СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование основ финансовой грамотности учащихся 1-2 классов на уроках математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлены методы работы по формированию финансовой грамотности на уроках математики во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
««Формирование основ финансовой грамотности учащихся 1-2 классов на уроках математики»»

«Формирование основ финансовой грамотности учащихся 1-2 классов на уроках математики»

Формирование финансовой грамотности происходит на уроках математики, где младшие школьники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.


Учащиеся, чтобы понимать, для чего им нужны экономические знания, должны уметь:


анализировать свои потребности;


выделять основные и особые потребности;


определять источники удовлетворения различных потребностей;


пользоваться деньгами;


определять источники доходов и расходов;


объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;


совершать элементарные покупки в магазине;


анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

УМК по математике Муравиных О.В и Г.К. (презентация)


Во 2 классе увеличивается числовое множество до 100, поэтому увеличивается и количество купюр. Задания и задачи, которые можно использовать на данном этапе:


Набрать ровно 100 рублей ровно 37-ю монетами. Есть монеты номиналом 1 и 10 рублей.


Нужно набрать ровно 100 рублей. Есть монеты номиналом 1 и 10 рублей. Сколькими монетами это можно сделать? Перечислить все возможные варианты.


В кассе лежит куча монет по 1, 5 и 10 рублей. Воришка, не глядя, хватает 10 монет и убегает. Сколько денег он мог украсть? Напишите все варианты.


Во 2 классе учащиеся знакомятся с простыми задачами на определение количества товара, стоимости и цены. Узнают о том, как соотносятся между собой стоимость товара, его количество и цена. Важно приучить ребенка работать с ценами товаров, чтобы он знал цены реальных предметов, которыми он пользуется. Можно предложить следующие задачи:


Скакалка стоит 33 рубля. Сколько стоят 3 таких же скакалки?


Альбом для рисования стоит 15 рублей. Сколько таких альбомов Толя сможет купить на 60 рублей?


Папа купил 2 кг конфет и заплатил за покупку 100 рублей. Сколько стоил 1 кг конфет?


Чтобы расширить кругозор детей, и сделать математику более для них интересной, можно учащихся познакомить не только с понятиями, но и с историей появления денег.


Во 2 классе родители активно начинают давать своим детям деньги на карманные расходы. Стоит отметить, что у ребенка должны быть карманные деньги. Так он учится ими распоряжаться. Все семьи в плане выдачи карманных денег делятся на несколько категорий. Большинство семей дают деньги регулярно, как зарплату (чаще всего раз в неделю) и контролируют траты своего ребенка. Некоторые делают то же самое, но без контроля. Часть родителей принципиально выдают деньги только в качестве платы за выполнение какой-то работы или успеваемость. Есть также те, чьи дети получают рубли только в виде подарков на праздники. И, наконец, кто-то вообще ничего не дает.


По мнению психологов, последний вариант самый неэффективный. Этим детям будет гораздо труднее научиться правильно распоряжаться деньгами. Они столкнутся со всеми сложностями первых покупок, в том числе с импульсивными тратами. Еще один важный вывод делают психологи: не нужно платить детям за работу по дому, хорошие оценки и так далее, от этого они не «научатся иметь дело с деньгами», скорее, будет обратный эффект.


Что касается школы, то, говоря с учащимися о карманных деньгах, педагог может использовать задачи, которые в свою очередь формируют финансовую грамотность.


Например: Педагог может спросить: «Вася, папа дал тебе 10 рублей. А сколько тебе нужно еще добавить, чтобы купить компьютерную игру, которая стоит 100 р.?»


Разумеется, вместо игры можно спросить о любом предмете, который вызывает у ребенка повышенный интерес. Главное, в данном случае у ребенка может появиться идея, что он может не тратить карманные деньги на ненужные вещи, а поставить цель и накопить на дорогую для себя вещь.


Далее у Васи можно спросить, сколько времени ему понадобиться, чтобы скопить данную сумму, при условии, что папа будет давать ему по 10 рублей каждый день. То есть в данном случае педагог наталкивает ребенка на мысль рационального использования денег; что у него есть возможность купить желаемую вещь.


При контроле за уровнем усвоения материала по финансовой грамотности во 2 классе можно использовать вопросы, требующие ответа «да», «нет», «+» или «-». Например: Самостоятельная работа по теме «История появления денег»:


1. Почему появились монеты?


2. Что было изображено на серебряной копейке?


3. Какие три металла использовались для изготовления денег?


4. Почему стороны монет называются «орёл» и «решка»?


5. Какое ювелирное украшение дало название деньгам?


Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.



1.«Как найти деньги?» А.Усачев



Жил на свете академик.

Он всегда ходил без денег:

Рассует по всем местам,

А куда не помнит сам!

Как-то утром академик

Не нашёл в кармане денег.

- Как же мне купить батон? -

Почесал макушку он.

- Обойдусь, - решил, без -пищи...

Но не буду жить грязище!

И, чтоб время не терять,

Стал в квартире убирать.

Только взялся он за веник -

Что увидел академик?...

Ба! В прихожей на полу,

Рубль новенький в углу!

Позабыв о голодовке,

Убирать он стал в кладовке

И в кастрюле киселя

Вдруг блеснули два рубля...

Три рубля валялись в ванне,

А четыре - на диване.

Влез он с тряпкой под кровать -

И еще увидел пять.

Шесть монет нашарил вскоре

Под комодом в коридоре,

В сапоге - еще семь рэ

Восемь - в мусорном ведре!

Пылесося под паласом,

Обнаружил девять разом...

Наконец, из старых брюк

Вытряс он десятку вдруг!

И когда, отбросив веник,

Сумму он пересчитал,

То подпрыгнул академик:

- Я теперь богатым стал!

Зажил он с тех пор богато.

Я же так скажу, ребята:

Кто решил богатым стать -

Должен в доме подметать.

И еще прошу вас, дети,

Подвести такой итог:

Сосчитайте эти деньги

И сложите

в кошелёк!


2. «Введение в финансовую грамотность» с 1-11 класс ( интересные задания)

3. Финансовая грамотность авт С.Федин

И в заключении поиграем в игру «Что можно купить за деньги?»

Ручку, тушь для ресниц, кофе, дружбу, крем для рук, здоровье, билет в театр, счастье.














Тема:


«Формирование основ финансовой грамотности учащихся 1-2 классов на уроках математики.»




Гаврилова О.В.

Яроцкая А.В.













Владикавказ, 2023год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!