Формирование терминологической и номенклатурной грамотности
учащихся в процессе изучения географии России.
Географическая номенклатура
является одним из важнейших элементов в системе знаний школьников по географии. Географическая номенклатура представляет собой список необходимых для изучения учащимися географических объектов. Ее изучение заключается в запоминании названий, местоположения и взаимного расположения данных объектов.
Так, В.П.Максаковский относит географические названия и собственные географические имена к специфическому языку географической науки и школьной географии. «Они используются для пространственной привязки фактически почти всего материала школьных курсов, входят составной частью в систему единичных понятий, широко применяются при сравнении, конкретизации, иллюстрации того или иного объекта. Вот почему овладение языком географических имен определяет уровень географической (картографической) культуры»
Термин –
слово или сочетание слов, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.д.
В структурном отношении понятие о географической культуре должно включать четыре основных компонента: 1) географическую картину мира; 2) географическое мышление; 3) методы географии;
4) язык географии.
Понятия и термины составляют главный элемент теоретических знаний большинства школьных предметов. Именно с их помощью раскрываются учения, теории, концепции, законы и закономерности, формируется научное мировоззрение.
Географические названия или собственные географические имена (топонимы) также образуют специфический язык географической науки и школьной географии. Они используются для пространственной привязки фактически почти всего материала школьных курсов, входят составной частью в систему единичных понятий, широко применяются при сравнении, конкретизации, иллюстрировании того или иного объекта. Вот почему овладение языком географических имен во многом определяет уровень географической (картографической) культуры.
Эффективное использование текстовой информации в устной и письменной речи тесно связано с пониманием совокупности терминов определенной сферы знания. Под термином понимаются слово или сочетание слов, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.д.
Работая над терминологической грамотностью учащихся, учитель должен, во-первых, осознавать существование терминологических проблем у учащихся; во-вторых, знать причины терминологической неграмотности; в-третьих, уметь подбирать, а при необходимости и
разрабатывать, методики эффективной работы с терминологическим аппаратом.
Важность регулярной работы учащихся над терминами обусловлена рядом причин. Первая заключается в незнании сущности большинства терминов географической науки. Кроме того, с первых уроков географии и первых страниц учебника учащиеся сталкиваются с терминами, сущность которых раскрывается значительно позже, поэтому текст учебной статьи порой становится малопонятен и трудновоспроизводим. Вторая причина кроется в том, что знания о терминах, полученные в начальном курсе географии, довольно быстро утрачиваются,
следовательно, необходимо периодическое возвращение к ним в последующих курсах географии.
Третья причина обусловлена тем, что представление учащихся о целом ряде терминов с самого начала имеет искаженный характер. Решить проблему терминологических затруднений учащихся только отсылкой их к различным словарям нельзя. Определения многих терминов часто даются без выделения ведущих признаков, грешат многословием, толкование понятий бывает сложно и запутано.
Неудивительно, если школьники запутаются в этих понятиях, им остается одно: добросовестно их выучить. Однако чтобы учащийся мог эффективно использовать понятие в письменной или устной речи, необходимо его осмысленное усвоение. Раскроем некоторые методики работы с терминами по курсу географии.
Первая методика основана на подборе фактов (объектов, примеров, явлений, событий), позволяющих осмыслить вводимый термин. Рассмотрим алгоритм работы на примере понятия «рекультивация».
Первый этап предполагает фиксирование термина, вычленение его ведущих признаков. Рекультивация — полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного хозяйственной деятельностью человека, включающее два этапа: технический и биологический. Существенные признаки: нарушение ландшафта в результате хозяйственной деятельности человека, технический и биологический этапы восстановления ландшафта.
Второй этап заключается в подборе фактов (объектов, примеров, явлений, событий), позволяющих
осмыслить изучаемый термин. В нашем примере географическими объектами, позволяющими осмыслить понятие «рекультивация», являются: овраг, террикон, карьер.
Третий этап предполагает на основе анализа таблицы полное осмысление термина, и включение его в существующую терминологическую систему учащегося.
Вторая методика работы с терминами заключается в том, что учащиеся усваивают сущность сходных по смыслу и звучанию понятий, привязывая их к географическим фактам, явлениям, событиям .На первом этапе фиксируются определения сходных по звучанию терминов, например, субурбанизация, дезурбанизация, ложная урбанизация. Учащиеся понимают, что
речь идет о процессах урбанизации, но возникает вопрос: в чем специфика каждого из них?
Второй этап предполагает определение существенных признаков каждого понятия.
На третьем этапе приводятся примеры фактов, явлений, событий,
попадающих под сущность определения. Таким образом, заполнение и анализ содержания таблицы позволяют выявить характерные черты субурбанизации, дезурбанизации и ложной урбанизации, освоить сущность этих схожих по звучанию терминов.
Третья методика предполагает работу с терминами, имеющими некоторые сходные
существенные признаки.
На первом этапе фиксируется толкование понятий, например; море, залив, пролив. На втором этапе термины анализируются и выделяются их общие признаки. На третьем этапе определяются частные признаки. Четвертый этап предполагает подбор примеров, характеризующих изучаемые термины.
Четвертая методика работы с терминами предполагает использование иллюстраций (картин, фотографий, видеофрагментов) для осмысления сущности того или иного географического понятия Например, рассматривая предложенные учителем фотографии, шестиклассники видят, что половодье возникает на реках; река выходит из берегов; во время половодья затапливаются большие территории; наводнения причиняют вред людям, разрушая строения и размывая дороги; появляется необходимость эвакуации людей. Так учащиеся без затруднений называют существенные признаки понятия «половодье». Далее по схеме «понятие» = «родовое слово» +«существенные признаки» выводится определение понятия «половодье», как наибольшего уровня воды в реке, сопровождающегося затоплением поймы.
Пятая методика работы с понятиями предполагает развертывание определения до монологического рассказа:
Учащимся предлагается напечатанный с большими интервалами текст определения какого-либо понятия, в котором они выделяют: во-первых, слова и словосочетания, смысл которых им не совсем понятен или непонятен вовсе, следовательно, возникает необходимость
поработать со справочной литературой; во-вторых, слова и словосочетания, смысл которых они могут объяснить и дополнить примерами. Например, девятиклассникам предлагается развернуть определение термина «природопользование». Воспользовавшись дополнительной литературой, учащиеся отвечают на самостоятельно поставленные вопросы и тем самым, разворачивают толкование термина до монологического рассказа .Предложенные методики усвоения географических терминов предполагают систематическую работу с учебным материалом через приращение информации на основе анализа текста и вне текстового материала учебной книги, а также карт атласа .При закреплении терминов учащимся можно предложить различные задания, в которых понимание новых слов проверяется на основе ссылки на синонимы, отнесения к
общей категории предметов или самостоятельного употребления понятий в письменной речи.
Географическая номенклатура является одним из важнейших элементов в системе знаний школьников по географии.
Перед учителем возникают три педагогические задачи: 1) как обучать, чтобы название было правильно произнесено и прочно усвоено; 2) как надо показывать объекты; 3) как научить правильно отыскивать их на карте. Все эти три задачи решаются вместе. Организация работы основывается на использовании всех видов памяти — зрительной, слуховой, двигательной и словесно-смысловой.
Порядок изучения географической номенклатуры
1. Несколько раз вслух прочитайте собственное имя изучаемого географического объекта, добиваясь того, чтобы оно произносилось свободно. При этом следует обратить внимание на правильное ударение (оно приводится в "Географическом энциклопедическом словаре", его можно также его уточнить у учителя).
2. Запомните правильное написание. Следует иметь ввиду, что ошибка в написании или произношении географического названия является существенной географической ошибкой!
3. По указателю географических названий найдите объект на карте в атласе. Определите его географическое положение, уточняя его по отношению к другим объектам (например, р.Енисей берет начало в Западном Саяне от слияния рек Каа-Хем и Бий-Хем, протекает по восточной границе Западной Сибири, к западу от Среднесибирского плоскогорья и впадает в Енисейский залив Карского моря).
4. Найдите данный объект на картах, выполненных в другом масштабе и других проекциях.
5. Проверьте прочность усвоения, используя контурную карту
1.Работа с топонимической историей объекта – знакомство с историей названия.
2.Представление учащимся информационной справки об открытии.
3.Организация работы учащимися по выявлению взаимосвязей объекта с хозяйственной деятельностью человека, определение роли данного объекта в экономике населения данной территории.
4.Расстановка акцентов на эстетику восприятия данного объекта.
5.Использование описания экологической ситуации, связанной с называемым объектом.
6.Использование: пословиц, поговорок, цитат, афоризмов, сказок, легенд, фрагментов песенных, музыкальных произведений и т.д.
7. Использование приема ассоциаций с объектом, с его названием;
8. Использование специальных компьютерных программ;
9. Активное создание учениками контурных карт .
С целью закрепления в памяти картографического образа и связанного с ним его географического названия учитель во время работы с картой стремятся возбудить у учеников интерес к самому объекту, например сообщают о происхождении названия, о том или ином случае, интересном факте, приуроченном к данному объекту, и т. п. Часто в самом названии географического объекта заложен глубокий смысл, и истолкование его помогает не только запомнить название, но и понять его сущность. Такие приемы, конечно, возбуждают интерес, вследствие чего ученик легче запоминает не только название, но и картографический образ объекта.
Мало усвоить название и показать картографическое изображение изученного объекта — нужно, чтобы ученик помнил, где на карте находится данный объект, и умел его быстро найти. Для этого следует обращать внимание на положение, какое занимает изучаемый объект среди других окружающих его изображений, и тренировать учеников в запоминании их взаимного расположения. При отыскании заданного на карте объекта ученик пользуется известной системой ориентиров, по которым он постепенно добирается до цели.
лучшим средством для усвоения географической номенклатуры на карте является сама карта.
Работы с контурными картами преследуют те же цели закрепления и проверки картографических представлений учащихся. Контурные карты удобны не только для составления схематических карт. По ним удобно проводить картометрические работы (измерение длин, площадей, направлений, прокладку маршрутов, нанесение точек по заданным координатам и т. п.), работы по установлению на карте природных и искусственных границ (выявление границ бассейна реки, географического ландшафта, административных единиц, промышленных округов, ареалов и т. п.) и др.
Полезным педагогическим приемом, ведущим к повышению картографических знаний, умений и навыков, являются разнообразные игры с картами, например картографическое лото, домино, игры на отгадывание объектов по их картографическим символам и контурам, по нахождению объектов на карте по образным словесным описаниям их, игры-путешествия по карте и т. п. К сожалению, в нашей методике почти совсем не разработан вопрос об использовании игр в учебной работе с картами. А между тем они могли бы стать мощным средством повышения картографической культуры.
учащимся предлагается множество карточек с контурами географических объектов. Если они затрудняются сразу ответить о том, что за географический объект перед ними, то они могут воспользоваться подсказками, расположенными ниже. Но просто назвать объект, его местоположение, было бы слишком просто. Кроме контуров объектов и подсказок учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, характеризующих географию данных объектов. Это позволит расширить знания выпускников по географии, приведёт их в систему и поспособствует более успешной сдаче ЕГЭ по географии.
Название объекта конкретизируется в образе объекта на карте. Однако, найдя на карте географический объект, учащиеся чаще всего лишь зрительно, механически запоминают его местонахождение. Показывая объект, учащийся должен уметь элементарно объяснить, где он находится. Таким образом, мобилизуется и зрительная, и слуховая, и мускульная память ребенка, формируется знание номенклатуры.
Географический диктант.
Умение классифицировать и сравнивать. Элементы игры. Ассоциациию.Контурная карта
Интерактивная доска.
Классификация – строгое группирование, подчиняющееся определенным правилам. Учащимся необходимо найти только одно общее основание для всех предложенных понятий, общее ищут только в главном, выделяя видовые родовые и классовые понятия. Так составляется иерархичная классификация.Например:1. Проведите классификацию форм рельефа на основании высоты над уровнем моря: Восточно - Европейская равнина, Урал, Валдайская возвышенность, Алтай, Кавказ, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.2. Выпишите в таблицу, в каких морях расположены следующие острова и полуострова: острова:Новая Земля, Колгуев, Анжу, Сахалин, Врангеля,
полуострова :Ямал, Чукотка, Камчатка, Рыбачий, Таймыр.
Сравнение, как методический прием, применяется, когда учащиеся накопили определенный багаж знаний, и могут самостоятельно определять существенные и второстепенные признаки.
На сравнении строятся уроки, например, «Поволжье и Урал».
Понятия и термины составляют главный элемент теоретических знаний большинства школьных предметов. Именно с их помощью раскрываются учения, теории, концепции, законы и закономерности, формируется научное мировоззрение.
Учителям необходимо использовать различные приемы работы, учитывая возрастные и интеллектуальные особенности учащихся.