СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование профессиональных навыков у лиц с ОВЗ на уроках профессионально – трудового обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для журнала: "Формирование профессиональных навыков у лиц с ОВЗ на уроках профессионально – трудового обучения"

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональных навыков у лиц с ОВЗ на уроках профессионально – трудового обучения»

Учитель производственного обучения

Плавская Евгения Юрьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №7 для детей с ОВЗ г.Курчатова»

307250, Курская область, г.Курчатов

Ул.Садовая, 51/4-5

[email protected]


Формирование профессиональных навыков у лиц с ОВЗ на уроках профессионально – трудового обучения


Лица с ОВЗ, профессионально – трудовое обучение, озеленение, зеленое хозяйство, рабочий, производственное обучение


С каждым годом всё чаще наблюдается проблема трудоустройства людей с ОВЗ. Причин тому достаточно много - это кризис, который сейчас переживается во всех экономически развитых странах, оторванность профессиональной подготовки в школе от требований работодателей, недостаточно сформированная материальная база школы для обучения детей с ОВЗ овладению профессией, сложность применения ими трудовых навыков в своей деятельности.

Но с другой стороны - остро стоит проблема нехватки кадров рабочих специальностей, которые зачастую малооплачиваемы, имеют рутинных характер и не привлекают людей, которые имеют высшее или средне – специальное образование. С увеличением площадей городов, развитием промышленности, становится острой проблема создания экологически приятной обстановки в городе, благоустройства зеленых насаждений для нормальных условий для жизни человека.

Благоустройство и озеленение– это комплекс работ по созданию и использованию зелёных насаждений в населенных пунктах. В градостроительстве благоустройство и озеленение является составной частью общего комплекса мероприятий по планировке, застройке населенных мест. Приятно гулять по городу, в котором разбиты клумбы, есть парки, аллеи, скверы, где можно погулять с ребёнком, встретиться с друзьями, посидеть на лавочке среди деревьев и цветущих кустарников.

Именно поэтому в школе для детей с ОВЗ необходимо было создать классы профессионально – трудового обучения (10-12 классы), после окончания которых обучающиеся получают специальность «Рабочий зеленого хозяйства». МКОУ «Школа для детей с ОВЗ №7» г.Курчатова Курской области уже много лет подготавливает рабочих этой профессии.

Для профессии «Рабочий зеленого хозяйства» необходимым и важным условием является знание:

- технической и агротехнической подготовки территории под озеленение;

- как правильно выбрать посевной и посадочный материал;

- правильной посадки деревьев и кустарников, устройство газонов и цветников;

- правильного подбора удобрений и ядохимикатов;

- требований  гигиены и  безопасности труда, производственной санитарии.

Перед учителем, работающим в сфере производственного обучения в школе для детей с ОВЗ, стоят ряд важных задач, которые в течение трех лет он должен решать. Принимая во внимание сниженный познавательный интерес, эмоциональную неустойчивость, нарушения речи, затруднение в социальном развитии у обучающихся с нарушением интеллекта, необходимо разработать и внедрить программу, которая бы позволила обучающимся не только овладеть профессией, но и социализироваться, стать полноценным членом работающего общества. И для формирования профессиональных навыков важно развить интерес к природе, к работе с землей, к выращиванию различного вида растений (декоративных кустарников, комнатных и садовых цветов), к изучению предметов «Основы почвоведения и земледелия», «Основы дендрологии и зеленого хозяйства», «Цветоводство», «Защита декоративных растений от болезней и вредителей», которые входят в программу профессионально – трудового обучения.

Задачи изучения этих предметов решаются на уроках озеленения в 10 - 12 классах. В нашей школе есть две теплицы, которые работают круглогодично. На примере выращивания калл в наших теплицах обучающиеся могут изучать принципы промышленного цветоводства, особенности ухода за цветами и рассадой в теплице, самостоятельно применять свои знания на практике. Каким образом это происходит? На уроках по почвоведению изучается вода, её влияние на рост растений. В теплице обучающиеся могут наблюдать, что происходит с растением при недостаточном или чрезмерном поливе. Казалось бы, что эти наблюдения носят элементарный характер. Но если речь идёт об уроке в коррекционной школе, то даже простые примеры должны постоянно повторять и закрепляться, желательно с опорой на наглядный объект. Пример: обучающаяся при поливе «залила» рассаду сальвии в ящике. Учитель делает замечание, но этот ящик не убирает, а отставляет в сторону, чтобы обучающиеся на прямом примере увидели, что позже случится с растениями. Рассада начинает болеть, заболевает «черной ножкой» и позже все растения в ящике гибнут. На уроке еще раз повторяем, что чрезмерный полив губителен для рассады, для комнатных цветов, приводя пример случай с сальвией (соблюдая педагогический такт, чтобы ситуация не могла обидеть обучающуюся, которая сделала эту ошибку). Обучающиеся должны понимать, что халатное отношение к растениям, плохой полив, недостаток света, минеральных веществ также отрицательно скажется на развитии растений, что ответственность за растения лежит на тех, кто их выращивает.

В теплицах обучающиеся самостоятельно поливают каллы и рассаду летников, убирают лишние листья, рыхлят почву, опрыскивают средством для завязи бутонов, контролируют температурный режим. Теплица в обязательном порядке оснащена инструкцией по технике безопасности, обучающиеся работают в рабочей одежде. Инструкции по ТБ необходимо постоянно с обучающимися повторять (помимо заполнения журналов по проведению инструктажа), это очень важно!

В ходе изучения предметов «Почвоведение» и «Защите растений от болезней и вредителей» школьники получают знания об удобрениях, каких минеральные вещества они содержат. Для закрепления данных знаний проводятся экскурсии в магазины, где ребятам предлагается выбрать удобрение, которое подходит для выращиваемых цветов, сравнить цены и выбрать то, которые устраивает по всем параметрам. Такой подход позволяет узнать, насколько хорошо обучающиеся разбираются в данном вопросе, возникают ли у них проблемы при выборе в магазине, смогут ли обратиться к продавцу – консультанту (учитывая, что обучающиеся испытывают затруднения в общении с посторонними людьми, которые нужно корректировать), сумеют ли рассчитать сумму, проверить срок годности товара и т.д.

В работе по озеленению необходимо создать благоприятную воспитательную среду, в которой подросток с интеллектуальной недостаточностью мог бы самореализоваться, суметь достичь положительного результата в своей деятельности. Ведь кроме обучения, развития, воспитания, работа по профессии должна быть в удовольствие, заставлять двигаться дальше, заинтересовывать в успехе. Для меня, как для учителя, очень приятно, когда обучающиеся подходят с просьбой дать отросток какого- либо растения или просят консультацию по уже имеющемуся дома комнатному цветку. Это значит, что у них появился интерес к предмету, который я у них веду.

Выращиваемые в теплице каллы приносят особое удовольствие всему коллективу школы. Красивые букеты для гостей нашей школы поднимают настроение всем участникам процесса. Гости радуются таким великолепным цветам, а ребята гордятся, что их труд по выращиванию цветов оценён. Клумбы перед школой всегда ухоженные, дети высаживают рассаду, которую самостоятельно вырастили из семян.

В этом году в порядке эксперимента на уроках озеленения обучающиеся занимались выгонкой гиацинтов. За счет средств учителя осенью были приобретены луковицы гиацинтов, стаканы и специальный грунт. И в конце февраля в теплице стоял аромат распустившихся гиацинтов. Расчеты, которые мы провели вместе с детьми, показали, что при продаже цветущих гиацинтов школы бы получила экономически выгодный проект (было потрачено на 15 луковиц гиацинтов и материалы 1075 рублей, а получено при продаже 2700 при стоимости одной выгонки 180 рублей.) Но, так как коммерческой деятельностью школа заниматься не может, луковицы гиацинтов оставлены для посадки на следующий год.

Этой весной городская администрация заказала нашей школе рассаду однолетников. Теперь, помимо калл, в теплице уже зеленеют петунии, сальвия, анютины глазки, агератум, иберис.

В ходе обучения профессии «Рабочий зеленого хозяйства» решаются вопросы профессиональной ориентирования людей с ОВЗ.

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!