СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у учащихся практических навыков на уроках географии в рамках внедрения системно-деятельностого подхода

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал из собственного педагогического опыта.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся практических навыков на уроках географии в рамках внедрения системно-деятельностого подхода»

учителя географии высшей квалификационной

категории Линник Натальи Николаевны

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей № 9 «Олимп» города Зугрэса»


"Формирование у учащихся практических навыков на уроках географии в рамках внедрения системно-деятельностого подхода"


В основе реализации новых РОСт лежит системно – деятельностный подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.

В чём же сущность деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направ­ленной на «открытие нового знания».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

 Итак, системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее.

Реализация подхода

Модель обучения я вижу такой. 
Позиция учителя:

- к классу не с ответом, а с вопросом;

Позиция ученика:

- познание мира;

Учебная задача – задача, решая которую ребенок достигает целей учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.


Продуктивной реализации СДП способствуют технологии деятельностного типа, используемые на уроках географии:

- технология проектной деятельности;

- технология проблемного обучения;

- технология исследовательской деятельности;

- технология групповой работы;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии и т.д.

Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии:

• Изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию.

• Сокращается время, необходимое для изучения материала.

• Развивается мотивационно-ценностная сфера личности.

• Формируется осознанная познавательная мотивация.

• Реализуются развивающие цели урока.


Работа с компьютером, в том числе и составление презентаций, применима при выполнении практических работ из тетради - практикума. Например, работа с компьютером в программе Paint возможна при выполнении практической работы «Составление маршрута воображаемой экспедиции»; предусмотрено составление презентации по теме: «Великие русские путешественники» в главе «Развитие географических знаний о Земле»; возможна работа с компьютером при выполнении практической работы «Построение профиля рельефа» глава «Литосфера - каменная оболочка Земли».


Работая с учебником, использую такие виды заданий:

  1. «Выполняем тесты»

  2. «Работаем с текстом» (найди в тексте понятие)

  3. «Работаем с картой» (ответы на вопросы к карте - 7 класс)

  4. «Смотрим и думаем»

  5. «Читаем и сравниваем»

Прекрасным дополнением и помощником, при формировании практических умений и навыков, является обучающее пособие - атлас. Его картографическое и текстовое содержание дополняют, расширяют географическое содержание

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.
Учащиеся выполняют практическую работу: строят графики хода температур, диаграмму облачности, атмосферного давления и розу ветров.


Таким образом, практическая направленность школьной географии

проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!