СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование стрессоустойчивости- один из основных аспектов профилактики эмоционального выгорания педагога.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стресс - это состояние, возникающее под влиянием каких-то воздействий. Причем это состояние напряжения зачастую сопровождается перестройкой защитных сил организма. Большинство людей мучительно переживают драматические события, происходящие не только в их жизни, но и в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование стрессоустойчивости- один из основных аспектов профилактики эмоционального выгорания педагога.»

Формирование стрессоустойчивости- один из основных аспектов профилактики эмоционального выгорания педагога





Аннотация



Стресс - это состояние, возникающее под влиянием каких-то воздействий. Причем это состояние напряжения зачастую сопровождается перестройкой защитных сил организма. Большинство людей мучительно переживают драматические события, происходящие не только в их жизни, но и в обществе. При этом многие не могут управлять стрессом, не умеют переключаться, уходить от подобных переживаний, «затревая в них», и тогда эти переживания, не находя выхода, накапливаются и вызывают самые разнообразные болезненные изменения - от вегето-сосудистых дистоний до опухолей. Вот почему всем (а учителям - в первую очередь), необходимо научиться противодействовать стрессу, развив в себе способность к стрессоустойчивочти. Методические рекомендации помогают педагогам найти пути выхода из стрессовых ситуаций, проводить профилактические мероприятия болезней, связанных со стрессом.

















Что такое стресс?

Расхожее сегодня слово «стресс» практически знакомо всем, но далеко не все в точности представляют, что оно означает и как его преодолеть. Еще в 1936 году знаменитый канадский врач и биолог, директор института экспериментальной медицины и хирургии Ганс Селье определил стресс как «давление, нажим, напряжение».

Таким образом, стресс - это состояние, возникшее под влиянием каких-то сильных воздействий. Причем это состяние напряжения зачастую сопровождается перестройкой защитных сил организма.

Ганс Селье ввел также понятие и «дистрессе». Если стресс - это вообще напряжение, давление или нажим, то дистресс - это горе, несчастье, трагедия. Человеку необходимо бороться с дистрессовыми ситуациями, стремиться быстрее выходить из них. Однако опасным для человека может быть и постоянно действующий стресс. Очень уязвимой категорией людей являются педагоги, в силу специфики их деятельности, которая возлагает на учителя большую психологическую нагрузку, требует от него высокого уровня эмоционального напряжения, самоконтроля.

Однако нужно помнить, что стрессорами могут быть не только эмоциональные факторы (испуг, тревога, гнев, печаль, горе, радость и т.д.), но и травмы, болезни, холод, жара, резкие изменения экологии, некоторые лекарственные препараты и даже продукты питания. К истощению защитных сил нашего организма нередко приводят и внутренние (особенно длящиеся продолжительное время) конфликты, когда человек испытывает разочарование от не возможности достижения чрезвычайно важной для него цели, угрызения совести от содеянного, неудовлетворенности работой, а то и своей жизнью.

Большинство людей мучительно переживают драматические события, происходящие не только в их жизни, но и в обществе. При этом многие не могут управлять стрессом, не умеют переключаться, уходить от подобных переживаний, «затревая в них», и тогда эти переживания, не находя выхода, накапливаются и вызывают самые разнообразные болезненные изменения - от вегето-сосудистых дистоний до опухолей. Вот почему всем (а учителям - в первую очередь), необходимо научиться противодействовать стрессу, развив в себе способность к стрессоустойчивочти.



Стрессоры в педагогической деятельности.



Известные стрессоры, вызывающие нервные состояния у учителей можно разделить на пять групп с учетом убывания их частоты.

Группу первую составляют стрессоры, детерминированные условиями педагогического труда. Располагая их по алфавиту можно получить своеобразный дескрипторный минисловарь.

Группа 1. Стрессоры, вызываемые условиями учительского труда.

Быстрое переключение на работу по-новому.

- Материальные затруднения.

- Монотонная работа.

- Необходимость работать дома (подготовка к занятиям, проверка тетрадей).

- Отсутствие стимулов для качественной работы.

- Нереализуемые профессиональные знания и умения.

- Перегрузка внеурочной деятельностью.

- Перегрузка уроками.

Группа 2. Стрессоры, возникающие по личностным причинам.

- Боязнь администрации, инспектуры.

- Дефицит знаний психологии учащихся.

- Когнитивный диссонанс.

- Нехватка времени.

- Нехватка знаний по педагогическим технологиям.

- Ошибка в выборе профессии.

- Ошибка в общении с учащимися, коллегами, администрацией, родителями учащихся.

- «Сгорание» на работе.

- Чувство высокой ответственности за результаты работы.

Группа 3. Стрессоры административного характера:

- Аттестация педагогического профессионализма.

- Внушение учителям администрацией неполноценного профессионального труда.

Повышенный контроль за работой учителя.

- Конфликты с администрацией.

- Недоверие со стороны администрации.

- Оскорбления со стороны коллег.

Группа 4. Стрессоры – конфликты с учащимися.

- Конфликты с родителями учащихся.

- Конфликты с учащимися.

- Низкая успеваемость учащегося по предмету.

- Плохая дисциплина учащихся на уроках.

Группа 5. Стрессоры в общении с коллегами.

- Конфликты, мотивированные негативными проявлениями в оценках деятельности и личностных качеств партнеров по работе.

- Конфликты немотивированные (психофизическая несовместимость, безотчетная неприязнь и т.д.).

- Одиночество из-за замкнутости или позиции «отвергаемого» в коллективе.

- Столкновение на почве антагонизма в педтехнологии.

Стрессовые состояния учителей

При всех разновидностях нервных переживаний учителей, вызываемых стрессорами, стрессовые состояния поддаются группировке. Каждая из групп, в свою очередь, может быть детализирована на подгруппы по разным основаниям: глубине, длительности, тяжести нервных потрясений. Условно при укрупненном подходе выделяются две группы стрессовых состояний учителей.

Группа 1. Стрессовые состояния психические.

- Гневное самовыражение в словах, поступках.

- Депрессия.

-Дурные предчувствия.

- Озлобленность против учителей и администрации.

- Нервное потрясение.

- Ригидность когнитивная (переживание трудностей перестройки восприятия и представлений в изменившейся обстановке).

- Страх (переживание угрозы нормальной жизнедеятельности и профессиональной самореализации учителя).

- Тревожность.

- Стыд.

- Фрустрация (переживание неудачи).

Группа 2. Стрессовые состояния нравственно-психические

- Озлобленность против партнеров по педагогической деятельности, включая учащихся, учителей, проявляемая в поведении и поступках.

- Отвращение к коллегам, демонстрируемое в поведении и отношениях.

- Чувство неопределенности в месте работы, проживании.

- Чувство неустроенности в социальном плане.

- Утрата интереса к работе.

Пути выхода из стрессовой ситуации учителей

Группа 1. Изменения среды.

- Общение с домашними животными.

- Общение с людьми, где чувствуете себя комфортно.

- Погружение в среду, которая может нейтрализовать стрессовые переживания. Это музыка, литература, искусство, театр, природа, среда непривычного пребывания.

- Пребывание в эмоционально воздействующей среде: на кладбище, в больнице, доме ребенка, в доме престарелых, на спортивных соревнованиях, в церкви.

- Путешествие в отпускное время.

- Смена класса, в котором работаете.

- Смена профессии.

- Круизы, путешествия, экскурсии.



Группа 2. Антистрессовые средства

- Вступление в сообщество партнеров по увлечениям.

- Дыхательная гимнастика.

- Исповедь перед родителями.

- Исполнение молитвы.

- Занятие гимнастикой.

- Мысленное перевоплощение в других.

- Обращение к естественным эротическим эмоциям.

- Прием успокаивающих процедур: водные, психотактильные, аттрактантные.

- Поиск выходов из стрессового состояния посредством мысленных экспериментов и сценариев с перевоплощением себя в роли противников.



Группа 3. Средства вытесняющего воздействия

- Императив слез.

- Использование физических нагрузок.

- Обращение к домашним хозяйственным делам.

- Планирование фаз расслабления во время уроков.

- Чтение религиозной литературы.

- Чтение комиксов.

- Устройство на работу по совместительству.



Группа 4. Корректировка своего поведения

- Избегание изоляции от окружающих.

- Избегающее поведение (обход стрессов, уклонение от них).

- Интроверсия (уход в себя).

- Освоение опыта работы и поведения коллег.

- Переход на жесткий ритм жизнедеятельности.

- Смена отношений с коллегами.



Группа 5. Самокорректировка личности

- Внутренние диалоги с собой и партнерами по стрессовым темам.

- Исповедь перед собой.

- Освоение технологий своего педагогического профессионализма.

- Получение послевузовского (второго) образования.

- Принятие и реализация программы самообразования.

- Самовнушение, нейтрализующее стрессовые состояния.

Тревожные симптомы стрессового поведения

Запредельное, запороговое воздействие стресса на организм и психику человека вызывает различного ода болезненные проявления.

- Приступы головокружений, потемнение в глазах вплоть до полного нарушения сознания.

- Повышенная потливость ладоней.

- Приступы учащенных сердцебиений или «замираний» сердца.

- «Блуждающие» боли в шее и спине.

- Постоянные или приступообразные головные боли без значительного изменения артериального давления.

- Дрожь в руках.

- Нестабильность артериального давления.

- Непреодолимое внутреннее беспокойство.

- Чувство постоянного напряжения.

- Сонливость днем.

Если же подобных болезненных проявлений у человека до этого никогда не было и возникли на фоне какой-то стрессовой ситуации, не имея никакой другой причины, то это является показателем начинающегося невроза, или же так называемого «психосоматического заболевания».



Антистрессовые приемы

В целях сохранения нервно-психического и физического здоровья необходимо овладеть системой методов, помогающей педагогам не попасть в «стрессорный план». Австралийские психологи рекомендуют соблюдать:



10 профилактических правил:

  1. Полдня в неделю проводить время так, как хочется, занявшись любимым делом.

  2. Не реже одного раза в день говорить самому дорогому человеку теплые слова. В нашем суровом мире для человека важно осознание, что он любим, уважаем, именно оно способно защитить человека от тяжелых срывов.

  3. Два или три раза в неделю давать себе тяжелую физическую нагрузку, при этом упражнения не должны быть изматывающими, после физической нагрузки полезен прохладный душ. Во время нагрузок на мышцы в них накапливается молочная кислота, являющаяся разрушителем стрессорных гормонов, и поэтому необходимо выполнять интенсивные физические нагрузки хотя бы по 3 раза в неделю по 30 минут.

  4. Пить больше воды. Для того, чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литров в день.

  5. Можно раз в неделю «побаловать» себя тем, что вредно. Например: нарушить диету, подольше поспать, употребить лакомства и т.д.

  6. Не позволять расхищать понапрасну свою жизнь, не заниматься ненужным и нелюбимым делом.

  7. Вести дневник, который поможет эффективно планировать свою жизнь и избегать неожиданных неприятностей.

  8. В подавленном и рассерженном состоянии полезна интенсивная физическая работа, которая защищает человека от стрессов.

  9. Съедать хотя бы по одному банану в день, поскольку именно в нем практически все витамины, много микроэлементов, бананы обладают высочайшей энергетической емкостью.

  10. Уметь организовать свой лень так, чтобы не возникало излишних волнений, для этого полезно приобрести телефонный аппарат с записывающим устройством, что позволит не дергаться из-за каждого телефонного звонка и сохранять действительно нужную информацию.



Поведение человека в острые моменты воздействия стресса

1. Главная и основная заповедь – в острой ситуации не следует принимать никаких скоропалительных решений, а также немедленно их выполнять.

2. В острой стрессорной ситуации нужно сесть удобнее, сосчитать не торопясь, от 10 до единицы.

3. Затем, для усиления антистрессового эффекта, зафиксировать свое внимание на дыхании. При этом нужно медленно вдыхать воздух носом и на некоторое время задерживать дыхание, затем еще медленнее, также через нос, выдыхать его.

4. Если стрессовая ситуация застает человека в помещении, нужно в первую очередь смочить лоб, виски и руки холодной водой, затем медленно осмотреться по сторонам, фиксируя взгляд на предметах, попавших в поле зрения. Можно найти какой-нибудь мелкий предмет и детально рассматривать его не менее 4 минут, знакомясь с формой, цветом, структурой и т.д.

5. Затем еще раз проследить за своим дыханием, т.е. сделать вдох, задержать дыхание и затем медленно, через нос выдыхать воздух, при этом нужно концентрировать внимание на том, как расслабляются и опускаются плечи.

Головные боли от стрессов

У педагогов чаще всего голова болит не столько от каких-либо заболеваний, сколько от забот, переживаний и множества стрессов, обрушивающихся не него ежедневно. По своему происхождению головные боли делятся на 5 основных групп:

  1. «Органические» головные боли, возникающие при различного рода поражениях ЦНС.

  2. «Астенические» головные боли, развивающиеся при переутомлениях. Чаще всего возникают к вечеру и носят давящий, «сжимающий» характер или в виде тяжести и давления во лбу, в глазах и затылке.

  3. «Психалгии». Возникают в основном при эмоциональном, психическом напряжении и проявляются в виде тяжести, жжения, пульсации или давлении в голове.

  4. «Сосудистые» головные боли могут возникать как при гипотонии, так и при гипертонии, при атеросклерозе и других сосудистых поражениях.

  5. Мигрени имеют пульсирующий характер болей, сопровождающихся одним из признаков: тошнота, рвота, звуко-светобоязнь. Провоцируются гормональными факторами, а также переутомлением, перегреванием, недосыпанием, длительным пребыванием в душном помещении, стрессорными ситуациями и неправильным питанием.

Чтобы не допустить возникновения головных болей, нужно придерживаться основных правил:

  1. Каждый час (особенно во время интенсивной умственной работы) необходимо прибегать к приемам расслабления: на 1-2 минуты полностью расслабиться, закрыв глаза и расслабив мышцы.

  2. Использовать воображение: представить, что кто-то массирует напряженные мышцы, и они расслабляются.

  3. Не взваливать на себя больше того, что вы можете сделать, уметь говорить «нет».

  4. Не стискивать зубы, т.к. это довольно часто вызывает головную боль.

  5. Обращать внимание на свою шею – не держать ее слишком долго в одном положении, эпизодически совершать ею вращательные движения.

  6. Не пересыпать в выходные дни: это может привести к снижению уровня сахара в крови, что провоцирует головную боль.

  7. Не прибегать к частому употреблению таблеток.

Если же головная боль уже возникла, то необходимо снять ее, применяя самомассаж:

Сидя на стуле, откинуть голову и начать растирать лоб и выше кончиками пальцев. Лоб растирать с середины, затем начиная с висков, поглаживать и растирать кругами голову. В конце поглаживать затылок. При этом лучше дышать в ритме успокаивающегося дыхания.

Этот прием необходимо повторить 4-8 раз.

Затем нужно растирать пальцами нос – от бровей до углов рта, нажимая ладонями вниз. При этом 2 пальца левой руки нужно держать с левой стороны носа, а 2 пальца правой руки – с правой стороны. Растирать нос следует 8-12 раз.

Подобный массаж головы улучшает кровообращение, питание головного мозга, а потому весьма эффективен.



Семинар-практикум "Формирование стрессоустойчивости педагогов"

  • Петрищева Оксана Викторовнапедагог-психолог

Разделы: Школьная психологическая служба

Актуальность тренинга:

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Деятельность педагога насыщена различными напряжёнными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

Неблагоприятные воздействия этих факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). При постоянном воздействии неблагоприятных факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Цель: Активизация стремления педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.

Задачи:

  • Показать педагогам способы саморегуляции и снижения психологического напряжения;

  • Отработать практические приемы преодоления стресса.

I. Водная часть

- Добрый день, уважаемые коллеги. Первый вопрос, с которого мне бы хотелось начать нашу встречу, звучит так: “Улыбался ли вам кто-нибудь сегодня?”, “Улыбались ли вы сами?”.

Упражнение “Подари улыбку”

- Я предлагаю вам поиграть в одну детскую игру “Подари улыбку”. Ваша задача заключается в том, чтобы улыбнуться всем коллегам по кругу, передавая отличное настроение, радость от встречи.

Обсуждение: “Что вы почувствовали, улыбаясь друг другу?”

- Уважаемые коллеги, наверняка вы знаете, что улыбка иногда длится лишь мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Именно с улыбки начинается любое взаимопонимание. Улыбайтесь коллегам, ну и, конечно же, не забывайте про детей!

II. Организационный момент

Цель: формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе.

Наша встреча рассчитана на то, чтобы коснуться эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время.

Упражнение "Застенчивый булочник"

Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.

– А теперь посмотрим, как сказка может помочь решению серьезных психологических задач. Послушайте...

СКАЗКА

В одном городе жил булочник. Каждый день он вставал рано утром, замешивал тесто, выпекал ароматные булочки, а потом продавал их в своем магазинчике. И хотя он пек и продавал булочки много лет подряд, каждый день он сомневался и переживал, достаточно ли хорошо он поработал и удались ли сегодня булочки.

Жители города часто заходили в булочную. Одни хвалили товар, другие критиковали: то соли мало, то изюма, кому-то сахару в избытке, кому-то недостает... Некоторые вообще ничего не говорили. Но все приходили опять. И несмотря на это булочник продолжал переживать, так что иногда ему даже казалось, будто в его жизни ничего радостного нет. Однажды в булочную пришел молодой лесовик из соседней березовой рощи. Он сказал, что очень хочет попробовать булочки, но у лесовиков не бывает денег, поэтому ему нечем заплатить. Зато у него есть целый мешок разных самоцветов. Булочник сразу предложил лесовику несколько душистых булочек за маленький самоцветик.

— Хорошо, — ответил лесовик. — Только я не могу отдать самоцветы за что-либо материальное. Поэтому я подарю тебе самоцвет, если ты назовешь мне свое положительное качество.

Булочник был очень застенчив и поэтому сказал:

— Мне очень трудно это сделать. Можно я сначала узнаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

Я прошу каждого из вас помочь булочнику и назвать свое положительное качество. Не старайтесь придумывать их, назовите первое, что придет в голову, не ориентируйтесь на чужие оценки. Если кому-то трудно назвать свои качества, назовите дело, в котором вы преуспели.

Итак, булочник услышал ваши положительные качества, и это помогло ему назвать лесовику свои. Он получил в подарок самоцвет и подарил лесовику несколько сладких булочек.

Лесовик ушел. А спустя несколько дней появился опять. Оказывается, он собрался жениться, а слух о вкусных булочках уже разнесся по всему лесу. И теперь гостям на свадьбу нужно много булочек. Заплатить же лесовик опять может только самоцветами, и не за булочки, а за рассказ булочника о хорошем событии, которое совсем недавно случилось в его жизни.

Стеснительный булочник опять задумался и спросил:

— А можно я сначала послушаю, что расскажут о своих хороших событиях другие люди?

Чтобы помочь булочнику, я прошу вас рассказать о хорошем событии, которое было у вас совсем недавно — сегодня, вчера или на днях. Это может быть получение письма, телефонный звонок хорошего человека, понравившийся фильм, посещение театра... Приятным событием может быть какое-то достижение свое или близких, сопереживание другим людям.

Это может быть и очень неприметное событие — купание воробья в луже, игра котенка, пение птиц, лучи солнца из-за туч... Назовите ваши переживания, связанные с этими приятными событиями.

Булочник передает вам большую благодарность, он услышал ваши приятные события, и это помогло ему рассказать о своем хорошем.

Итак, он получил от лесовика самоцветы и подарил ему свои вкусные булочки. Но к вечеру лесовик вернулся.

— Выручай, — сказал он. — Гостям не хватило угощенья. Грибы и ягоды им надоели, теперь все хотят сладких булочек.

И опять лесовик попросил булочника назвать событие его жизни, но теперь то, которое позволяет ему гордиться собой. И конечно, рассказать, почему им можно гордиться....

И снова стеснительный булочник попросил помощи: как на этот вопрос ответили бы другие люди?

Давайте вспомним, какое событие в вашей жизни позволяет вам гордиться собой и почему. Иногда это бывает приятное, но незначительное событие, иногда трудное, но успешно преодолеваемая проблема. Неважно, какие из них вспомнятся сейчас...

И опять булочник принял вашу помощь, справился со своим заданием, получил самоцветы и насыпал целый пакет булочек для гостей лесовика.

Долго не видели лесовика в городе. Через несколько месяцев он пришел и сказал, что приглашает булочника на крестины своего первенца-лесовенка. А чтобы накрыть стол для гостей ему нужны булочки. Лесовик просит булочника назвать событие из его будущей жизни, о котором он мечтает.

И снова застенчивый булочник просит:

— Можно я сначала послушаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

И я снова обращаюсь к вам. Пожалуйста, назовите положительное событие, которого вы ожидаете в вашей будущей жизни. Неважно, каков их масштаб и как скоро наступит их время. Просто назовите событие и обозначьте то позитивное переживание, которое его будет сопровождать.

Благодарю вас за помощь героям сказки. Булочник и лесовик передают вам большое спасибо.

Крестины удались на славу. На праздник собрались все лесные жители — от лис и медведей до леших и кикимор. И все хвалили аппетитные булочки.

В разгар праздника булочник набрался смелости и спросил лесовика, откуда у него так много самоцветов?

– Это очень просто, — ответил лесовик. — Всякий раз, когда какой-нибудь человек называет свое положительное качество или рассказывает что-то хорошее, что было или ожидается в его жизни, в недрах земли рождается новый самоцвет. А если вспоминается событие, которым можно гордиться, появляются самые крупные самоцветы. Ночью, когда земля становится влажной от росы, камни выходят на поверхность, и уже к утру можно заметить, как они поблескивают из-под корней травы. Вот так и появляются сапфиры, изумруды, алмазы...

Сказка окончена. И теперь давайте проведем небольшую аналитическую работу. Сначала актуализируйте свои ощущения, чувства по поводу каждого из заданий: положительное личностное качество, новое хорошее событие, прошлое событие, которым можно гордиться, будущее положительное событие. Как вы думаете, какая может быть связь между будущими событиями и событиями из недавнего или более отдаленного прошлого? Как прошлое влияет на достижения в будущем?

Выскажите свое мнение.

Давайте обсудим, что происходило в процессе выполнения заданий.

• Скажите, трудно ли было подобрать и назвать свои положительные качества?

• Легко ли вспомнились ситуации, которые воспринимались как новые и хорошие?

• Легко ли вспомнились события, которыми можно гордиться?

• Легко ли было сформулировать, о чем мечтаешь? Как вы думаете, почему?

Человеческая жизнь сопровождается приятными и неприятными событиями разной значимости. У большинства людей опасные и неприятные ситуации фиксируются более ярко, и это связано прежде всего с потребностью в безопасности. В самопредставлении некоторых людей эта негативная реакция начинает чрезмерно доминировать. И тогда кажется, что “у меня все плохо”, появляется склонность к пессимизму, депрессивным состояниям, неврозам. Чтобы человеку переключиться на позитивные переживания, преодолеть этот дисбаланс, необходимо актуализация образов позитивных событий недавнего времени и фиксирование их в сознании. Это помогает человеку гармонизировать представления о своих жизненных ситуациях. Эти воспоминания — ценный для нашего психологического самочувствия эмоциональный ресурс.

Тест “Нужно ли Вам учиться бороться со стрессом?” ( по А.И. Тащевой)

“Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия педагога относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации. Самое время узнать, как состоит дело со стрессовоустойчивостью у вас.

Ответьте “да” или “нет” на десять вопросов:

1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли Вы головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли Вам кажется, что Вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?

Посчитайте положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у Вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

Очень важно самому и своевременно справляться со своими стрессами.

III. Основная часть

Хочется предложить Вашему вниманию ситуацию, которую мы вместе обсудим

Жизненный Урок”

У меня в руке стакан с небольшим количеством воды.

Вопрос: “Сколько, по-вашему, весит этот стакан?” (выслушиваются предположения педагогов).

Я и сама не знаю,но чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут? – (выслушиваются предположения педагогов).

Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? (выслушиваются предположения педагогов: у вас заболит рука и др.)

А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день? (выслушиваются предположения педагогов, например: Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах).

Очень хорошо, но изменился ли вес стакана в течении этого времени? Нет!

Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? (выслушиваются предположения педагогов, например: опустить стакан и др.)

Вот точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут – это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ни чем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения, каждое утро сможете просыпаться свежими, бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. И так, друзья, помните “опустить стакан в конце дня!”

Существует много приемов снижения стрессового состояния. Я хочу Вам предложить способ регуляции, которые Вы можете использовать перед сном.

Прошу Вас встать. Чтобы мы могли полноценно за ночь отдохнуть, необходимо помочь нашему организму расслабиться, снять мышечное напряжение с помощью незамысловатых действий. Расслабить мышцы шеи круговыми движениями, наклонами влево-право. Затем как тряпичная кукла из стороны в сторону поболтать руками, корпусом тела выполнить повороты влево-право. Потрясти сначала одной ногой, затем второй. Таким образом избавившись от напряжения в мышцах, ложимся спать думая о чем-то приятном!

Способ регуляции эмоционального состояния, которые Вы можете использовать на рабочем месте. Предлагаю вам принять удобное положение на Ваших стульях.

Антистрессовая релаксация”.

Цель: гармонизация внутреннего состояния, снятие напряжения

“Закройте глаза. Дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением (пять — шесть раз, затем отдых 20 секунд). Волевым усилием сокращайте мышцы. Сокращение удерживайте до 10 секунд, потом расслабляйте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу (три раза). Представьте себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног — через икры, бедра, туловище — до головы. Повторите про себя: “Я успокаиваюсь, мне спокойно”. Представьте, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, а ваши плечи, шея, лицевые мускулы расслаблены. Сидите спокойно, как тряпичная кукла. Сосчитайте до десяти, мысленно говоря, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются, откройте глаза и почувствуйте себя бодрыми”.

РАБОТА В ПОДГРУППАХ:

Цель: обучение методам гармонизация внутреннего состояния, снятие напряжения.

Сегодня мы будем выполнять необычные упражнения. Мы поработаем с глиной, с красками, с песком. Почему именно с этими материалами? По мнению психологов, работа с глиной, песком и рисование помогает анализировать свои ощущения, чувства, помогает выходу негативных эмоций, т.е. эмоции и чувства мы передаем данному предмету за счет выполнения определенных действий.  

Перед началом творчества закройте глаза. Подумайте о чем-то приятном, улыбнитесь. Если вдруг откроете глаза, не тревожьтесь, просто закройте их снова. Посидите минуту, положив руки на колени, если работаете с глиной, то можно в это время разминать глину. Сделайте два глубоких вдоха. Прислушайтесь к своим ощущениям, чувствам. Откройте глаза и начинайте творить то, что пожелаете.

Работа с глиной “Подарок себе, любимой”

Материалы: глина, влажные салфетки, листы бумаги, ручки, карандаши, спокойная музыка.

Закройте глаза. Пальцы станут более чувствительными к глине. Подумайте о чем-то приятном, улыбнитесь. Но если вдруг откроете глаза, не тревожьтесь, просто закройте их снова. Разминайте глину пальцами, ладонью, тыльной поверхностью кистей. Посидите минуту, положив руки на кусок глины. Сделайте два глубоких вдоха. Опустите кусок глины таким, какой он есть; “подружитесь” с ним. Ощупайте его. Он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Он легкий? Тяжелый? Прислушайтесь к своим ощущениям, чувствам и слепите то, что пожелаете.

Арт-терапия “Настроение в красках”

Материалы: гуашь, стекло формата А-4, влажные салфетки, листы бумаги, кисточки, спокойная музыка.

Перед Вами лежат стеклянные планшеты - это Ваши мольберты! Вы будете работать именно на стекле. По завершению необходимо наложить белый лист бумаги поверх Вашего изображения и хорошенько растереть. Затем аккуратно отсоединить Вашу картину от “мольберта”.

Но перед началом творчества закройте глаза. Подумайте о чем-то приятном, улыбнитесь. Если вдруг откроете глаза, не тревожьтесь, просто закройте их снова. Посидите минуту, положив руки на колени. Сделайте два глубоких вдоха. Прислушайтесь к своим ощущениям, чувствам. Откройте глаза и начинайте творить то, что пожелаете.

Песочная терапия “Песочные замки”

Я приглашаю Вас в гости, в песочницу. Мы окунёмся немного в мир детства. Детство–это период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие человека. Песок нам дарит счастье с самого детства. Мы окунёмся немного в мир детства.

Перед Вами песочница с песком. Вступите в диалог с песком, погладьте, погрузите руки в него, поиграйте, взаимодействуйте с ним. 

Что за ощущение вызывает это прикосновение? Отследите, какие возникают ощущения, чувства, образы.

Затем идёт обсуждение:

– Какие возникли чувства?

– Какие ощущения?

IV. Завершающая часть

Упражнение “Разноцветные звёзды”

Цель: развитие эмоциональной сферы, уверенности в себе

Материалы: музыка,

– В завершении я хочу Вам рассказать небольшую сказку. (включаю релаксационную музыку). Сядьте как Вам удобно, расслабьтесь. Итак, высоко в темном небе, на огромной звездной поляне жили – были звёзды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленые звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно...белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “Что ты даешь людям?” – спросили ее другие звезды. Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными.

Я хочу пожелать Вам светиться всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю Вас иметь свой призыв по жизни”.

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек. С каждым днем я люблю себя все больше и больше. У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии. Я уникальна во всей Вселенной. Я единственная в своем роде и неповторимая. Таких как я больше нет. Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем. Я верю в себя и в свое будущее. Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу. Я – хозяйка своей жизни. Я – свободная личность.

Высказывания участников семинара по желанию.

Формирование стрессоустойчивости в деятельности педагога

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема стресса в деятельности педагогов колледжа, методы профилактики. Определены понятия «стресс», «стрессовая реакция», «дистресс», «стрессоустойчивость», «ауторегуляция». Дана характеристика причинам возникновения стресса, представлены факторы, смягчающие воздействие стресса на здоровье педагога как физически, так и психически.

 

Ключевые слова: Стресс, стрессоустойчивость, профессиональный стресс, стрессовая реакция, ауторегуляция, аутоанализ, релаксация.

 

В условиях социальной нестабильности, значительно возрос интерес к вопросам, посвященных проблеме стресса и механизмам формирования стрессоустойчивости человека. Это связано с интенсивными преобразованиями в обществе, в том числе и в системе образования. Значительное внимание привлекают особенности влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья специалистов, у которых работа связана с интенсивным и эмоциональным взаимодействием с людьми. У этих специалистов наиболее часто наблюдаются физиологические и психические реакции на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением такого явления, как профессиональный стресс.

Одной из особенностей стресса является многообразие его проявлений и форм. Стресс является не только причиной для развития разнообразных заболеваний внутренних органов человека, но также способен повлечь за собой различные нарушения человеческой психики. Стресс способен спровоцировать развитие большинства заболеваний. Все вышесказанное является причиной качественного анализа стресса, а также поиска путей его предотвращения. Особый интерес исследователей в области психологии вызывают функциональные состояния человека. Показатели, которые наиболее часто используются для оценки функционального состояния человека:

  1. Внешнеэмоциональные проявления – мимика, пантомимика, параметры речи;

  2. Физиологические реакции - поведение, ведущее к каким-то результатам (головокружение, учащенное сердцебиение, перепады давления и пр.);

  3. Биохимические данные - исследования, в которых изучается содержание веществ, образующихся в различных органах и тканях в процессе их жизнедеятельности;

  4. Неврологические показатели – чувствительность, координация, сознание, рефлексы;

  5. Психологические и психофизиологические показатели – изменения, происходящие в нервной системе;

Функциональное состояние человека, выполняющего трудовую деятельность, можно рассматривать как комплекс наличных характеристик тех функций и качеств, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение им трудовых операцийв конкретном направлении, в конкретных условиях, с  конкретным запасом энергии. Выраженность признаков функциональных состояний зависит как от особенностей человека, так и от характера выполняемой работы.

Стрессовое состояние оказывает влияние на здоровье человека, его поведение, уровень его работоспособности, а также на взаимоотношения с окружающими его людьми.

В классификации профессий, подверженных стрессу, профессия педагога занимает одно из первых мест. Успешность педагогической деятельности определяется профессиональными знаниями, навыками и умениями реализовать ресурсы в своей трудовой деятельности за счет развития соответствующих профессионально-значимых качеств личности. Многие исследователи (Л.М.Аболин, Г.Ф.Заремба, Л.М.Митина, С.В.Субботин) отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных видов активности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к такой характеристике как стрессоустойчивость. Интерес к изучению стрессоустойчивости приобретает особую значимость в связи с возрастающим стрессогенным характером педагогической деятельности (А.К.Маркова, Л.М.Митина, A.И.Щербаков), которое обусловлено на воспитание молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества. Все исследования свидетельствуют о стрессогенности профессии педагога, каждый из структурных компонентов которой предъявляет высокие требования к стрессоустойчивости представителям данной профессии. Это в свою очередь связанно с систематическими ситуациями оценки, частыми и длительными контактами со студентами, педагогами, снижением престижности труда, с очень низкой заработной платой, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различного рода поручениями, возрастающей конкуренцией за счет открытия частных учебных заведений, и др. В условиях, обеспечивающие повышенный уровень образования, преподаватели попали, помимо универсальных стрессоров, присущих учебному заведению, еще и под влияние специфических стрессоров, обусловленных уникальностью нового типа образовательного учреждения.

Таким образом, стресс можно считать серьезной и актуальной проблемой в профессиональной деятельности педагога, а, следовательно, является важным и формирование стрессоустойчивости. Определение стрессогенных факторов, установление причин возникновения стресса, способствующих формированию стрессоустойчивости, являются целью данной статьи. Термин «стресс» (в переводе с англ. - давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта [2].

Стресс влияет на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения как с окружающими, так и в семье. Состояние стресса плотно укоренилось в повседневной жизни многих. Даже несмотря на то, что влияние стресса ощущается не всегда, никогда не следует забывать о тех последствиях, которые влечет за собой стресс. Уровень воздействия стресса для каждого человека различен. От человека к человеку меняется не только потребность в стрессе, но само содержание или вид необходимого стресса. Существует масса людей способных, несмотря на многочисленные стрессы, сохранять хорошее самочувствие, жизнерадостность и отзывчивость. В тоже время, многие люди при всем старании избежать всевозможных стрессовых и напряженных ситуаций, в повседневной жизни являются весьма болезненными, мнительными и напряженными. Мы порой даже не обращаем внимания на стресс, в то время как длительное его воздействие отрицательно сказывается на здоровье. А.М. Вейн [3] писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса». В одной из последних монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К.Судаков [6] отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания».

В современной научной литературе, можно сказать, что слово «стресс» используется по крайней мере в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

К признакам стрессового напряжения относятся:

  • телесные проявления, заключающиеся в изменении ритма сердцебиения и дыхания. Во время стрессовых ситуаций изменяется цвет кожи лица, становясь либо красным, либо наоборот, белея, увеличивается размер зрачков. При стрессовом напряжении может отмечаться как повышенное потоотделение, так и наоборот, сухость кожных покровов и полости рта; 

  • поведенческие проявления, заключающиеся в изменении мимики, жестикуляции, тембра голоса и интонаций. Возможно двигательное беспокойство, постоянная перемена поз, либо, наоборот – заторможенность и вялость движений.

Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.

К возникновению стресса способствуют следующие ситуации:

  • конфликтные ситуации;

  • неправильное распределение времени (неорганизованность), нехватка его для выполнения важных дел;

  • переутомляемость или перегруженность;

  • психологическая напряженность труда;

  • слишком высокие требования в профессиональной деятельности;

Работа с людьми отнимает много сил и энергии. Психические ресурсы к новому рабочему дню полностью не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение - вот цена ответственности, которую платит педагог в своей трудовой деятельности. Психологический дискомфорт педагога негативно влияет на его здоровье - физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на его работе. Многие болезни педагогов связаны с накопленным напряжением.

Весьма эффективным способом сохранения психологического здоровья педагогов является профилактика стресса, а также использование техник борьбы с уже имеющимся стрессовым напряжением. К техникам борьбы можно отнести активный образ жизни, соблюдение режима дня, правильное питание, своевременную релаксацию и качественный сон. Кроме того, взаимодействие с окружающими, позитивное общение и положительные эмоции, следующие за ним, являются неотъемлемой частью борьбы со стрессом. Профилактика стрессов основывается, прежде всего, на мудром отношении к собственной жизни, ее активном консультировании: всегда важно помнить, что в любой ситуации существует выход и выбор, и своевременное обращение за помощью к специалисту, может поспособствовать принятию верных жизненных решений и сокращению уровня стресса. Только сам индивид способен определить степень активности, либо пассивности своей жизни, а, следовательно, определить уровень ее контроля. Данный подход является своеобразной техникой безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности.

Как только человек будет способен положительно влиять на собственные привычки и мироощущение, сможет включить принципы качественного расслабления и концентрации в свою повседневную рутину, ему станет гораздо проще с наименьшими последствиями переживать стрессовые ситуации. Способность человека к ауторегуляции, является ключом к эффективному воздействию на те или иные процессы, протекающие в организме. Можно отметить ряд методов профилактики стрессовых состояний при помощи ауторегуляции, например, антистрессовое изменение распорядка дня, оказание первой помощи при остром стрессе и самоанализ личного стресса. Использование данных методов является общедоступным и легкоизучаемым. [5].

Существует алгоритм, способный помочь человеку в состоянии острого стресса. Первым шагом необходимо, приложив все внутренние усилия, заставить себя остановиться, запретить себе испытывать тревогу, злобу и нервозность. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, можно быстро сориентироваться, прибегнув к методам помощи при остром стрессе.

Существует ряд техник, способных помочь человеку полностью выйти из состояния стресса, или облегчить его протекание:

1) Техника противострессового дыхания. Необходимо медленно осуществлять глубокий вдох через нос, когда легкие полностью заполнены воздухом, нужно ненадолго задержать дыхание, после чего осуществить выдох максимально медленно и плавно. Такую технику дыхания принято называть успокаивающей. Необходимо визуализировать процесс дыхания: представлять, как с каждым вздохом воздух наполняет клетки организма, а с каждым выдохом напряжение и стресс покидают тело выполняющего данную технику.

2) Техника минутной релаксации. Необходимо расслабить уголки рта, увлажнить губы, затем медленно расслабить плечи. Важно сконцентрироваться на выражении собственного лица и положении тела в пространстве – крайне важно помнить, что наше лицо и наша поза отражают все наши эмоции, чувства и внутреннее состояние. Разумно предположить, что при наличии стрессового состояния весьма нежелательно выставлять эти эмоции и чувства на показ. Расслабление мышц, изменение ритма дыхания, позволят изменить наше невербальное состояние, тем самым изменив и внутренние ощущения человека. Технику мышечного расслабления используют для борьбы с тревожными состояниями и избавления от эмоциональной напряженности. Кроме того, данная техника является средством профилактики их возникновения.

3) Оглядитесь по сторонам, внимательно изучив то место, в котором вы находитесь. Постарайтесь подметить каждую, даже самую незначительную деталь, даже если она вам хорошо известна. Мысленно «рассортируйте» все предметы в комнате, придумав определенную последовательность, или используя общепринятую классификацию. Вы должны быть полностью погружены в процесс и предельно сконцентрированы. Про себя перечисляйте все видимые объекты. Концентрация на внешней обстановке позволит вам отвлечься от внутреннего стрессового напряжения.

4) Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

5) Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с близким человеком, коллегой по работе, соседом, супругом. Это своего рода отвлекающая деятельность, осуществляемая «здесь и сейчас» и призвана вытеснить стресс, который находится в вашем сознании. Общение – один из лучших способов успокоения.

Профилактическая работа для педагогов среднего профессионального учебного заведения по устранению синдрома эмоционального сгорания должна быть направлена на:

  • снятие у преподавателей стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной деятельностью, формированию навыков саморегуляции, обучению техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышению стрессоустойчивости.

  • развитие навыков общения (вербального и невербального), которое необходимо для избегания опасных ситуаций в контактах со студентами и для благоприятных взаимоотношений с коллегами.

  • умение разрешать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели.

Итак, вариантов «совладания со стрессом» – очень много. Чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать меры сразу же после появления первых симптомов, помочь организму правильно реагировать на воздействие из вне. А для управления психическим состоянием нужно относиться к себе с уважением, любить себя, сохранять самообладание и сдержанность, находиться в гармонии как с самим собой, так и с окружающим миром.


Повышение стрессоустойчивости педагогов

(занятие с педагогами)

Цель: профилактика «профессионального выгорания» педагогов, повышение стрессоустойчивости.

1. Мини-лекция «Как появляется стресс у педагога?»

Как известно, педагогическая деятельность связана с большими эмоциональными затратами. По сравнению с другимми профессиональными группами среди педагогов наблюдается повышенная стрессуемость, наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, накопления тяжелых форм неврозов, соматических заболеваний.

В современных условиях растут требования к педагогу со стороны администрации: это требование творческого подхода к работе, инноваций, разработок проектов, авторских разработок, работы с сайтами и т. д. Увеличиваются запросы и требования родителей. Всё это усугубляется внешними факторами: чрезмерная загруженность, растущий объем документации, недостаточное понимание со стороны коллег и руководства.

Всё это ведет к стрессу. А стрессовые переживания педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижению результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Снижается уровень мотивации, самооценки, удовлетворенности выбранной профессией. Касается это как опытных, так и молодых педагогов.

Да, стрессы поджидают нас повсюду. Стресс появляется тогда, когда возникает конфликт между «хотеть» и «мочь». Всякий         раз, когда за имеющийся в распоряжении промежуток времени вы хотите сделать больше, чем можете, вы подвергаете опасности своё здоровье.

Кто может помочь в этой ситуации? Ответ очевиден – помоги себе сам!

Сейчас мы сделаем несколько упражнений, направленных на улучшение нашего в вами эмоционального благополучия. А если у нас эмоционально всё благополучно, то мы спокойно преодолеем любые стрессы.

2. Упражнение «Половинка к половинке».

Задача: активизировать участников тренинга, погрузить в рабочую атмосферу.

Педагоги садятся по кругу. Каждый по очереди говорит половину слова, которым он хотел бы поприветствовать других. Наример: «при-вет», «здравствуй-те». Сидящий рядом говорит вторую половину слова, а затем половинку своего приветствия соседу слева и т. д.

Затем говорит слово из темы детства, например: «ма-ма», «ка-ша» и т. д., из воспоминаний студенческих лет: «обще-житие», «зачет-ка» и т. д.

3. Рассказ о цене улыбки (по Д. Карнеги).

Цена улыбки…

Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она – вдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И тем не менее её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!

Ведь никто не нуждается в улыбкетак, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!

Итак, если вы хотите поднять себе настроение и нравиться людям – улыбайтесь!

4. Тест «Моё самочувствие»

Сейчас мы проведем с вами тест, чтобы определить ваше самочувствие, ведь если оно хорошее, не страшен никакой стресс! Вам следует ответить «да» или «нет» на утверждения, которые я вам зачитаю. Постарйтесь быть максимально откровенными. Информация, которую вы получите, нужна прежде всего вам.

За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

У меня часто плохое настроение, я плачу. При встрече с человеком я избегаю смотреть ему в глаза. Часто я выгляжу сердитой, подавленной. Большинство людей, которых я знаю и знала, разочаровали меня. Я пости не интересуюсь тем, что для других является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих). Последнее время я очень редко бываю весёлой, практически не смеюсь. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь близким и знакомым. В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам. Я говорю, как правило, очень тихо, так, что меня с трудом понимают собеседники. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.

Ключ к тесту:

0 – 3 балла – несмотря на некоторые жизненные затруднения вы выдите жизнь в несколько розовом цвете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.

4 – 7 баллов – ваше отношение к жизни в целом в норме, но также чувствуются определенная доля скепсиса, усталость.

8 – 10 баллов – вам необходимо начинанть работу над собой, не нужно терять времени!

А сейчас я предлагаю вам некоторые техники улучшения настроения и метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения. Мой совет: при возникновении стрессового состояния сразу же воспользуйтесь следующими техниками улучшения настроения.

5. Упражнение «Противострессовое дыхание».

Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох  как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стессового напряжения.

6. Упражнение «Грудь колесом».

Выпятите грудь колесом. Это упражнение помогает, во-первых, почувствовать свою значимость в психотравмирующей, стрессовой ситуации, а, во-вторых, вы расправляете грудь, чтобы было легче дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызвать затруднение дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации. Первый раз, когда плечи идут назад, глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите всё это 4 – 5 раз, затем снова вдохните. Повторите всю последовательность 4 раза.

7. «Минутка релаксации».

Расслабьте уголки рта, улыбнитесь, расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они выражают ваши эмоции, мысли, внутренее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

8. Переключение дятельности.

Займитесь какой-нибудь деятельностью, всё равно какой: походите, побегайте, поприседайте, покричите. Секрет способа прост: любая деятельность в стрессовой ситуации играет роль громоотвода – помогает отвлечься от внутренннего напряжения.

9. Упражнение «Звуковая гимнастика».

А сейчас я вам напомню про звуковую гимнастику. Мы с вами с ней знакомились раньше на одном из заседаний педагогического совета. Звуковая гимнастика укрепляет дух и тело. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, вы должны расслабиться, сидеть с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем слндующие звуки в течение 30 секунд:

А – воздействует благотворно на весь организм;

ХА – помогает повысить настроение;

Я – помогает настроиться на позитивный лад;

М – способствует расслаблению.

10.  Локальная концентрация.

Давайте включим успокаивающую музыку. Вы можете делать это и сами. Включайте музыку, которую вы любите. Постарйтесь вслушаться в неё, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

Например. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Мысленно войдите в воображаемый вертолет. Начинайте подниматься на нём всё выше и выше над своей проблемой. Посмотрите вниз – она совсем маленькая, практически невидимая и не заслуживает вашего внимания. Откройте глаза. Улыбнитесь!

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Американский психолог Д. Пауэлл советует: «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Помните, тот, кто смеется, живет долго! Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Ученые считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

11. Аутогенная тренировка «Всё хорошо».

Сейчас мы с вами проведем аутогенную тренировку, которая поможет нам всем настроиться на положительный эмоциональный фон. Мысленно проговаривайте следующие утверждения: «Мне очень приятно и очень хорошо! Очень спокойно и очень уверенно!» (8 – 12 раз).

12. Рефлексия.

Давайте проанализируем полученный опыт. Что нового вы открыли для себя? Какие чувства вы испытали?

А закончим мы нашу встречу сегодня тем, что выскажем друг другу пожелания: «Я желаю, чтобы ваши планы полностью осуществились!» Всем – большое спасибо!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!