СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у студентов потребности в обучении и саморазвитии, раскрытии творческого потенциала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы.Значимость формирования у студентов потребности в саморазвитии и раскрытии творческогои потенциала.

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование у студентов потребности в обучении и саморазвитии, раскрытии творческого потенциала.»


Самостоятельная работа как один из способов активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках украинского языка и литературы.




Самостоятельная работа стала неотъемлемой частью процесса обучения, ориентированного на активизацию познавательной деятельности студентов. Сегодня передо мной стоит задача не просто вложить в головы ребят определенные знания, а научить их учиться.

Под самостоятельной работой при изучении украинского языка понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков, и в процессе которой студенты учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.


Самостоятельная работа это такое средство обучения, которое 
в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

формирует у обучающихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

вырабатывает у обучающихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении новых познавательных задач;

является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной продуктивной деятельностью обучающегося.


Уровни самостоятельной продуктивной деятельности студентов.

Условно можно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, соответствующие их учебным возможностям:


1.Копирующие действия обучающихся по заданному образцу. На этом уровне происходит подготовка к самостоятельной деятельности.2.Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых заданий.3.Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для выполнения заданий, выходящих за пределы известного образца. 4.Самостоятельная деятельность по переносу знаний при выполнении заданий в совершенно новых ситуациях. Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует.


Моя задача довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности.

Основные требования к организации самостоятельной деятельности обучающихся.


Основные требования к организации самостоятельной деятельности студентов на уроке сводятся к следующим:


самостоятельная работа на любом уровне имеет конкретную цель;

самостоятельная работа соответствует учебным возможностям студента, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня на другой;

сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы;

назначение самостоятельной работы;

развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления;

содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес обучающихся, желание выполнить работу до конца.

Формы организации самостоятельной работы.


По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые. Общепризнанным является положение, что ядром в любой самостоятельной работе выступает познавательная задача. Как и всякая форма учебно- воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация закрепление знаний обучающихся), развивающую( развитие познавательных сил обучающихся, их внимание, память, мышление, речь), воспитательную( воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизация и самоконтроль…).

К числу стабильных и важных видов внеаудиторных занятий относится домашняя самостоятельная работа обучающихся, рассматриваемая, как основная часть процесса обучения. Главная цель ее расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные дарования и способности обучающихся.

Домашняя самостоятельная работа осуществляет определенные дидактические функции, наиболее важные следующие:

закрепление знаний, умений, полученных на уроке;

развитие самостоятельного мышления;

формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений.

Любая самостоятельная работа предлагает контрольный комплект, куда входят следующие виды контроля: контроль учителя; самоконтроль; взаимоконтроль.


Типы и виды самостоятельной работы в системе урочных и внеурочных занятий.


В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие работы. Каждый из четырех типов работ имеет свои дидактические цели. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа приводят студентов к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности студентов. Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Формируется творческая личность. Постоянный поиск новых решений, обобщений, систематизация полученных знаний. Перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания студента более гибкими, мобильными, вырабатываются умения, навыки и потребность самообразования. Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности студентов.В практике обучения каждый тип самостоятельной работы предоставлен большим разнообразием видов работ, используемых в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислю наиболее распространенные и эффективные из них.


1.Работа с книгой. Это работа с текстом и материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой.

2.Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу, реконструктивные упражнения; составление различных заданий и вопросов ; рецензирование ответов других студентов, оценка их деятельности на уроке ; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.


3.Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.


4.Подготовка докладов и рефератов.


5.Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе…


Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, т. е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, студенты должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков, но и приобрести умения самостоятельно добывать знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень овладения ими определяет ход мыслительных процессов и его результат, а, следовательно, продуктивность познавательной деятельности. Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания человека. Я хорошо понимаю, что самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие прочные знания обучающихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной, прочностью, превращаются в убеждения. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала в человеке, является показателем его интеллектуального роста.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Зепалова Т. С. Мещерякова Н. Я. Урок литературы.

М.,19832.Зольникова В. И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением.

М.,19783.Зотов Ю. Б. Организация современного урока. ‬М.,19844.

Камнева С. В. Самостоятельная работа на уроках русского языка.М. 19885.Купалова А. Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку. М.6.Маранцман В. Г. Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе.

М..19777.Махмутов М. И. Современный урок.М., 1977 8.Потапова Е.Н. Радость познания.М. 19909.Фогельсон И.А. Формирование навыков самостоятельной работы на уроках литературы.Киев..199010.Шаламов В. В. Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях. 11.Шукина Р.И. Формирование познавательной активности школьников.М.,1987




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!