Пакет заданий для формирования технологической культуры
учителя начальных классов Козьмодемьяновского филиала
МБОУ 2-гавриловской сош Бочаровой Нели Александровны
Тип урока: практический.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Средства обучения: компьютеры с программным обеспечением.
Класс: 4
Цели: научиться запускать графический редактор Paint и изучить его интерфейс с точки зрения интеграции с операционной системой Windows: выделить общие и новые элементы интерфейса; повторить работу с командами меню Файл и Правка.
Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
Задание 1.
Организация творческого занятия:
- Получите у преподавателя дискету с рисунком разделочной доски. Откройте в графическом редакторе файл рисунка «Доска для раскрашивания» с расширением bmp. Раскрасьте этот рисунок (как это сделать, попробуйте догадаться самостоятельно). Сохраните файл без изменений, внесенных вами в ходе вашей работы.
Рис. 1 Доска разделочная для раскрашивания.
Задание 2.
Цель: изучить возможности графического редактора Paint по работе с цветом, включая меню Палитра и инструменты Заливка, Выбор цветов, Масштаб, Карандаш.
Организация творческого занятия:
- Попробуйте самостоятельно повторить простые цветные рисунки, предложенные вам преподавателем. Сохраните файл созданного вами изображения (эта процедура выполняется стандартно для всех приложений Windows с помощью команды Файл, Сохранить как).
Рис. 2 Цветные рисунки для примера.
Алгоритм «Порядок выполнения работы»:
Составить эскиз рисунка. (Изобразить на бумаге рисунок.)
Детализировать изображение. (Выделить в рисунке геометрические фигуры. Определить порядок их рисования. Выбрать инструмент рисования каждой фигуры. Заполнить таблицу с графами «Фигура», «Инструмент».)
Вызвать графический редактор Paintbrush. (Щелкнуть два раза левой клавишей мыши на иконке с названием Paintbrush.)
Выбрать из меню инструмент для рисования. (Переместить курсор в меню инструментов и принадлежностей. Щелкнуть левой клавишей мыши на нужном инструменте.)
Нарисовать фигуру с помощью выбранного инструмента. (См. в памятке соответствующий инструмент.)
Изобразить остальные части рисунка. (Повторить п. 5, 6.)
Записать файл на диск. (Выбрать меню Файл-Сохранить как. Щелкнуть левой клавишей мыши. Указать диск, каталог: c:\ risunok. набрать на клавиатуре имя файла: ris_ номер варианта.bmp. щелкнуть левой клавишей мыши на OK.)
Рис.3 Доска разделочная для рисования и раскрашивания.
(Пункты 2,3 приведенного выше алгоритма целесообразно дать учащимся в качестве домашнего задания на предыдущем занятии. Это связано с тем, что на их выполнение требуется время.)
Тип урока: практический.
Оборудование: иллюстрации вены, иллюстрации птиц, инструкционная технологическая карта, образец аппликации, выставка видов аппликации, примеры творчества детей.
Материалы: картон, цветная бумага.
Инструменты: карандаш, ножницы, фломастер, клей.
Класс: 1.
Цели:
- Совершенствовать приемы разметки деталей по шаблону.
- Совершенствовать приемы резания и оформления деталей.
- Воспитывать культуру труда, развивать эстетический вкус, следить за соблюдением техники безопасности, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и терпение.
- Познакомить детей с условиями проживания о птице в клетке.
Задание 3.
Анализ изделия.
- Сегодня на уроке мы будем делать аппликацию.
- Для чего можно сделать аппликацию?(ответы детей)
- Из какого материала? Из каких деталей?(ответы детей)
Скворечник — 1 д;
Солнышко — 1 д;
Дерево -1д.
Способ присоединения (неподвижно, при помощи клея.)
Технологическая карта. Порядок сборки:
1. Обводим детали по шаблону.
- О чем будем помнить?(ответы детей)
2. Вырезаем детали по линии.
- О чем будем помнить?(ответы детей)
3. Раскладываем все детали, чтобы красиво смотрелись. При наклеивании, много клея не наносить.
4. Оформляем работу.
Повторение поэтапной работы. Выполнение работы.
Дети выполняют практическую работу.
-Обводят по шаблону детали;
-Вырезают детали по линиям;
-Раскладывают на основании;
-Оформляют работу, приклеив проявляют творчество.
Шаблоны для выполнения аппликации
Р
ис.1.
Рис.2.
Рис.3.
Тип урока: комбинированный.
Класс: 3
Формы урока: индивидуальная, фронтальная.
Методы урока: словесный/объяснительно – иллюстративный, демонстрационный; наглядный (выставка изделий учащихся, учителя, объемные фигуры животных, иллюстрации с изображением животных); практический.
Основные понятия и термины: пластилин, стек.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, пластилин, подкладная дощечка, стек, салфетка.
Цель урока: создание условий для передачи впечатлений о животном мире, для создания конструкции животного мира.
Личностные: проявлять интерес и внимательное отношение к формам и образам природы, стремление к изучению ее форм и конструкций; чувствовать и понимать красоту и гармонию природных объектов.
Задание 4.
-Ребята, сегодня вы будете работать с пластилином, напомню вам о том, что пластилин делают из глины с добавлением красок и специальных масел, пластилин бывает разных видов: восковой, флюоресцентный, моделирующая масса. Из пластилина можно делать объёмные поделки, аппликации, израсцы.
-Важными инструментами для лепки являются доска, стека, которой можно разрезать бруски на кусочки, использовать для проработки образа.
-Давайте вспомним о мерах предосторожности при работе с пластилином.
При работе с пластилином следует следить, чтобы он не падал на пол.
Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.
После работы с пластилином следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть их сухим полотенцем. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.
-Ребята, я вам давала задание: понаблюдать дома за своими питомцами, вспомнить животных, живущих в зоопарке.
-Нужно было пронаблюдать конкретные особенности той или характерной для животного позы, его движения.
-Нужно как можно лучше все запомнить: как в пространстве располагается туловище животного, как повернута голова, где и как расположены лапы, хвост.
-Чтобы проверить себя, можно закрыть глаза и представить позу животного в мельчайших подробностях.
-А сейчас, мы приступает к выполнению поделки.
- Сначала разогреем пластилин в руках; Обратите внимание, что нужно постепенно уточнять форму животного: пальцами подправляем, вытягиваем нужные части.
-Фигурку постоянно поворачиваем в руках или вместе с дощечкой: она должна хорошо смотреться со всех сторон.
Цели: познакомить с планом работ на учебный год, с новым учебником; повторить правила работы с учебником, организации рабочего места, правила безопасной работы; познакомить с материалами и инструментами для работы на уроке технологии; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Демонстрационное оборудование: материалы и инструменты для уроков технологии; образцы изделий, которые будут выполняться на уроках технологии в течение года; учебник; линейка, лист бумаги.
Оборудование для учащихся: линейка, лист бумаги, карандаш; учебник; таблица «Свойства материалов», таблица «Линии чертежа».
Словарь: технология, материалы жесткие, твердые и мягкие, легкие и тяжелые, гладкие и шероховатые, прочные и хрупкие, пластичные.
Класс: 2.
Задание 5.
Учитель.
- Для каждого изделия требуется свой материал. Посмотрите на представленные на нашей выставке работы и расскажите, из каких материалов они сделаны. По какому признаку мы подбираем материал для конкретного изделия? (Ответы учащихся.) Разные материалы имеют разные свойства. Одни очень мягкие (какие?), другие - твердые (какие?). (Учитель показывает образцы разных материалов.) Пластилину и глине можно придать любую форму, так как они очень пластичны. Проволока имеет гладкую поверхность, а ткань - шероховатую. Бумагу и фольгу легко порвать руками. А вот кусочек проволоки мы сможем отделить от большого мотка чаще всего лишь специальным инструментом - кусачками, так как она прочнее бумаги и фольги. Давайте определим свойства материалов, с которыми будем работать в этом учебном году, и вместе заполним таблицу: