учителя географии высшей квалификационной
категории Линник Натальи Николаевны
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лицей № 9 «Олимп» города Зугрэса»
"Формирование у учащихся практических навыков на уроках географии в рамках внедрения системно-деятельностого подхода"
В основе реализации новых РОСт лежит системно – деятельностный подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.
В чём же сущность деятельностного подхода?
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Итак, системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее.
Реализация подхода
Модель обучения я вижу такой.
Позиция учителя:
- к классу не с ответом, а с вопросом;
Позиция ученика:
- познание мира;
Учебная задача – задача, решая которую ребенок достигает целей учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Продуктивной реализации СДП способствуют технологии деятельностного типа, используемые на уроках географии:
- технология проектной деятельности;
- технология проблемного обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- технология групповой работы;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные технологии и т.д.
Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии:
• Изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию.
• Сокращается время, необходимое для изучения материала.
• Развивается мотивационно-ценностная сфера личности.
• Формируется осознанная познавательная мотивация.
• Реализуются развивающие цели урока.
Работа с компьютером, в том числе и составление презентаций, применима при выполнении практических работ из тетради - практикума. Например, работа с компьютером в программе Paint возможна при выполнении практической работы «Составление маршрута воображаемой экспедиции»; предусмотрено составление презентации по теме: «Великие русские путешественники» в главе «Развитие географических знаний о Земле»; возможна работа с компьютером при выполнении практической работы «Построение профиля рельефа» глава «Литосфера - каменная оболочка Земли».
Работая с учебником, использую такие виды заданий:
«Выполняем тесты»
«Работаем с текстом» (найди в тексте понятие)
«Работаем с картой» (ответы на вопросы к карте - 7 класс)
«Смотрим и думаем»
«Читаем и сравниваем»
Прекрасным дополнением и помощником, при формировании практических умений и навыков, является обучающее пособие - атлас. Его картографическое и текстовое содержание дополняют, расширяют географическое содержание
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.
Учащиеся выполняют практическую работу: строят графики хода температур, диаграмму облачности, атмосферного давления и розу ветров.
Таким образом, практическая направленность школьной географии
проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся.