СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД на уроках истории и обществознания средствами игровых технологий.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД на уроках истории и обществознания средствами игровых технологий.»


Формирование познавательных УУД на уроках истории и обществознания

средствами игровых технологий.



Страшная эта опасность — безделье за партой,

безделье шесть часов ежедневно,

безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли.

В.А. Сухомлинский

На сегодняшний день педагогическая практика испытывает некоторые затруднения. В первую очередь это поток необработанной информации, который идет на учеников и нежелание учиться. Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания путем формирования познавательных УУД относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Традиционные формы уроков не отвечают требованию современных стандартов. Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или текстом учебника, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Данные факты говорят о том, что надо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства формирования познавательных УУД, которые включают:

- овладение приёмами анализа исторического события документов;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение сравнивать, приводить примеры;

-постановку проблемного вопроса или проблемной ситуации, пробуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом и другие.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса.

Познавательная активность – любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.

Познавательные УУД готовят учащихся к самостоятельной работе с информацией (ее поиск, отбор, структурирование, анализ и синтез) и к решению на ее основе различных задач.

Результативная познавательная деятельность способствует формированию целеустремленной личности, которая готова работать и воспринимать все новую и новую информацию; способна адекватно и ответственно подходить к решению важных жизненных обстоятельств; и конечно же реализовывать свои возможности1.

Существует ряд способов, которые помогают формировать познавательную активность учащихся:
1. Нестандартные уроки

  • Урок - «погружения»

  • Урок – деловая игра

  • Урок - соревнование

  • Уроки с групповыми формами работы

  • Уроки взаимообучения учащихся

  • Урок – игра и т.д.


2. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.

  • Коллективные

  • Групповые

  • Индивидуальные

  • Фронтальные

  • Парные.


3. Применение новых информационных технологий

  • Тематические презентации

  • Теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме

  • Видеофрагменты и видеосюжеты

  • Картосхемы и т.д.


Мультимедиа – уроки положительно влияют на познавательную активность учащихся, повышают мотивацию к изучению предмета.


4. Систематическое использование различных средств контроля.

5.Вовлечение учащихся в создание творческих работ.

6.Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”

  В.А. Сухомлинский.



Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение и компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет применение игровых элементов на уроке, которые могут служить своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. 

Для того чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действие, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

Приведу примеры игровых технологий, которые применяю на уроках истории и обществознания:

1.Игра «Мнемотехника» очень тренирует память (память – это главный навык в нашей жизни.) и при этом не меньше нравится учащимся. Необходимо заранее подготовить 10-15 слов (Исторические имена, термины) по изученной или изучаемой теме. Затем учитель их зачитывает, ученики ничего не записывают. После этого в течение1-2 минут ученики их воспроизводят в тетради. Затем выявляется победитель, тот, кто запомнил больше всего слов. Результаты учащихся улучшаются от урока к уроку. Игру можно использовать на уроках обобщения, повторения и систематизации знаний. Так же можно усложнить игру, предложить озвучить значение каждого записанного слова.

По теме «Древняя Греция» можно использовать следующие слова:

1.Полис, стратег, демос, демократия, илоты, фаланга, театр, оратор, палестра, ареопаг.

2.Солон, Мильтиад, Фемистокл, Филипп, Александр , Дарий Третий, Гомер, Леонид , Эсхил.

2. Игра «Найди ошибки» может с успехом использоваться на уроках обобщения или закрепления изученного материала, при изучении нового материала работа строится на основе работы с текстом правильным в течение определенного времени (в зависимости от сложности текста и количества времени на уроке). Затем учитель собирает эти и раздает другие листы с похожим текстом. Только в нем будут ошибки, которые необходимо найти (ошибки носят фактический характер). Помимо занимательности, при регулярном использовании данной игры заметно улучшается зрительная память учащихся. Игру можно использовать в начале урока и для закрепления.

Однажды учитель предложил пятикласснику придумать рассказ из жизни мальчика, живущего в Вавилоне. Давайте прочитаем и выясним, соответствует ли рассказ ученика историческим фактам.

"Мы живем на берегу Тигра. Это красивейшее место в Вавилоне! Все дома здесь построены из обожженного кирпича или белого камня, добываемого поблизости. В то утро меня разбудил Пирхум, который ещё до моего рождения попал в наш дом, где живет на положении раба. Некогда его отец взял в долг у моего отца серебро, а отдать в срок не сумел. Теперь Пирхум совсем старый и уже не мечтает, что ему простят долг и вернут свободу... Путь в школу лежал мимо пристани, где готовился к отплытию торговый корабль. Он был загружен слитками меди и бревнами. То и другое вавилонские купцы рассчитывали выгодно продать в чужих краях. Ещё один корабль прибыл издалека: носильщики выгружали мешки с зерном, в котором так нуждались вавилоняне. Засмотревшись на корабли, я едва не опоздал в школу. Сел на свое обычное место рядом с девочками, рассчитывая на их подсказки".

а) Вавилон расположен на реке Евфрат; б) в Вавилоне не было домов из белого камня; в) рядом с Вавилоном не добывался камень, его просто не было; г) пожизненно рабов не держали и очень часто давали им свободу через несколько лет; д) рабство не передавалось "по наследству"; е) школы были организованы при храмах; ж) древесина и медь ввозились в Вавилон; з) зерно вывозилось купцами из Вавилона; и) за нарушения дисциплины в школах сурово наказывали; к) в школах учились только мальчики.

3. Игра «Восстанови изображение» пользуется большим успехом у  учащихся 5 - 6 классов. Проводится игра по примеру собирания мозаики (пазлов) - из мелких кусочков в одно целое. Эта игра носит не только развлекательный характер, но и обращает внимание на детали, особенности картины, иллюстрирующей какую-либо тему или событие истории. Созданные карточки-пазлы  могут использоваться как при проверке домашнего задания, так и на повторительно-обобщающих уроках.

  4. Игра «Три предложения» помогает  научить выделять главное, видеть основную мысль. Ученикам необходимо выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

5. Игры - головоломки, ребусы, кроссворды так же могут использоваться для формирования познавательной активности учащихся. Чаще эти задания выполняются по ходу рассказа учителя или сразу после него. Ребусы можно использовать на любом этапе урока:  в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления.

Ь

613245

Ответ: Акрополь

Используя игровую деятельность как способ формирования познавательных УУД, учитель должен осознавать, что игра в школьном курсе истории и обществознания, должна быть не единичным событием, а грамотно организованной системой деятельности, которая направлена на качественное и продуктивное восприятие учебного материала. 


Как помочь ученику сформировать познавательные УУД:

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала) 
2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний 
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. 
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.




1 Дорошенко Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 937-943. — URL https://moluch.ru/archive/104/24375/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!