«Формирование предметных результатов на уроке чтения в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результативность работы. Проблемы»
Чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию обучающегося, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса обеспечивает результативность по другим предметам в школе. На уроках чтения решаются как общие с образовательной школой, так и специальные, коррекционные задачи обучения детей.
Задачами уроков чтения являются:
- воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
- формирование у обучающихся техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом, формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
- развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ;
- учить самостоятельно работать с книгой.
В 3 классе для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской литературы, зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения выбрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно.
В 3 классе обучающиеся читают целыми словами. Проводится большая работа по совершенствованию навыка беглого чтения.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. В 3 классе начинается формирование выразительного чтения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений в процессе воспроизведения прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся, развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
Предметными результатами изучения чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС являются полученные обучающимися знания и умения и готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительное чтение наизусть стихотворений.
Достаточный уровень:
- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями для 3 класса. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса используется в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учеников класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения подбираю незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема: 3 класс – 15-20 слов (на начало учебного года), 25-30 слов (на конец учебного года).
Особенности работы с детьми с ОВЗ
1. Каждый урок - продолжение предыдущего, каждый вносит свой вклад в изучаемую тему. Если отработать главные вопросы темы и повторять их на каждом уроке, то к итоговому занятию все ребята тему усвоят.
2. Многократное повторение основного материала – один из приемов работы.
Этим детям необходим период вживания в материал. Нельзя их торопить. Надо учитывать скорость чтения, счёта, письма. Всегда помнить, что ученики сразу не в состоянии пересказать даже понятый материал. Нужно учить всему – слушать, слышать, пересказывать.
3. Необходимо вселять детям веру в то, что они обязательно поймут материал, а для этого чаще давать однотипные задания. Одно задание решили с учителем, другое сообща с классом, третье – каждый индивидуально.
4. Излагать материал надо маленькими дозами. Каждую – закреплять повторением.
5. Придумывать задания, идущие от простого к сложному. По каждой теме!
6. Не гнаться за обилием новой информации. Уметь из изучаемого выбрать главное, изложить его и повторить.
7. Главной составляющей любой методики является общение. Не сумеет учитель расположить к себе детей – не получит результата обучения. Надо не боятся на уроке отвлекаться от темы, постараться рассказать что-нибудь занимательное, интересное, жизненно важное, а затем вернуться к изучаемому. Такие «лирические отступления» мобилизуют внимания ребят.
Проблемы в формировании предметных результатов
Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с ОВЗ приводит к существенным трудностям овладения чтением. Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса чтения, но и понимание прочитанного.
В процессе чтения у детей с ОВЗ наблюдаются различного рода искажения звукослоговой структуры слова. Частыми ошибками являются пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов.
Особенно большие трудности семантического характера выявляются при чтении текста. Так, при пересказе прочитанного дети не могут выделить главную мысль, отразить временные, причинно-следственные связи, оценить ситуацию, поступки действующих лиц.
Таким образом, одной из важных задач на уроках чтения является развитие речи детей, т.к. у детей с нарушением интеллекта очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуют в диалоге. В процессе обучения придерживаюсь структуры урока согласно адаптированной рабочей Программе, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Какие же упражнения использую в работе по совершенствованию навыков чтения?
К ним относятся:
1. упражнения, направленные на развитие четкости произношения
(упражнения в четком проговаривании скороговорок, чистоговорок).
2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения (выработка внимания к окончанию слова).
3. упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память (упражнение «Кто больше увидит»: не отводя взгляда от точки, перечисли предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу).
Результаты обучения.
Рисунок 1. Техника чтения обучающихся за три учебных года
Представленные результаты показывают успешное овладение обучающимися навыками чтения. Успеваемость по данному предмету - 100 %.