«Формирование творческих способностей детей, посредством художественно-эстетического компонента в ДОУ»
Воспитатель:
Подовинникова Елена Анатольевна
Актуальность
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования.
Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая:
- развитию способности нестандартно мыслить;
- готовности к активности творческого характера;
-умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
-формированию эстетического отношения к миру.
Цель
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.
Задачи
- Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов.
- Упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.).
- Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда.
- Развивать художественное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение и художественный вкус.
- Поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии.
- Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа.
- Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.
- Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.
Система работы по развитию творческих способностей дошкольников
1. Работа с детьми:
- Непосредственно образовательная деятельность
- Совместная деятельность воспитателя с детьми
- Самостоятельная детская деятельность
2. Повышение компетентности педагогов:
- консультации;
- мастер – класс;
- семинар- практикум; т.п.
3. Взаимодействме с родителями:
- родительские собрания;
- анкетирование родителей;
- консультации;
- наглядная информация;
- привлечение родителей к изготовлению игр и пособий.
Этапы работы
I. Подготовительный этап: Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно- творческих способностей младших дошкольников ; Организация и пополнение развивающей среды; Проведение диагностики развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста; Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников; Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами.
II. Основной этап : Реализация намеченных мероприятий с детьми ( непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность ); Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.
III. Заключительный этап : Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности. Этапы работы по теме опыта
Оснащение уголка изобразительной деятельности
- Толстые восковые и акварельные мелки;
- Цветной мел; пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей;
- Наборы с трафаретами для аппликации и рисования;
- Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры;
- Наклейки, ткани, самоклеющаяся плёнка, клей;
- Доска, мольберт, магнитная доска, фланелеграф
- Нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др.
- Развивающие игры; альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства); Книжки-раскраски; иллюстративный материал ; Стаканчики для воды, салфетки для кисточек.
Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей дошкольников
- Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов ;
- Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»);
- Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения;
- Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций;
- Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием;
- Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;
- Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта ;
Рекомендации для педагогов и родителей
Для развития творческих способностей дошкольников необходимо:
Создать условия:
- Подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними.
- Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру.
- Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям .
- Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе
- творческого поиска.
- Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами.
- Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.
Вывод
Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников.
Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
Роль педагога, во-первых: сформировать способность СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ;, ЧУВСТВОВАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, ТВОРИТЬ; вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во-вторых: вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.
Спасибо за внимание!