Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках технологии
(из опыта работы учителя технологии Наумова А.М.)
Компетенция – это готовность учащегося эффективно организовывать внутренние (знания, умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности) и внешние (информация, люди) ресурсы для постановки и достижения цели. Выделяют семь ключевых компетенций- это учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная и другие.
Одна из главных задач на уроках в современной школе это формирование учебно–познавательной компетенции, так как она в большей степени определяет качество результата обучения.
Программа ФГОС включает в себя формирование следующих универсальных учебных–познавательных действий и компетенций:
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
Для формирования данных компетенций учителю необходимо владеть следующими современными технологиями и совершенствовать их:
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку»,
К современным педагогическим технологиям относят:
проблемного обучения – умение выдвигать гипотезу, ставить проблему, осознавать познавательную задачу;
проектного обучения - умение использовать предметные знания для реализации цели, добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, энциклопедий;
игровой деятельности:
деловые и организационно-мыслительные игры - осознавать познавательную задачу, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
творческая игра - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
технологии ТРИЗ - теория решения изобретательских задач;
технология развития критического мышления;
групповые технологии - работа в группах;
технология обучения в глобальном информационном сообществе.
дистанционное образование.
технологии развивающего обучения
Методы и приёмы работы по формированию данных компетенций:
Дискуссия – извлекать информацию, делать логические выводы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Методы взаимного обучения (групповая и парная работа) - осознавать познавательную задачу;
Методы активного обучения: «Мозговой штурм»;
Метод эвристических вопросов - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.
Прием самостоятельного конструирования - работа с учебными моделями;
Метод «Оптимус» - поиск и выделение необходимой информации;
«Фишбоун» - овладение логическими действиями, умение устанавливать причинно-следственные связи;
Одним из путей формирования познавательных компетенции являются нетрадиционных уроки:
лекции,
семинары,
деловые и ролевые игры,
пресс – конференции,
суды над историческими понятиями,
слёты специалистов.
Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя и обобщая фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями знания не сообщаю в готовом виде, а даю задание, которое включает в себя противоречивую ситуацию.
Например: на уроке технологии в 6 классе по теме «Свойства металлов. Свойства искусственных материалов» при изучении нового материала у учащихся возник спор о том, для чего необходимо знать свойства материалов? В ходе учебного диалога, ребята осознали, что для изготовления качественных изделий, необходимо знать свойства материалов. Самостоятельная работа в группах по 3-4 человека. Задание – найти, объяснить по одному свойству материала и определить в какую группу свойств его определить - физические, химические. механические, технологические.
Возникла проблема с выбором группы? Работая с учебником, тетрадью и интернетом ребята осознали, что технология тесно связана с физикой, химией, математикой и другими науками.
В ходе подготовки заданий в группах учащиеся строили логические цепочки рассуждений, отстаивали свою точку зрения, учились слышать и слушать друг друга. Таким образом, формировались не только познавательные, как основные, но и, коммуникативные и личностные УУД. Ответы учащихся у доски – это «защита минипроекта» Происходит формировании учебно-познавательной компетенции, приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности.
Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся учатся анализировать учебный материал, выделять в нём главное, делать выводы.
Огромный интерес школьников вызывают игры и игровые упражнения, которые повышают их активность, усиливают мотивацию к обучению. На своих уроках я даю учащимся такие игровые упражнения – загадки, ребусы, вопросы повышенной сложности, которые обязательно оцениваются учителем.
Приведу несколько примеров:
При запоминании названия инструментов и их назначения, необходимых для обработки конструкционных материалов, применяю на уроках загадки:
Пример: Она с винтом пустилась в пляс, а винт, кружась в доске увяз.
(отвёртка).
Показываю инструмент, который мы ещё не изучали (например, штангенциркуль) и прошу рассказать о его назначении.
Умение сравнивать, находить общие и отличительные черты понятий, объектов включает в себя такие компетенции как анализ, синтез, умозаключение, а значит, подобные заданий будут актуальны для формирования учебно-познавательной компетенции.
Рассмотрим примеры заданий на сравнение. На уроках технологии при изучении темы «Основные понятия о машинах и механизмах и деталях» Найди общие и отличительные черты.
а) «Ремённый и цепной механизм».
б) «Зубчатый и реечный механизм»
в) «Сверлильный станок и пылесос»
г) Токарный станок и ноутбук.
Если в начале изучения темы учащиеся отмечали, прежде всего, наглядные внешние признаки предметов (цвет, размер и форму), то в процессе обучения больше опираются на знания и представления.(внутренние свойства).
Следующая группа заданий направлена на формирование навыков формулировки определения, вывода, обобщения своих умозаключений.
Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями и суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений получается другое суждение, извлечённое из содержания исходных суждений.
Определить понятие – это, значит, установить ближайший род и видовое отличие.
Определение должно отвечать требованиям:
Должно быть соразмерным.
Оно не должно быть отрицательным.
Оно должно быть точным и ясным.
Например, на уроках технологии при формировании понятий:
«Дай определение» - Машина – это … (устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы…..).
Рубанок – это … (инструмент для строгания древесины).
«Что это такое?» - По определению установить понятие:
Профессия человека, который выполняет работу на токарном станке – это (токарь). Инструмент, предназначенный для рубки металлов – это (зубило).
Для развития активного самостоятельного, творческого мышления на уроках технологии, а также закрепления качества знаний и умений учащихся использую разные формы формулировки задач:
• модель «Технологический ящик» - составление копилок технологических вопросов, заданий по разделам и темам для 5-8 классов;
задачи с недостающими данными;
задачи с излишними данными;
задачи с несколькими решениями;
задачи с меняющимся содержанием;
задачи на соображение, логическое мышление;
задачи с неверной информацией.
Например, даю готовую технологическую карту. Найти недостающий пункт. Найти лишний пункт. Найти. предложить свой способ составления технологической карты.
Подведя итог, можно сказать, что внедрение в учебный процесс предложенных упражнений, методик и технологий, способствует формированию учебно-познавательные компетенции учащихся.
И закончить хочу словами китайской мудрости:
"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь".
Уровни сформированности учебно-познавательного интереса
1. Отсутствие интереса. | Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал). | Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. |
2. Реакция на новизну. | Положительные реакции возникают только на новый материал, касаюшийся конкретных фактов, но не теории. | Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет. |
3. Любопытство. | Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач. | Оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает. |
4. Ситуативный учебный интерес | Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач). | Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается. |
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес. | Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала). | Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу. |
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес. | Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. | Является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность. |