«Формирование ценностей построения конструктивных отношений через использование активных форм взаимодействия в ГБОУ «Центр «Дар»
Заместитель директора
ГБОУ «Центр «Дар» Авдюкова С.О.
Активные формы взаимодействия в нашем учреждении почти 15 лет применяют все, кто работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мы провели большую работу по обучению педагогического коллектива – часть специалистов, начиная с директора учреждения Шляпниковой Надежды Ивановны, прошли обучение по командообразованию. Все учителя выезжали на многочасовые практико-ориентированные семинары в Центр «Ресурс» г.Екатеринбург, по использованию активных форм и методов обучения и воспитания, сами учились слушать и слышать, видеть, чувствовать, применять новые формы. Далее шла апробация их в педагогическом коллективе. На практико-ориентированных семинарах учились строить общение по-другому, проигрывали педагогические ситуации. Затем познакомили младший обслуживающий персонал, родителей, детей, стали применять активные формы взаимодействия на уроках, во внеурочной деятельности. Это стало частью культуры нашего учреждения.
Список используемых в учреждении форм не большой и не увеличивается с годами, но суть не в том, чтобы его пополнять, а в том, чтобы сложившаяся система работала. Главное условие – включены все.
Были приняты единые требования к организации совместной деятельности: так уроки и занятия стали проходить не традиционно за партами в ряд, а в круге, полукруге, за общим столом. В каждом кабинете разместили часы и учили детей планировать свою деятельность, соблюдать и договариваться о времени.
Каждая из применяемых форм работает на создание ситуации исследования и дети учатся делать выводы. Утверждены ключевые фразы и вопросы, которые знакомы всем и используются на уроках и занятиях – это: «Давайте договоримся, Подведем итог, Будем завершать, Какие правила необходимы сегодня, на этом уроке? Вам удобно? Готовы работать? Что я сделал бы по-другому, Можем двигаться дальше? Сколько времени вам надо на это задание? Правильно ли я вас понял?
По нашему мнению один вырванный метод – ничто без системы. Поэтому, фундаментом работы стали те формы, которые отрабатывались и успешно применялись годами:
1. Работу с правилами начали с того, что провели ритуал принятия правил со взрослыми, потом с детьми. Разработали, ввели и оформили на бумаге:
- правила поведения на уроке – в каждом кабинете,
- правила поведения в столовой, на перемене,
- для дежурного обучающегося и учителя.
До сих пор, каждый год, процедура принятия правил повторяется. Есть общие правила для всей школы, они принимаются на классных часах и общешкольных мероприятиях, а есть правила на уроках и занятиях. Они размещаются в каждом кабинете и принимаются с классом или отдельным ребенком в начале урока /занятия. Могут быть любые, но должны быть понятны и знакомы всем детям. Пишутся на доске или на большом листе. В течение занятия к ним возвращаются, со словами «мы договорились, вы приняли эти правила». Если работа в системе, правила написаны и висят постоянно – учителю достаточно показать на определенное правило и не проговаривать замечание вслух, не читающие дети начинают ориентироваться на написанное (глобальное чтение).
Список правил ежегодно меняется под ситуацию во взрослом и детском коллективе. Для вновь прибывших детей, родителей и сотрудников проводятся ознакомительные семинары.
2. Мозговой штурм – проводится в любой части урока/занятия, когда необходимо активное включение всех в обсуждение и формулирование общей идеи, ситуации, выводов, определение уровня понимания темы. Ведущий мозгового штурма или соведущий, в течение определенного времени, пишет все варианты ответов, не делая замечания и поправки, затем ранжируются высказывания, делается вывод.
Примеры использования на индивидуальных занятиях и уроках:
- Ребята садитесь полукругом. Сейчас нужно быстро сказать все, что вы вспомните про зиму. Я буду писать на доске. По моему сигналу начнем и по сигналу закончим. Теперь нужно вычеркнуть то, что не про зиму. Итак, мы с вами вспомнили признаки зимы, давайте все вместе их назовем.
- Ребята садитесь в круг. Сейчас нужно быстро сказать всех персонажей сказки «Теремок». Я буду писать на доске. По моему сигналу начнем и по сигналу закончим. Теперь нужно вычеркнуть тех, кого не было в этой сказке. Итак, мы с вами вспомнили сказку Теремок, давайте назовем всех героев сказки.
- Мы с тобой сейчас поиграем. Правила игры такие: ты быстро называешь овощи, которые знаешь, я их записываю. Потом я тебе читаю, и если в списке будет не овощ, мы его вычеркнем. Итак, перечислим овощи - это…
- Задание будет такое: ты быстро выбираешь картинки, на которых животные, остальные оставляешь на столе. Теперь разложи их и проверь, тут точно только животные? Если есть ошибки исправь. Итак, животные – это...
- Предлагаю тебе такое задание. В течение одной минуты напиши все инструменты, которыми пользуется плотник. Теперь перечитай и вычеркни те, которыми плотник не пользуется. Что получилось?
3. Работа в парах, тройках, подгруппах, необходима для сплочения коллектива, выявления лидеров, формирования навыков общения.
В начале работы делим детей, либо предлагаем им самим разделиться на пары-группы, напоминаем о правилах «Как работать в паре, группе»:
- говорим шепотом.
- работаем вместе,
- один говорит, другой слушает,
- если не понял, переспроси: «Я правильно понял, что…?»
- договоримся, кто пишет, рисует, следит за временем, кто выступает,
- в выступлении говорить, начиная со слов: Мы считаем, мы думаем, мы решили».
Роль ведущего – помогает организовать работу, распределить очередность выступления групп, подвести итог.
Эту деятельность можно организовать с ребенком на индивидуальном занятии, когда вы с ним в паре.
4. Мост в будущее –
Детям с особыми образовательными потребностями трудно различать абстрактные понятия, нужны зрительные подкрепления. Нарисуйте на листе мост, либо стрелочку в помощь ребенку. Продемонстрируйте ему свой мостик, расскажите. как он поможет заглянуть в будущее. Предложите сделать тоже самое.
5. Обратную связь можно давать друг другу: педагоги, дети, родители. Она всегда состоит из двух частей: первая – положительный отзыв «Что было эффективно», вторая – «Что бы я сделал по-другому» - ее важно не пропускать и говорить, что не получилось. Полностью положительная оценка, не открывает перспектив, не помогает двигаться вперед – человек попросту не видит, куда нужно стремиться и зачем.
Что касается нас педагогов – обратную связь можно запросить. Цель – взгляд со стороны, помощь. Поэтому обратную связь лучше запросить у более опытного педагога.
Что касается детей – именно мы предлагаем дать кому-то из одноклассников обратную связь по тем же параметрам, но более понятными словами. Например, обучающиеся подготовили чтение стихов наизусть. Учитель предлагает не просто послушать как прочитает каждый, но и дать потом обратную связь «Что понравилось в чтении стиха, и что можно было сделать по-другому».
Если обратную связь запросил педагог, она пишется на бумаге, проговаривается тому, кто запрашивал и отдается письменный вариант.
К примеру, педагог рассказывает более опытному коллеге - «У меня на занятии ребенок, как только я ему предлагаю встать и выполнять задания стоя, перестает слышать и выполнять инструкции, начинает все хаотично хватать и перемещаться по кабинету. Мне нужна обратная связь, я приглашаю вас на занятие». Приглашенный коллега наблюдает те моменты, которые запросили отследить и дает обратную связь. Начиная со слов «Было эффективно», потом рассказывает о ошибках, начиная со слов «Я бы сделала по-другому».
Так как дети нашего учреждении особенные, только выполнение правил всеми участниками образовательного процесса и каждодневный личный пример взрослых помогают им договариваться. Мы не стоим на месте, постоянно анализируем используемые формы обучения и воспитания, ищем новые подходы, профессионально развиваемся. Разрабатываем и проводим в коллективе практико-ориентированные семинары и тренинги - делаем остановки в пути, обсуждаем эффективность каждой формы, как для всего коллектива, так и отдельных групп специалистов: учителей начальной школы, среднего звена, предметников, классных руководителей, специалистов коррекционного блока и отделения психолого-педагогического сопровождения. Участвуем в различных мероприятиях по обмену опытом работы – это областные педагогические чтения, семинары, вебинары. Была издана книга, где описаны все применяемые в учреждении активные формы взаимодействия, с конспектами уроков и внешкольных мероприятий.
Применение активных форм взаимодействия делает процесс обучения и воспитания упорядоченным, помогает всем субъектам образования сотрудничать и договариваться.