СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках технологии

Просмотр содержимого документа
«Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках технологии»

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках технологии

(из опыта работы учителя технологии Наумова А.М.)


Компетенция – это готовность учащегося эффективно организовывать внутренние (знания, умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности) и внешние (информация, люди) ресурсы для постановки и достижения цели. Выделяют семь ключевых компетенций- это учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная и другие.

Одна из главных задач на уроках в современной школе это формирование учебно–познавательной компетенции, так как она в большей степени определяет качество результата обучения.

Программа ФГОС включает в себя формирование следующих универсальных учебных–познавательных действий и компетенций:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.


Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Для формирования данных компетенций учителю необходимо владеть следующими современными технологиями и совершенствовать их:

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку»,

К современным педагогическим технологиям относят:

  • проблемного обучения – умение выдвигать гипотезу, ставить проблему, осознавать познавательную задачу;

  • проектного обучения - умение использовать предметные знания для реализации цели, добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, энциклопедий;

  • игровой деятельности:

  • деловые и организационно-мыслительные игры - осознавать познавательную задачу, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • творческая игра - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

  • технологии ТРИЗ - теория решения изобретательских задач;

  • технология развития критического мышления;

  • групповые технологии - работа в группах;

  • технология обучения в глобальном информационном сообществе.

  • дистанционное образование.

  • технологии развивающего обучения

Методы и приёмы работы по формированию данных компетенций:

    • Дискуссия – извлекать информацию, делать логические выводы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    • Методы взаимного обучения (групповая и парная работа) - осознавать познавательную задачу;

    • Методы активного обучения: «Мозговой штурм»;

    • Метод эвристических вопросов - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.

    • Прием самостоятельного конструирования - работа с учебными моделями;

    • Метод «Оптимус» - поиск и выделение необходимой информации;

    • «Фишбоун» - овладение логическими действиями, умение устанавливать причинно-следственные связи;

Одним из путей формирования познавательных компетенции являются нетрадиционных уроки:

  • лекции,

  • семинары,

  • деловые и ролевые игры,

  • пресс – конференции,

  • суды над историческими понятиями,

  • слёты специалистов.

Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя и обобщая фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями знания не сообщаю в готовом виде, а даю задание, которое включает в себя противоречивую ситуацию.

Например: на уроке технологии в 6 классе по теме «Свойства металлов. Свойства искусственных материалов» при изучении нового материала у учащихся возник спор о том, для чего необходимо знать свойства материалов? В ходе учебного диалога, ребята осознали, что для изготовления качественных изделий, необходимо знать свойства материалов. Самостоятельная работа в группах по 3-4 человека. Задание – найти, объяснить по одному свойству материала и определить в какую группу свойств его определить - физические, химические. механические, технологические.

Возникла проблема с выбором группы? Работая с учебником, тетрадью и интернетом ребята осознали, что технология тесно связана с физикой, химией, математикой и другими науками.

В ходе подготовки заданий в группах учащиеся строили логические цепочки рассуждений, отстаивали свою точку зрения, учились слышать и слушать друг друга. Таким образом, формировались не только познавательные, как основные, но и, коммуникативные и личностные УУД. Ответы учащихся у доски – это «защита минипроекта» Происходит формировании учебно-познавательной компетенции, приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности.

Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся учатся анализировать учебный материал, выделять в нём главное, делать выводы.

Огромный интерес школьников вызывают игры и игровые упражнения, которые повышают их активность, усиливают мотивацию к обучению. На своих уроках я даю учащимся такие игровые упражнения – загадки, ребусы, вопросы повышенной сложности, которые обязательно оцениваются учителем.


Приведу несколько примеров:

При запоминании названия инструментов и их назначения, необходимых для обработки конструкционных материалов, применяю на уроках загадки:

Пример: Она с винтом пустилась в пляс, а винт, кружась в доске увяз.

(отвёртка).

Показываю инструмент, который мы ещё не изучали (например, штангенциркуль) и прошу рассказать о его назначении.


Умение сравнивать, находить общие и отличительные черты понятий, объектов включает в себя такие компетенции как анализ, синтез, умозаключение, а значит, подобные заданий будут актуальны для формирования учебно-познавательной компетенции.

Рассмотрим примеры заданий на сравнение. На уроках технологии при изучении темы «Основные понятия о машинах и механизмах и деталях» Найди общие и отличительные черты.

а) «Ремённый и цепной механизм».

б) «Зубчатый и реечный механизм»

в) «Сверлильный станок и пылесос»

г) Токарный станок и ноутбук.

Если в начале изучения темы учащиеся отмечали, прежде всего, наглядные внешние признаки предметов (цвет, размер и форму), то в процессе обучения больше опираются на знания и представления.(внутренние свойства).

Следующая группа заданий направлена на формирование навыков формулировки определения, вывода, обобщения своих умозаключений.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями и суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений получается другое суждение, извлечённое из содержания исходных суждений.

Определить понятие – это, значит, установить ближайший род и видовое отличие.

Определение должно отвечать требованиям:

  • Должно быть соразмерным.

  • Оно не должно быть отрицательным.

  • Оно должно быть точным и ясным.

Например, на уроках технологии при формировании понятий:

  1. «Дай определение» - Машина – это … (устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы…..).

  2. Рубанок – это … (инструмент для строгания древесины).

  3. «Что это такое?» - По определению установить понятие:

Профессия человека, который выполняет работу на токарном станке – это (токарь). Инструмент, предназначенный для рубки металлов – это (зубило).

Для развития активного самостоятельного, творческого мышления на уроках технологии, а также закрепления качества знаний и умений учащихся использую разные формы формулировки задач:

• модель «Технологический ящик» - составление копилок технологических вопросов, заданий по разделам и темам для 5-8 классов;

  • задачи с недостающими данными;

  • задачи с излишними данными;

  • задачи с несколькими решениями;

  • задачи с меняющимся содержанием;

  • задачи на соображение, логическое мышление;

  • задачи с неверной информацией.

Например, даю готовую технологическую карту. Найти недостающий пункт. Найти лишний пункт. Найти. предложить свой способ составления технологической карты.


Подведя итог, можно сказать, что внедрение в учебный процесс предложенных упражнений, методик и технологий, способствует формированию учебно-познавательные компетенции учащихся.


И закончить хочу словами китайской мудрости:

"Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня и я научусь".





Уровни сформированности учебно-познавательного интереса



1. Отсутствие интереса.

Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал).

Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.


2. Реакция на новизну.

Положительные реакции возникают только на новый материал, касаюшийся конкретных фактов, но не теории.

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет.


3. Любопытство.

Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач.

Оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.




4. Ситуативный учебный интерес

Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач).

Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.


5. Устойчивый учебно-познавательный интерес.

Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала).

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.


6. Обобщенный учебно-познавательный интерес.

Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.

Является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!