СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование природно-территориальных комплексов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование природно-территориальных комплексов»

Раздел

БИОСФЕРА

ФИО педагога

Жамбурбаев Кайрат Бегазынович

Дата

18.02.2022г

Класс 

Количество присутствующих: 20

отсутствующих:4

Тема урока

Формирование природно-территориальных комплексов

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


7.3.5.1 - объясняет формирование природно-территориальных комплексов: географическая оболочка, материки и океаны, зоны и пояса, ландшафты

Цель урока

Познакомить учащихся с природными зонами, природными комплексами, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену.


Критерии успеха

умеют называть и показывать природно-территориальные комплексы на карте, объяснять причины хрупкости, уязвимости ПК, прогнозировать изменения ПК под влиянием деятельности человека.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Проверка домашнего задания (5мин)

Включение в деловой ритм. Организует внимание, готовность к уроку.

Подготовка класса к работе. Слушают, настраиваются на работу

Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Комплимент».

. Проверка пройденного материала.

По методу «Поп-корн» осуществляет проверку домашней работы.

Блок вопросов: «Особенности почвообразования».

1. Основатель науки о почвах. (В.В. Докучаев).

2. Чем отличается почва от горной породы? (Плодородием).

3. Что является основным поставщиком органического вещества в почву? (Растения).

4. От чего зависит плодородие почвы? (От гумуса).

5. Перечислите условия почвообразования? (Материнская горная порода, растения, животные, климат, рельеф, время).

6. Биологические остатки перегнивают под действием живущих в земле… (Бактерий).



Настраиваются на положительный настрой урока.

Ученики делятся на группы при помощи построения пазлов географической карты.




Собирают пазлы






Набор букв, листы А2




Слайд №1




.Актуализация опорных знаний учащихся. (3 мин)





Парная работа

(10мин)
























Индивидуальная работа

(5мин)






Групповая работа (17мин)





























Чтобы определить тему урока, учитель демонстрирует слайд оболочки Земли, географическую оболочку, затем задает вопрос: Как вы думаете, какова тема урока?

Далее знакомит учащихся с целью урока.

Демонстрирует слайды

Проблемные вопросы: 

1. Какое взаимовлияние и взаимодействие оказывают компоненты природных комплексов друг на друга?

2.Что мы называем природным комплексом?

3. Назовите виды природных комплексов по охвату территории!

4. Из каких оболочек состоит географическая оболочка?

5. Назовите самый большой материк и океан!

6. Назовите Природные зоны мира.

7. Что мы называем «ландшафтом»?

8. Кто дал понятие «Ландшафт»?

9. Назовите закономерности географической оболочки!

Природный комплекс (сочетание компонентов природы: горных пород, воды, воздуха, организмов;

географическая оболочка – крупнейший ПК; важнейшие закономерности географической оболочки: целостность, круговорот веществ и энергии, ритмичность, зональность; несколько видов круговорота веществ и энергии: круговорот воздуха  в атмосфере, круговорот воды, биологический круговорот, круговорот веществ и энергии в земной коре и др.; океанические воды в круговороте обновляются через 3 тысячи лет, а в атмосфере за 10 дней)

2. Биологический круговорот(непрерывно с участием тепла и влаги)

3. Круговорот веществ и энергии в земной коре (основные силы энергия Солнца и внутренняя энергия Земли – рис. 32 на стр. 54; благодаря незамкнутости круговоротов происходит развитие компонентов природы и в целом географической оболочки)

4. Ритмичность (суточная – приливы и отливы, изменение направления ветра, нагревание и охлаждение горных пород в течение суток; годовая – перемена годовой температуры, осадков, времен года, режим рек, животных; ритмы, охватывающие сотни и тысячи лет – землетрясения, горообразование, похолодания, потепления климата, засухи, наводнения – через 11, 22-23, 80-90 лет и т. д.)

5. Природно-территориальные комплексы (крупнейшие – материки и океаны; формируются в течение длительного времени, у каждого ПТК имеются свои определенные границы;антропогенные природные комплексы– созданные человеком – пашни, сады, огород и т. д.)

6. Зональность широтная и высотная поясность

Географический диктант

- Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий почв, увлажнений, растительности и животного мира – это… (Природная зона)

- Главная причина образования различных ПЗ …(Соотношение тепла и влаги)

- ПЗ внешне отличаются…(Растительностью)

- Смена ПЗ на равнинах при движении от экватора к полюсам называется –… (широтная зональность)…

- Смена в горах…(высотная поясность).

Для закрепления изученного материала учитель раздает тексты группам по направлениям

  1. Природный комплекс

  2. Географическая оболочка

  3. Целостность ПТК

  4. Круговорот веществ

  5. Географическая зональность

  6. Ритмичность


Дерево пожеланий



Устно отвечают на вопросы, с объяснением.

Излагает свои мысли.

Каждая группа читает свой параграф, выбирает и предоставляет ключевую информацию из изученного материала на слайдах. После чего каждая группа учащихся, проходят от стола к столу, и внимательно слушает новую информацию. Затем ученики возвращаются в группы и посовещавшись оценивают работу других групп.















Учащиеся устно отвечают на вопросы









Учащиеся заполняют постер в группе, затем демонстрируют его классу




Интерактивная доска

Слайды 2-4









Словесная оценка учителя.






















Взаимооценивание











Стратегия «Стикер»


Листы А3, маркеры

Слайд 5

Слайд 6


Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 15

Слайд 15

Слайд 16


Слайды 17-22





Подведение итогов урока (5 мин)




.Рефлексия:

-Какой материал урока был интересным для вас?

-Какой материал вызвал сложность в освоении?


Дерево Блоба (Blob tree)


Ученики показывают умение обосновывать свое понимание


Записывают д.з. в дневники


Самооценивание


Рефлексивный лист, стикеры




Скачать

© 2022, 473 35

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!