Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Қостанай кәсіптік-техникалық колледжі» коммуналық мемлекеттік қаыналық кәсіпорны
Коммунальное государственное казенное предприятие «Костанайский профессионально-технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ЦЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Преподаватель истории и обществознания Малых Елена Аркадьевна
2018 г.
1
«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание - эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности».
Н.А. Назарбаев
Казахстанский патриотизм включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к родному языку;
- заботу об интересах родины;
- проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения;
- отстаивание ее свободы и независимости;
- уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
2
Задачи данной работы:
- определить основные задачи и направления воспитания казахстанского патриотизма;
- систематизировать собственные формы и методы воспитательной работы, применяемые в педагогической деятельности направленные на формирование патриотизма как ценности современного общества;
- анализ результатов педагогической деятельности.
Исходя из всего выше сказанного, свою педагогическую деятельность в воспитании патриотических чувств у обучающихся осуществляю через урочную и внеурочную деятельность:
- беседы, классные часы, конференции;
- уроки Мужества, экскурсии, походы по историческим местам;
- конкурсы, викторины, празднование памятных дат;
- просмотров видеофильмов;
- краеведческая деятельность;
- знакомство с семейными реликвиями, участие в социальных акциях.
3
Систему ценностей патриотического воспитания условно можно разделить на несколько направлений:
духовно-патриотическое
нравственно-патриотическое
государственно-патриотическое
историко-патриотическое
Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
4
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма обучающихся.
Воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны.
Отечественная история богата на исторические персоналии: Шырак, Аблай, Кунесары Касымов, А. Байтурсынов, А. Букейханов и многие другие.
Защита рефератов об огромном вкладе в Великую Победу казахстанского народа на фронте и в тылу: «Казахстан – тыл фронта», «Казахстанцы – герои Великой Отечественной войны», «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны», «Я потомок участника войны».
Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания.
Использование визуальных источников (картины, рисунки, фотографии, видеоролики, презентации…) помогают создать зрительный образ, что является основой изучения материала.
На уроке по теме «Индустриализация в Казахстане в 20-30 гг.», предлагаю рассмотреть и проанализировать репродукции плакатов того времени, сделать выводы о роли патриотизма в результатах индустриального развития Казахстана .
5
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма обучающихся.
Тема урока: «Присоединение Казахстана к России», использую работу с историческим документом «Манифест от 19 февраля 1731 г.»; тема урока «Национально-освободительное движение 1916 года» изучаются статьи Ш. Джентлеуова «Отдельные моменты восстания в 1916 году» и Т.Рыскулова «Из истории борьбы за освобождение Востока (восстание киргиз против царизма в 1916 г.)».
Уроки-практикумы, на которых используются исторические документы.
«Путь Лидера: огненная река», «28 панфиловцев», «Жаужурек мың бала», «Путь к матери». По итогам обучающиеся написали эссе, в которых делились своими впечатлениями о кинофильме, его героях, их роли в истории.
Воспитанию патриотических чувств способствуют проведение киноуроков .
6
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма обучающихся.
«Освоение целинных и залежных земель», «Национально-освободительное движение казахов 1916 года», «Восстания казахов против коллективизации», «Казахстан в годы Великой Отечественной войны» и т.д.
Любовь к родному Казахстану начинается с любви и уважения к малой Родине.
Одной из главных особенностей воспитания патриотизма на уроках истории является исследовательская деятельность.
В ходе урочной деятельности учу студентов «видеть» историю не только на страницах учебников, но и вокруг себя.
7
Воспитание патриотических качеств личности студента во внеурочной деятельности.
- «Улицы Героев»;
- «Колокола памяти»;
- «Нам дороги эти…»;
- Путешествия по сакральным местам Костанайской области ;
- «В дружбе наша сила»;
- «Конституция: личность, общество, государство» и др.
Классный
час
8
Воспитание патриотических качеств личности студента во внеурочной деятельности.
- «Афганистан – ты боль моей души»;
- «Цвети мой Казахстан»;
- «Знатоки права»;
- «Плывут напевы по степи раздольно» и др.
Внеклассные
мероприятия
9
Воспитание патриотических качеств личности студента во внеурочной деятельности.
- «Влияние освоения целинных и залежных земель на развитие Костанайской области»;
- «Памятники как достопримечательности города Костаная»;
- «Священная гора моего рода»;
- «Детские воспоминания о войне».
Научно-исследовательских проектов
Участие обучающихся в спортивных и военно-патриотических соревнованиях
10
Критерии оценивания уровня сформированности патриотических качеств.
во-первых , критерий, в котором центральное место занимает патриотическое сознание, включающее различные компоненты (патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.);
во-вторых , деятельностный, результативный критерий, выражающийся главным образом в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий личности, группы.
11
Считаете ли вы себя патриотами своей Родины ?
Какое патриотическое мероприятие тебе запомнилось или произвело на тебя впечатление?
12
Участие обучающихся в благотворительных акциях
13
14
Выводы:
- Воспитание патриотических чувств это сложный, многогранный процесс, требующий целенаправленных, системных действий образовательных учреждений и общества в целом.
- Системная работа по формированию патриотических чувств студентов на уроках истории способствует воспитанию общечеловеческих качеств гражданина РК.
- Внеклассная работа играет важнейшую роль в воспитании патриота и гражданина.
- Собственный педагогический опыт, являясь составной частью воспитательной системы колледжа, имеет положительные результаты.
15