СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование представлений о семейной родословной как компонент создания представлений младших школьников о семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о семейной родословной как компонент создания представлений младших школьников о семье

Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений о семейной родословной как компонент создания представлений младших школьников о семье»

Формирование представлений о семейной родословной как компонент создания представлений младших школьников о семье

В статье рассмотрены моменты обучения детей младшего школьного возраста понимать родословную семьи.

Ненахова Ирина Серафимовна,

МБОУ «Избердеевская СОШ»

Из проанализированных источников следует, что понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода, что он имеет. Существует два основных способа ведения родословной - по восходящей или нисходящей линии. Собственно родословная отражает отношения кровного родства. Восходящая прямая линия родства - это та, которая идет от данного человека, и мы, его предки. Регистрацию поколений можно начать с себя. В этом случае, вас же и рассматривают как его первое поколение, мать, отец — второе, дедушек и бабушек - третье, и т.д., это называется смешанное происхождение восходящей. «Смешанная» означает, что в линии имеются предки, и мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит в более отдаленных поколениях. Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки-мужчины, называется мужской восходящей родословной.

Составить родословную очень трудно. Обычно проводится работа с родителями по составлению родословной. Дети дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной чаще всего в виде дерева и представляют ее во время совместных развлечений, родительских собраний, проводимых по случаю Международного дня семьи. Не умаляя важность этих мероприятий, важно отметить, что деятельность педагога в процессе составления родословной в этом случае практически отсутствует.

Среди практиков существует и другая точка зрения. Так, часть воспитателей полагает, что в детском саду не следует составлять родословную, поскольку для дошкольников это слишком сложно, возлагают эту обязанность на школу. Такое мнение выражают высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы. Во многом они правы, так как очень хорошо представляют себе целый ряд проблем, которые могут возникнуть.

Самое главное необходимо обратить внимание на особенности развития у детей представлений о составе семьи, о родственных отношениях. Составление родословной предполагает наличие у ребенка достаточно высокого уровня понимания отношений родства, словарного запаса, способность манипулировать в терминах родства.

Специалисты в области онтолингвистики (наука, изучающая речь детей) напоминают о сложности и неоднозначности этого процесса. Первоначально, слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей, «мама», «папа», «деда» (дедушка). Ребенок понимает, что не только у него есть мама и папа, но и у других детей тоже. Родственные отношения признаются как принадлежность. Дети 4-5 лет уже достаточно хорошо ориентированы в родственных отношениях, но часто полагают, что дочь или сын - это обязательно ребёнок, а дедушка и бабушка-пожилые люди. Ребенок дошкольного возраста правильно называет свою маму - мамой, бабушку - бабушкой и т. д., но это не обязательно означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка.

Усвоение терминов и отношений родства детьми происходит сугубо индивидуально, оно связано с личными психологическими особенностями развития ребенка. Для того, чтобы понять, кто есть кто, надо часто вставать в позицию другого. Один из детей может сделать в 3 года, другие - в 6-7 лет. Кроме того, важна роль культурных ценностей и специфики родного языка. Наличие фамилии, имени, призывы к детям со стороны взрослых «сын», «дочь», «внучки» вносят свой вклад в процесс усвоения детьми терминов и отношений родства. Однако, многозначность таких слов, как «дядя», «тетя», «дедушка», и т. д., вносят некоторую путаницу. Действительно, слова «тетя», «дядя» могут означать, отношения родства, но они могут также обозначать всех незнакомых для ребенка женщин и мужчин.

Родословная может быть представлена в виде древа. Тем не менее, следует помнить, что родословная, или генеалогическое древо - мужская нисходящая родословная, но перевернутая. Родословная очень похожа на разветвленное дерево. Имя основоположника располагается на стволе дерева, имена его потомков-на разветвлениях и ветвях. Генеалогическое древо не обязательно рисовать в виде дерева. Есть много вариантов представления родословны: таблицы, в виде схемы. Генеалогические таблицы могут также отражать и восходящие и нисходящие линии родства. Каждое поколение находится на горизонтальной линии, старшинство лиц в каждом поколении, пишет слева направо. В исторической практике известны и круговые генеалогические таблицы. Как правило, это растущие, смешанные родословные. В центре пишут имя человека, чья родословная была сделана, а в каждой из двух, имена предков по материнской и отцовской линии.

Необходимо представить сведения о каждом члене семьи, говорить о его достоинствах и половин круга достижениях. Сведения, которые включаются в генеалогическое описание берутся из резюме, анкетных данных. Сначала записывают фамилию, имя, отчество, дату, месяц, год и место рождения. Затем - фамилию, имя и отчество родителей. По желанию можно указать и другие данные (где человек воспитывался, какое образование получил и т. д.) Существенным дополнением служат фотографии и портреты.

Приведенные выше данные могут служить основой для консультаций, оформления стендов и папок для родителей в группе. К сожалению, традиции, ведения родословной в значительной степени утрачены. Педагог, который взял на себя смелость ознакомить с родословной детей дошкольного возраста, должен заинтересовать родителей, убедить их в необходимости такой работы. Ознакомление дошкольников с родословной невозможно без взаимопонимания, тесного и постоянного контакта с семьями детей. Начать работу с родителями можно с проведения анкетирования или индивидуальных бесед, в ходе которых выяснятся, их позиция по отношению к этой деятельности. Чаще всего педагоги все-таки находят отклик и поддержку.

Проблема составления родословной неизбежно появляется в процессе ознакомления детей младшего школьного возраста с семьей, с ее составом, социальными ролями и семейными отношениями. Из методических исследований следует, что в дошкольном возрасте огромную роль в познании ребенком окружающего мира играет творческое мышление. Поэтому важно, чтобы дети узнали, что все семьи разные, что каждая из них уникальна и примечательна по-своему. Это можно объяснить, используя широкий спектр наглядных пособий: репродукции произведений живописи и графики, относящихся к жанру семейного портрета, модель кукольной семьи, картонные изображения для фланелеграфа или разворота. После того, как воспитатель представил возможные варианты состава семьи, у детей есть потребность поговорить о своей семье, разработать свою схему. Поэтому кажется вполне логичным, если следующий урок посвящен повышению информированности детей дошкольного возраста о своей родословной. Ребенок узнает, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов. Дети могут объяснить, что род объединяет родственников, имеющих то же имя, такое определение является более доступным для понимания детей дошкольного возраста. Истории своей семьи, рода, называется родословная. О своей семье, о своем роде, можно рассказать, создать рисунок. Наиболее доступна к пониманию детей родословной-это восходящая смешанная, которая включает в себя родителей, бабушек и дедушек. В работе с детьми даже дошкольного возраста, желательно не использовать термин «генеалогическое дерево», так как является довольно сложным для восприятия ребенком дошкольного возраста.

Исследователи настаивают, что следует учитывать возрастные особенности детей, вряд ли дошкольнику будет интересно написать имена своих близких, или вставить их фотографии в скучные, прямоугольники или овалы. Воспитателю необходимо заранее подготовить эскизы, показывающие возможные варианты рисунка-схемы родословной. Затем, работа может быть разной. Первый вариант предполагает выполнение детьми вместе с родителями своего генеалогическое дерева. В ходе его исполнения, очень важно участие и помощь педагога, советы, рекомендации для родителей. Далее может быть организована выставка рисунков родословной, дети рассказывают о своей семье, происходит обобщение знаний, развитие нравственных чувств, любви к своей семье, гордости за принадлежность к своему роду. Другой вариант, на занятиях в детском саду составляют свою родословную пишут имена, вклеивают фотографии или рисуют портреты своих близких. После можно также организовать экспозицию, посвященную семье, родословной.

Познание ребенком себя происходит от осознания своей социальной роли в семье и понимание своих отношений с близкими, его принадлежность к своему роду. Это понимание способствует эмоциональной стабильности личности, развитию уверенности в себе, самоуважения, то есть все то, что делает человека личностью. Очень важно, чтобы ребенок знал свою фамилию, адрес, номер телефона, имена родителей, родственников. Это необходимо ему для осознания своей уникальности, а также чтобы было на что опереться в трудной ситуации (если ребенок потерялся). Тем не менее, необходимо, чтобы дети знали, когда можно, а когда нельзя называть свой адрес, номер телефона и даже имя. Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с понятиями имени и фамилии (почему появились имена, фамилии, что они собой представляют, что означают имена конкретных детей, что означают имя и фамилия педагога) является интересной и важной. Важно привить детям любовь к своей семье и гордости за принадлежность к ней.

Таким образом, знания ребенка само по себе является важной частью процесса социализации. Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к своей семье, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков, это задачи, которые должны быть приоритетными для родителей при воспитании своих детей. Деятельность по составлению родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную среду для эмоциональной атмосферы, необходимой для нормального развития ребенка. В работе педагога непосредственно в детском саду наиболее актуальными являются задачи интеллектуального анализа и развития природы. В процессе ознакомления с генеалогией у детей формируются представления о родственных отношениях, развиваются знания о семье, словарный запас обогащается терминами, развивается словесно-логическое мышление. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим фактором, а не наказание или поощрение. Работа по родословной начинается в детском саду, продолжается и в школе, способствуя преемственности в широком смысле этого слова - преемственности поколений, исторического развития в целом.


Список использованной литературы

  1. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи. Мир образования, образование в мире / О.И. Волжина, - М.: Академия, 2001. - 210с.

  2. Козлова С.А. Воспитание патриотических чувств. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, - М.: Просвещение, 1980. - 174 Навайтес Г.С. Семья в психологической консультации / Г.С. Навайтес. - М.: изд. центр «Академия», 1999. - 224с.

  3. Навайтес Г.С. Семья в психологической консультации / Г.С. Навайтес. - М.: изд. центр «Академия», 1999. - 224с.

  4. Райгородский Д.Я. Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений»). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002. - 752 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!