Просмотр содержимого документа
«Формирование патриотизма у подростков в условиях деятельности музыкальной школы»
Формирование патриотизма у подростков в условиях деятельности музыкальной школы
Т.В.Тимашкова, п.Мотыгино,
преподаватель МБУ ДО Мотыгинская ДМШ
Формирование патриотизма в подростковой среде и развитие культурного представления о национальных особенностях своей страны, толерантности к братским народам и коренным народам России – крайне актуальная задача, отмеченная на высоком уровне в нормативно-правовой документации и отраженная в федеральных государственных образовательных стандартах. Формирование патриотизма среди подростков также представляется важным, поскольку в современном мире увеличивается межнациональное противоборство, усиливается число экстремистских организаций, осуществляется вербовка молодых людей из нашей страны в террористические бандформирования, и в том числе в группировку «Исламское государство».
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Мотыгинская детская музыкальная школа имеет опыт организации мероприятий для детей и подростков на своих площадках по формированию патриотизма и гражданского сознания.
Так 9 мая в стенах нашей школы ежегодно проходило мероприятие «Споемте, друзья» куда приглашались учащиеся средних и старших классов школы. Во время концерта на экран проецировались тексты песен военных лет, а учащиеся отделения хорового пения совместно со зрителями исполняли песни, знакомые и родные каждому, кто любит и гордится своей Родиной. Помимо этого, мероприятие наполнено и интересным историческим содержанием, во время которого рассказывалось об истории и времени возникновения песен, их мотивирующей силы, которая поднимала солдат из окопов и вела к Великой Победе.
Еще одной формой работы по воспитанию патриотизма, применяемой в ДМШ является совместные мероприятия, организованные с работниками библиотеки – в основном такие мероприятия представляют форму лекции – концерта, во время которых библиотекари рассказывают о каких-либо событиях Великой отечественной войны, о детях – героях войны и пр., а учащиеся и преподаватели музыкальной школы иллюстрируют литературный материал, добавляя музыкальные краски и тона в рассказ лектора.
В следующем учебном году администрация музыкальной школы планирует организовать более глубокую работу по формированию патриотизма и гражданского сознания у подрастающего поколения, в связи с чем был написан и представлен для участия в конкурсе на реализацию социокультурных проектов проект Мотыгинской ДМШ «Россия – гордость моя». В данном проекте помимо организации цикла разноплановых мероприятий планируется и широкая исследовательская деятельность, подразумевающая констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент, а также публикация результатов работы в научно-исследовательских изданиях и других средствах массовой информации.
На констатирующем этапе работы предполагается организовать стартовую диагностику патриотического воспитания подростков по трем психолого-педагогическим методикам, на формирующем этапе нами будет организован цикл мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию школьников. Итоговая диагностика будет проходить по тем же методикам, что и в начале работы, чтобы определить эффективность проведенной деятельности.
Таким образом, эффективность проекта может быть оценена с помощью диагностических методик, которые будут проведены на констатирующем и итоговом этапе работы и будут включать оценку уровня патриотического сознания, патриотических ценностей, улучшения знаний подростков культурных особенностей своей страны, своей Родины.
Выводы. Музыкальная школа на наш взгляд должна стремиться выполнять важную функцию – воспитывать любовь к Родине, способствовать национальному единству народа, и развитию культурного представления детей и подростков о национальных особенностях своей страны, толерантности. Помимо разноплановой социокультурной деятельности музыкальные школы и школы искусств должны стремиться показывать результаты своей работы с помощью валидных и надежных методов психолого-педагогической диагностики, чтобы результат был виден не голословно, а подтвержден практически и математически.