Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря –
формирование умения учиться .
Требования ФГОС:
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
- Как оценивать действия детей, связанные с поиском нового?
- Сам факт активности, поднятую руку?
- Качество высказывания ребенка, его близость к конечной истине?
Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.
Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки . Оно позволяет определить усвоен или не усвоен ( и в какой степени ) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.
Л. Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.
Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки
заключается в самоконтроле обучающегося,
его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:
- умение перед началом работы спланировать ее;
- умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
- умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
- умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением;
- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Оценка учителя – это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны:
– с помощью учителя искать однозначные, предельно четкие критерии оценки;
– участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем.
Самооценка помогают детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.
Алгоритм формирования самооценки на уроке:
- Понимаю задание и определяю цель его выполнения.
Алгоритм понимания задания: читаю задание; представляю результат;
определяю форму выражения результата; составляю план действий.
2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем: необходимый - соответствие требованиям государственного стандарта, программный - максимальный - сверх школьных требований.
3. Разрабатываю в диалоге с учителем критерии правильности выполнения
задания, которые можно оформить в виде оценочной шкалы или таблицы .
5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания.
6. Провожу самооценку полученного результата и выражаю ее в форме символов или оценочной шкалы.
7. Сравниваю конечный результат с целью.
8. Определяю уровень своей успешности и выражаю его в баллах успешности.
«Цветовые дорожки »
«Сегодня я справился с этим заданием на …»
«Светофор»
«Линеечка». Способ оценивания, направленный на оценку формирования определенного навыка
«Радуга».
« Древо творчества ».
Приемы формирования самооценки
«Мы – вместе».
«Оценочный лист»
№ задания
1
Оценка ученика
Оценка учителя
2
3
Итоговый вывод
4
Основные умения
№ задания
Я умею находить….
Я знаю правило о …..
Прогностическая оценка
Я смогу правильно …..
Итоговая оценка
Приемы формирования самооценки
«Лесенка»
для работы в парах
«Сосед по парте»
Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке.
Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики.
Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием.
Положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:
- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;
- в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия ;
- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта ;
- умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я».
- повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.
http://www.cvartplus.ru/
Правила при работе с Портфолио учеников:
1. Необходимость введения портфолио должна быть осознанна и принята родителями и педагогами.
2.Портфолио ребенка должно вестись и регулярно пополняться новыми сведениями всеми участниками процесса.
3.По материалам портфолио необходимо проводить индивидуальную работу, как с учащимися так и с родителями.
4. Учащиеся должны иметь возможность обращаться к своему портфолио, если им это необходимо.
5. В конце четверти и года родители могут быть ознакомлены с материалом портфолио, использовать материалы для организации общения с собственным ребенком.
6. Содержание портфолио недолжно стать материалом для наказания или мести ребенку.
7. Работа с портфолио не должна быть формальной.
Наличие портфолио помогает:
- в оценке физического, психического и интеллектуального состояния ребенка.
-в определении изменений в интеллектуальном и личностном развитии школьника, изучении проблем, связанных с его воспитанием и развитием.
- в формировании нравственных качеств в личности.
Использованная литература:
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001
- Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с.
- Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. — Л., 1935. с. 146
- Липкина А. И. Самооценка школьника.— М., 1976. с.68.
- Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.
- Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. М.: Рассказовъ, 2002