СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование профессиональной компетентности педагогов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы важности и необходимости овладения педагогическим мастерством посредством развития профессиональной компетентности. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональной компетентности педагогов»

Формирование профессиональной компетентности педагогов


Хаирова Арзы Наримановна, преподаватель

высшей квалификационной категории,

Прибрежненский аграрный колледж (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

_____________________________________________________________________________

В статье рассматриваются вопросы важности и необходимости овладения педагогическим мастерством посредством развития профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, инновационная среда, самокорректировка, самопроявление, анализ.


Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая

способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий

уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная

принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений»

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.

Профессиональная компетентность педагога –это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям

знания и др.).

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании. В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а

также использовать их в практической деятельности.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;

  • Исследовательская деятельность;

  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  • Различные формы педагогической поддержки;

  • Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

  • Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности–это динамичный процесс

усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального

опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

1.самоанализ и осознание необходимости;

2.планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

3.самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития

обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.

Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для педагогических работников. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления. С психологической точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации ресурсов и способностей человека. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства, но к творческому поиску оптимальных средств, форм,

методов обучения и воспитания обучающихся, может приобщиться каждый. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.

В современных условиях педагог –это прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самосовершенствовании и разумном использовании передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновационным потенциалом. Инновационный потенциал педагога –это совокупность характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность

развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.

Эффективность подготовки на уровне современных требований к высококвалифицированным специалистам, отвечающих запросам и интересам общества, государства и владеющих необходимыми знаниями, умениями

и навыками, обладающих высокой культурой и конкурентоспособных, определяется развитием профессиональной компетентности педагогов, их взаимоотношениями в процессе педагогической деятельности, мотивацией к самосовершенствованию и самообразованию.

Таким образом, профессиональные компетенции позволяют охарактеризовать профессиональную деятельность педагога, как субъекта образовательного процесса, находить особенность этого процесса, выраженное в способности действовать адекватно в соответствии с представленными требованиями.


Литература

1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. – М.:НМЦСПО, 2009. – 528 с.

2. Гусинский Э. Н. Введение в философию образования – М.:Логос, 2001. – 224 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. -2-е изд., доп. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 394 с.

4. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика – 2004. . – № 11. – С. 46 – 78.

5. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя //Педагогика–1995. – № 5 – С. 55 – 67.

6. Турчинов А. И. Профессионализм и кадровая политика теории и практики. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 172 с.

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Интернетжурнал «Эйдос» – 2007. – http://eidos.ru/journаl/2002/0423.htm. – Внадзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос».

8. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность педагога //Педагогика. – 1999. – № 1 – С. 63 – 69.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!