СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самооценки обучающихся структуре учебной деятельности в рамках ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приорететной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие споосбности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Просмотр содержимого документа
«Формирование самооценки обучающихся структуре учебной деятельности в рамках ФГОС ООО»

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться .

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря –

формирование умения учиться .

Требования ФГОС: Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Как оценивать действия детей, связанные с поиском нового? Сам факт активности, поднятую руку? Качество высказывания ребенка, его близость к конечной истине?

Требования ФГОС:

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

  • Как оценивать действия детей, связанные с поиском нового?
  • Сам факт активности, поднятую руку?
  • Качество высказывания ребенка, его близость к конечной истине?
Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки . Оно позволяет определить усвоен или не усвоен ( и в какой степени ) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.

Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.

Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки . Оно позволяет определить усвоен или не усвоен ( и в какой степени ) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.

Л. Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.

Л. Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося,  его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Главный смысл самооценки

заключается в самоконтроле обучающегося,

его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:   - умение перед началом работы спланировать ее; - умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; - умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля; - умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением; - умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:

- умение перед началом работы спланировать ее;

- умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

- умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

- умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением;

- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Оценка учителя  – это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны: – с помощью учителя искать однозначные, предельно четкие критерии оценки; – участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем. Самооценка помогают детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.  

Оценка учителя  – это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны:

– с помощью учителя искать однозначные, предельно четкие критерии оценки;

– участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем.

Самооценка помогают детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

 

Алгоритм формирования самооценки на уроке: Понимаю задание и определяю цель его выполнения. Алгоритм понимания задания:  читаю задание;  представляю результат; определяю форму выражения результата;  составляю план действий. 2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем: необходимый - соответствие требованиям государственного стандарта, программный - максимальный - сверх школьных требований. 3. Разрабатываю  в диалоге с учителем критерии правильности выполнения задания, которые можно оформить в виде оценочной шкалы или таблицы . 5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания. 6. Провожу  самооценку   полученного результата и выражаю ее в форме символов или оценочной шкалы. 7. Сравниваю конечный результат с целью. 8. Определяю уровень своей успешности и выражаю его в баллах успешности.

Алгоритм формирования самооценки на уроке:

  • Понимаю задание и определяю цель его выполнения.

Алгоритм понимания задания: читаю задание; представляю результат;

определяю форму выражения результата; составляю план действий.

2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем: необходимый - соответствие требованиям государственного стандарта, программный - максимальный - сверх школьных требований.

3. Разрабатываю в диалоге с учителем критерии правильности выполнения

задания, которые можно оформить в виде оценочной шкалы или таблицы .

5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания.

6. Провожу  самооценку   полученного результата и выражаю ее в форме символов или оценочной шкалы.

7. Сравниваю конечный результат с целью.

8. Определяю уровень своей успешности и выражаю его в баллах успешности.

«Цветовые дорожки » «Сегодня я справился с этим заданием на …» «Светофор»

«Цветовые дорожки »

«Сегодня я справился с этим заданием на …»

«Светофор»

«Линеечка». Способ оценивания, направленный на оценку формирования определенного навыка

«Линеечка». Способ оценивания, направленный на оценку формирования определенного навыка

«Радуга». « Древо творчества ».

«Радуга».

« Древо творчества ».

Приемы формирования самооценки  «Мы – вместе». «Оценочный лист» № задания 1 Оценка ученика Оценка учителя 2     3 Итоговый вывод       4               Основные умения № задания Я умею находить…. Я знаю правило о ….. Прогностическая оценка Я смогу правильно ….. Итоговая оценка

Приемы формирования самооценки

«Мы – вместе».

«Оценочный лист»

задания

1

Оценка ученика

Оценка учителя

2

 

 

3

Итоговый вывод

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

Основные умения

задания

Я умею находить….

Я знаю правило о …..

Прогностическая оценка

Я смогу правильно …..

Итоговая оценка

Приемы формирования самооценки  «Лесенка»  для работы в парах «Сосед по парте»

Приемы формирования самооценки

«Лесенка»

для работы в парах

«Сосед по парте»

Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных мето­дик и применение их на уроке. Форми­рующее оценивание помогает каждому учителю получить ин­формацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики.  Педагоги могут на основе полученной обратной свя­зи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием.

Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных мето­дик и применение их на уроке.

Форми­рующее оценивание помогает каждому учителю получить ин­формацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики.

Педагоги могут на основе полученной обратной свя­зи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием.

Положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника: осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний; в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия ; уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта ; умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я».  - повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.

Положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

  • осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;
  • в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия ;
  • уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта ;
  • умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я».

- повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.

http://www.cvartplus.ru/

http://www.cvartplus.ru/

Правила при работе с Портфолио учеников: 1. Необходимость введения портфолио должна быть осознанна и принята родителями и педагогами. 2.Портфолио ребенка должно вестись и регулярно пополняться новыми сведениями всеми участниками процесса. 3.По материалам портфолио необходимо проводить индивидуальную работу, как с учащимися так и с родителями. 4. Учащиеся должны иметь возможность обращаться к своему портфолио, если им это необходимо. 5. В конце четверти и года родители могут быть ознакомлены с материалом портфолио, использовать материалы для организации общения с собственным ребенком. 6. Содержание портфолио недолжно стать материалом для наказания или мести ребенку. 7. Работа с портфолио не должна быть формальной.

Правила при работе с Портфолио учеников:

1. Необходимость введения портфолио должна быть осознанна и принята родителями и педагогами.

2.Портфолио ребенка должно вестись и регулярно пополняться новыми сведениями всеми участниками процесса.

3.По материалам портфолио необходимо проводить индивидуальную работу, как с учащимися так и с родителями.

4. Учащиеся должны иметь возможность обращаться к своему портфолио, если им это необходимо.

5. В конце четверти и года родители могут быть ознакомлены с материалом портфолио, использовать материалы для организации общения с собственным ребенком.

6. Содержание портфолио недолжно стать материалом для наказания или мести ребенку.

7. Работа с портфолио не должна быть формальной.

Наличие портфолио помогает: - в оценке физического, психического и интеллектуального состояния ребенка. -в определении изменений в интеллектуальном и личностном развитии школьника, изучении проблем, связанных с его воспитанием и развитием. - в формировании нравственных качеств в личности.

Наличие портфолио помогает:

- в оценке физического, психического и интеллектуального состояния ребенка.

-в определении изменений в интеллектуальном и личностном развитии школьника, изучении проблем, связанных с его воспитанием и развитием.

- в формировании нравственных качеств в личности.

Использованная литература: Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001 Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. — Л., 1935. с. 146 Липкина А. И. Самооценка школьника.— М., 1976. с.68. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. М.: Рассказовъ, 2002

Использованная литература:

  • Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001
  • Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с.
  • Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. — Л., 1935. с. 146
  • Липкина А. И. Самооценка школьника.— М., 1976. с.68.
  • Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.
  • Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. М.: Рассказовъ, 2002


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!