Работа по формированию предпосылок интеллектуальной деятельности является обязательной составляющей комплексного сопровождения детей с РАС. Она особенно важна в случае тяжёлых и осложнённых форм РАС и должна начинаться по возможности в более раннем возрасте (на начальном этапе дошкольного образования детей с РАС – обязательно). Этот раздел работы имеет большое диагностическое значение, так полученные результаты могут прояснить природу и содержание имеющихся когнитивных нарушений, способствовать оптимальному выбору стратегии комплексного сопровождения. В методическом плане формирование предпосылок интеллектуальной деятельности разработано в основном в АВА.
Методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков и знаний ребенка. В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе. Целью психологической коррекции в рамках поведенческого направления является приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения. Она достигается с помощью различных поведенческих тренингов и психорегулирующих тренировок. В рамках данного подхода разработан ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются такие задачи, как построение новых стереотипов поведения; подавление имеющихся неадаптивных стереотипов; осознание условий для проявления новых стереотипов поведения. Начинают работу с таких навыков, как соотнесение и различение.
Используются следующие виды заданий: − сортировка (расположить предметы или картинки рядом с соответствующими образцами); − выполнение инструкции «Найди (подбери, дай, возьми) такой же; − соотнесение одинаковых предметов; − соотнесение предметов и их изображений; − навыки соотнесения и различения предметов по признакам цвета, формы, размера; − задания на ранжирование (сериацию); − соотнесение количества (один – много; один – два – много; и т.д.). Даже при относительно негрубых аутистических нарушениях к отработке перечисленных заданий нужно отнестись очень серьёзно и не пренебрегать формированием и развитием этих, казалось бы, простых навыков, потому что это: − именно тот базальный пласт навыков, без которых невозможно жить в обществе самостоятельно; − прекрасный субстрат для развития коммуникации (включая речевую) и социального взаимодействия, тем более что символическая игра у детей с РАС (особенно с тяжёлыми формами) отсутствует или развита недостаточно; − это возможность «заземлить», привязать к жизни абстрактно-логические процессы, не дать им полностью оторваться от предметно-практического насыщения, что иногда встречается при эндогенных формах аутизма.
Просмотр содержимого документа
«Формирование предпосылок интеллектуальной деятельности»