ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГИМНАЗИЯ № 1 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Седых Вера Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ гимназии №1 г. Новокуйбышевска,
председатель ТУМО учителей начальных классов Поволжского округа.
2017 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы:
«Обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»
АКТУАЛЬНОСТЬ
- Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
- Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
- Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью проектной деятельности.
- По оценкам преподавателей, обучающиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно доказывают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки.
ТИПОЛОГИЯ
Типология
проектов
Исследовательские проекты
Информацион
ные проекты
Творческие проекты
Ролево-игровые проекты
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта.
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей.
- Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений.
- Подготовка и защита презентации.
- Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы).
II этап: Сбор и обработка информации.
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
- актуальность и важность данной проблемы;
- анализ разнообразной информации;
- программа действий;
- разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта).
V этап: Подготовка к защите проекта:
- обучающиеся делятся на группы,
- оформляют портфолио,
- готовят стендовую защиту,
- разрабатывают электронную презентацию и т.д.,
- представляют проект на уроке, конференции.
VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.).
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
4
4
ТЕМАТИКА (1 класс)
Азбуки бывают разными. Ай, да ягодка! (о любой ягоде) Алфавит из мультипликационных персонажей. Алфавит из сказочных персонажей Веселые стихи на букву … Волшебный пластилин. Головоломки со спичками. Детеныши животных Карнавальная маска. Книжка-малышка "Любимое число" (рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом). Мой сказочный алфавит. Моя дорожная азбука. Осенний урожай нашего огорода. Осень – раскрасавица. Решай, смекай, отгадывай. Русская лапта. Русские докучные сказки. Самые распространенные фамилии России. Сувениры из природного материала. Увлекательный мир лего. Цветные задачки. Число 3 в жизни каждого. Что можно сделать из бумажной салфетки? Школьный портфель будущего. Я люблю цирк.
Отчет о выполнении проекта.
- Фамилия, имя__________________________________________________________________________________
- Класс ________________________________________________________________________________________
- Название проекта_______________________________________________________________________________
- Почему я начал работу над проектом? ____________________________________________________________
- Для чего я работал над проектом?
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
6. Какой продукт я хочу получить?
_____________________________________________________________________________________________
- Как я работал над проектом:
- Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
______________________________________________________________________________________________
- Что нового я узнал, чему научился?
_____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
- Мои впечатления от работы над проектом.
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Дата
Что делал
Затрачено
времени
Вопрос \ затруднение
Консультант
Помощь
ПОСОБИЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ
- Совершенствование познавательных потребностей обучающихся.
- Развитие познавательных способностей и критического мышления.
- Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.
- Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве.
- Сплочение детей, умение слаженно работать в группах.
- Развитие интереса к проектно-исследовательской деятельности (по собственной инициативе выполняют мини-проекты, которые им интересны, представляют их на классных часах).
- Формирование навыка работы на компьютере (самостоятельно делают презентации к урокам и классным часам).
- Формирование у обучающихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
ПРОЕКТ ДЛЯ УЧЕНИКА
Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала.
Деятельность, которая позволяет:
- проявить себя,
- попробовать свои силы,
- приложить свои знания,
- принести пользу,
- показать публично достигнутый результат.
Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы.
ПРОЕКТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета.
Форма организации учебного процесса.
Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений.
Педагогическая технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.
Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь.
Спасибо
за
внимание!