СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование предметных результатов на уроке чтения в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результативность работы. Проблемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование предметных результатов на уроке чтения в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результативность работы. Проблемы.»

«Формирование предметных результатов на уроке чтения в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результативность работы. Проблемы»

Чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию обучающегося, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса обеспечивает результативность по другим предметам в школе. На уроках чтения решаются как общие с образовательной школой, так и специальные, коррекционные задачи обучения детей.

Задачами уроков чтения являются:

- воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;

- формирование у обучающихся техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом, формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

- развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ;

- учить самостоятельно работать с книгой.

В 3 классе для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской литературы, зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

Тематика произведений для чтения выбрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно.

В 3 классе обучающиеся читают целыми словами. Проводится большая работа по совершенствованию навыка беглого чтения.
  Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. В 3 классе начинается формирование выразительного чтения.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений в процессе воспроизведения прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся, развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.

Предметными результатами изучения чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС являются полученные обучающимися знания и умения и готовность их применения.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

- осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;

- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- выразительное чтение наизусть стихотворений.

Достаточный уровень:

- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

 При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями для 3 класса. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

 Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

 Возможно выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса используется в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учеников класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения подбираю незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема: 3 класс – 15-20 слов (на начало учебного года), 25-30 слов (на конец учебного года).

Особенности работы с детьми с ОВЗ

1. Каждый урок - продолжение предыдущего, каждый вносит свой вклад в изучаемую тему. Если отработать главные вопросы темы и повторять их на каждом уроке, то к итоговому занятию все ребята тему усвоят.

2. Многократное повторение основного материала – один из приемов работы.

Этим детям необходим период вживания в материал. Нельзя их торопить. Надо учитывать скорость чтения, счёта, письма. Всегда помнить, что ученики сразу не в состоянии пересказать даже понятый материал. Нужно учить всему – слушать, слышать, пересказывать.

3. Необходимо вселять детям веру в то, что они обязательно поймут материал, а для этого чаще давать однотипные задания. Одно задание решили с учителем, другое сообща с классом, третье – каждый индивидуально.

4. Излагать материал надо маленькими дозами. Каждую – закреплять повторением.

5. Придумывать задания, идущие от простого к сложному. По каждой теме!

6. Не гнаться за обилием новой информации. Уметь из изучаемого выбрать главное, изложить его и повторить.

7. Главной составляющей любой методики является общение. Не сумеет учитель расположить к себе детей – не получит результата обучения. Надо не боятся на уроке отвлекаться от темы, постараться рассказать что-нибудь занимательное, интересное, жизненно важное, а затем вернуться к изучаемому. Такие «лирические отступления» мобилизуют внимания ребят.

Проблемы в формировании предметных результатов

Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с ОВЗ приводит к существенным трудностям овладения чтением.  Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса чтения, но и понимание прочитанного.

В процессе чтения у детей с ОВЗ наблюдаются различного рода искажения звукослоговой структуры слова. Частыми ошибками являются пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов.

Особенно большие трудности семантического характера выявляются при чтении текста. Так, при пересказе прочитанного дети не могут выделить главную мысль, отразить временные, причинно-следственные связи, оценить ситуацию, поступки действующих лиц.

Таким образом, одной из важных задач на уроках чтения является развитие речи детей, т.к. у детей с нарушением интеллекта очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуют в диалоге. В процессе обучения придерживаюсь структуры урока согласно адаптированной рабочей Программе, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Какие же упражнения использую в работе по совершенствованию навыков чтения?

К ним относятся:

1. упражнения, направленные на развитие четкости произношения

(упражнения в четком проговаривании скороговорок, чистоговорок).

2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения (выработка внимания к окончанию слова).

3. упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память (упражнение «Кто больше увидит»: не отводя взгляда от точки, перечисли предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу).  

  Результаты обучения.

Рисунок 1. Техника чтения обучающихся за три учебных года

Представленные результаты показывают успешное овладение обучающимися навыками чтения. Успеваемость по данному предмету - 100 %.


Скачать

© 2020, 205 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!