раз.


3.При работе применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работ сочетаются с групповыми и индивидуальными


4.Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости: от простого к сложному.


Использовать в системе разнообразные виды упражнений, которые в свою очередь активизируют умственную деятельность детей и развивают орфографическую зоркость.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!