Изготовление пособия для формирования сенсорных эталонов:
цвет, форма, величина.
Учитель-дефектолог Авдюкова С.О.
ГБОУ «Центр «Дар»
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению пособия для формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие поможет освоить цвета, формы, величины. Освоение этих сенсорных эталонов – важный этап чувственного познания мира ребенка. Это в дальнейшем поможет ему замечать особенности предметов и явлений.
В норме, желтый и синий цвет ребенок начинает различать первыми. К 3-м годам осваивает 4 основных цвета, к 4-м семь: желтый, синий, красный, зеленый, коричневый, белый, черный. У ребенка с ОВЗ этот процесс затягивается иногда на весь дошкольный период.
Что понадобится для изготовления пособия? Цветной картон, ножницы, циркуль, карандаш, линейка. Вырезаем из каждого цвета круги, квадраты, прямоугольники, треугольники – большие и маленькие (средние). Пособие готово. Можно переходить к игра и упражнениям. Начинаем с простых, и переходим к сложным.
1. «Найди такой же цвет (форму, величину)».
Ребенок ищет в комнате все синие, желтые, красные и т.д. предметы.
Затем ищет круглые, квадратные и т.д. предметы.
Далее: все большие, маленькие, средние предметы в комнате.
2. «Разложи по цвету, форме, величине».
Ребенок выбирает все красные, синие, желтые и т.д. фигуры.
Затем все круги, квадраты, треугольники и т.д.
Далее: все большие фигуры, маленькие, средние.
3. «Назови цвет, форму, величину».
Ребенку показывается фигура, он называет ее цвет, у другой фигуры - форму, у третьей - величину.
Далее усложняем и предлагаем назвать цвет и форму.
Затем цвет, форму и величину одной фигуры.
4. «Четвертый лишний».
Предлагаем три фигуры похожей форму, четвертую – другой.
Затем предлагаем три фигуры одинакового цвета, четвертую – другого.
5. «Сложи предмет».
Предлагаем сначала по образцу, а затем самостоятельно выложить из цветных фигур: Неваляшку, Светофор, Домики, Машину.
Выполняя каждое упражнение, будем уточнять цвет, форму и величину. Будем помнить последовательность закрепления этих понятий, начиная с соотнесения, узнавания по названию и самостоятельное называние.
Если у вас появилось свободное время, проведите его с пользой, с ребенком.