«Формирование основ финансовой грамотности учащихся 1-2 классов на уроках математики»
Формирование финансовой грамотности происходит на уроках математики, где младшие школьники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.
Учащиеся, чтобы понимать, для чего им нужны экономические знания, должны уметь:
анализировать свои потребности;
выделять основные и особые потребности;
определять источники удовлетворения различных потребностей;
пользоваться деньгами;
определять источники доходов и расходов;
объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
совершать элементарные покупки в магазине;
анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
УМК по математике Муравиных О.В и Г.К. (презентация)
Во 2 классе увеличивается числовое множество до 100, поэтому увеличивается и количество купюр. Задания и задачи, которые можно использовать на данном этапе:
Набрать ровно 100 рублей ровно 37-ю монетами. Есть монеты номиналом 1 и 10 рублей.
Нужно набрать ровно 100 рублей. Есть монеты номиналом 1 и 10 рублей. Сколькими монетами это можно сделать? Перечислить все возможные варианты.
В кассе лежит куча монет по 1, 5 и 10 рублей. Воришка, не глядя, хватает 10 монет и убегает. Сколько денег он мог украсть? Напишите все варианты.
Во 2 классе учащиеся знакомятся с простыми задачами на определение количества товара, стоимости и цены. Узнают о том, как соотносятся между собой стоимость товара, его количество и цена. Важно приучить ребенка работать с ценами товаров, чтобы он знал цены реальных предметов, которыми он пользуется. Можно предложить следующие задачи:
Скакалка стоит 33 рубля. Сколько стоят 3 таких же скакалки?
Альбом для рисования стоит 15 рублей. Сколько таких альбомов Толя сможет купить на 60 рублей?
Папа купил 2 кг конфет и заплатил за покупку 100 рублей. Сколько стоил 1 кг конфет?
Чтобы расширить кругозор детей, и сделать математику более для них интересной, можно учащихся познакомить не только с понятиями, но и с историей появления денег.
Во 2 классе родители активно начинают давать своим детям деньги на карманные расходы. Стоит отметить, что у ребенка должны быть карманные деньги. Так он учится ими распоряжаться. Все семьи в плане выдачи карманных денег делятся на несколько категорий. Большинство семей дают деньги регулярно, как зарплату (чаще всего раз в неделю) и контролируют траты своего ребенка. Некоторые делают то же самое, но без контроля. Часть родителей принципиально выдают деньги только в качестве платы за выполнение какой-то работы или успеваемость. Есть также те, чьи дети получают рубли только в виде подарков на праздники. И, наконец, кто-то вообще ничего не дает.
По мнению психологов, последний вариант самый неэффективный. Этим детям будет гораздо труднее научиться правильно распоряжаться деньгами. Они столкнутся со всеми сложностями первых покупок, в том числе с импульсивными тратами. Еще один важный вывод делают психологи: не нужно платить детям за работу по дому, хорошие оценки и так далее, от этого они не «научатся иметь дело с деньгами», скорее, будет обратный эффект.
Что касается школы, то, говоря с учащимися о карманных деньгах, педагог может использовать задачи, которые в свою очередь формируют финансовую грамотность.
Например: Педагог может спросить: «Вася, папа дал тебе 10 рублей. А сколько тебе нужно еще добавить, чтобы купить компьютерную игру, которая стоит 100 р.?»
Разумеется, вместо игры можно спросить о любом предмете, который вызывает у ребенка повышенный интерес. Главное, в данном случае у ребенка может появиться идея, что он может не тратить карманные деньги на ненужные вещи, а поставить цель и накопить на дорогую для себя вещь.
Далее у Васи можно спросить, сколько времени ему понадобиться, чтобы скопить данную сумму, при условии, что папа будет давать ему по 10 рублей каждый день. То есть в данном случае педагог наталкивает ребенка на мысль рационального использования денег; что у него есть возможность купить желаемую вещь.
При контроле за уровнем усвоения материала по финансовой грамотности во 2 классе можно использовать вопросы, требующие ответа «да», «нет», «+» или «-». Например: Самостоятельная работа по теме «История появления денег»:
1. Почему появились монеты?
2. Что было изображено на серебряной копейке?
3. Какие три металла использовались для изготовления денег?
4. Почему стороны монет называются «орёл» и «решка»?
5. Какое ювелирное украшение дало название деньгам?
Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
1.«Как найти деньги?» А.Усачев
Жил на свете академик.
Он всегда ходил без денег:
Рассует по всем местам,
А куда не помнит сам!
Как-то утром академик
Не нашёл в кармане денег.
- Как же мне купить батон? -
Почесал макушку он.
- Обойдусь, - решил, без -пищи...
Но не буду жить грязище!
И, чтоб время не терять,
Стал в квартире убирать.
Только взялся он за веник -
Что увидел академик?...
Ба! В прихожей на полу,
Рубль новенький в углу!
Позабыв о голодовке,
Убирать он стал в кладовке
И в кастрюле киселя
Вдруг блеснули два рубля...
Три рубля валялись в ванне,
А четыре - на диване.
Влез он с тряпкой под кровать -
И еще увидел пять.
Шесть монет нашарил вскоре
Под комодом в коридоре,
В сапоге - еще семь рэ
Восемь - в мусорном ведре!
Пылесося под паласом,
Обнаружил девять разом...
Наконец, из старых брюк
Вытряс он десятку вдруг!
И когда, отбросив веник,
Сумму он пересчитал,
То подпрыгнул академик:
- Я теперь богатым стал!
Зажил он с тех пор богато.
Я же так скажу, ребята:
Кто решил богатым стать -
Должен в доме подметать.
И еще прошу вас, дети,
Подвести такой итог:
Сосчитайте эти деньги
И сложите
в кошелёк!
2. «Введение в финансовую грамотность» с 1-11 класс ( интересные задания)
3. Финансовая грамотность авт С.Федин
И в заключении поиграем в игру «Что можно купить за деньги?»
Ручку, тушь для ресниц, кофе, дружбу, крем для рук, здоровье, билет в театр, счастье.
Тема:
«Формирование основ финансовой грамотности учащихся 1-2 классов на уроках математики.»
Гаврилова О.В.
Яроцкая А.В.
Владикавказ, 2023год