Просмотр содержимого документа
«Формирование социальных компетенций у воспитанников с умственной отсталостью в контексте основные направлений ФГОС»
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат № 11»
«Формирование социальных компетенций у воспитанников с умственной отсталостью в контексте основных направлений ФГОС»
Докладчик социальный педагог:
Соломенникова Фларида Ясавиевна
Ванино 2017 г
Социальная компетенция воспитанников с умственной отсталостью (нарушение интеллекта) – представляет собой набор знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта в определенных сферах деятельности. Это уровень развития личности, связанный с качественным освоением содержания образования, готовность и способность к социальному взаимодействию, единство социальной адаптированности и мобильности, которое проявляется в требованиях и нормах к подготовке выпускника.
Отечественные педагоги и психологи предлагают формировать у обучающихся следующие компетенции: - ценностно – смысловые; - учебно – познавательные; - информационные; - коммуникативные; - социально – трудовые. Европейский вариант ключевых компетенций включает умение: - изучать; - искать; - думать; - сотрудничать; - приниматься за дело; - адаптироваться.
В Российской Федерации, на фоне социально – экономических преобразований продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции выпускника с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) его социальной защиты, помощи семье. На данном этапе развития весь процесс обучения воспитания ребенка направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Социальная – бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых (нарушением интеллекта) детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом – нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно в решении социальных и бытовых задач.
На протяжении многих лет наше образовательное учреждение ориентирована для всех категорий обучающихся независимо от степени выраженности дефекта. Работа проводится по следующим направлениям: - помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием обучающегося; - помощь обучающимся в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы; - распознание, диагностирование и разрешение проблем, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы обучающихся, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий;
- индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье; - выявление потребностей обучающихся и разработка мер помощи конкретным обучающимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций; - помощь педагогам в разрешении конфликтов с обучающимися, в выявлении проблем в учебно – воспитательной работе и определении мер их преодоления; - участие в проектировании и разработках планов и программ по различным направлениям деятельности школы; - пропаганда и разъяснения прав и обязанностей обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов.
Практика показывает, что многие выпускники оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Они часто меняют место работы, не всегда объективно – обоснованно не удовлетворены заработком. Испытывают значительные трудности в установлении контакта с членами коллектива, не участвуют в общественной жизни предприятия. У них возникают проблемы в распределении бюджета, рационально вести домашнее хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, наблюдается иждивенческие настроения. Руководители предприятий и учреждений, на которых работают выпускники предъявляют к ним серьёзные претензии. Утверждают, что выпускники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.
На это есть причины: - не умеют продуктивно общаться с людьми; - у них не хватает самостоятельности; - низкий уровень знаний об окружающей среде; - не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных- поведенческих особенностей; - им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков; - неспособность выпускников применять полученные знания в различных жизненных ситуациях; - несформированность мотивов и интересов к хозяйственно – бытовой деятельности; - завышенная самооценка.
«Человек является социально - компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации»
Спасибо за внимание!