СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УДД на уроках технологии по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование УДД на уроках технологии по ФГОС»


Формирование УДД на уроках технологии по ФГОС.

По современным данным, для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(УУД).

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.


Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и вне учебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Разберем развитие УУД на примере изучения «Технологии» в 5 классе.


К личностным УУД относятся:

• положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

• желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

• осваивать новые виды деятельности,

• участвовать в творческом, созидательном процессе;

• осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

• осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

• стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

• участие в проектах;

• творческие задания;

• зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

• самооценка события, происшествия;

• самооценочные листы.


Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:

• целеполагание - что известно и неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

• коррекция;

• оценка;

• саморегуляция.

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность, способствует формированию регулятивных УУД путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».


К коммуникативным УУД относятся:

умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

строить небольшие монологические высказывания,

осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Для формирования коммуникативных ууд мною используются:

-организация взаимной проверки заданий

-обсуждения участниками способов своего действия

- учебные игры, соревнования

-работа в группах. Для развития коммуникативных УУД работа в группе должна всегда завершаться рефлексивной деятельностью учащихся. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, вместе с ними анализируется не только результат, но и процесс работы.


К познавательным УУД относятся умения:

- осознавать познавательную задачу;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе;

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Для формирования познавательных ууд мною используются:

- не только использование наглядных моделей (схемы, чертежи, планы), но и обучение самостоятельно строить схемы, модели, таблицы и т. п.

- задания по самостоятельному нахождению и извлечению нужной информации из материалов учебников и другой дополнительной литературе.

- осуществлять классификации, сравнения личной работы с другими.



Для проведения урока по данной теме создаю определенный набор учебных заданий для развития УУД

Например:

  1. На первом уроке в начале учебного года знакомлю учащихся с тем, что им предстоит пополнить свои знания о традиционных технологиях и познакомиться с новыми, современными их видами.

  2. В день проведения урока при помощи постановки проблемного вопроса определяем тему урока. «Заготовка и обработка древесины. Технология и методы обработки древесины» .

Так же на доску вывешиваю плакаты: «Первичная заготовка древесины», «Технология и методы обработки древесины» и даю краткое описание темы. А далее урок уже строится на материале, подобранном учениками дома из различных источников. Все внимательно слушают, добавляют свои умозаключения, задают вопросы, делают выводы. Учитель при этом направляет обсуждение в нужное русло, заостряет внимание на главном в изучении данной темы.

В конце обсуждения темы мы общими усилиями делаем выводы. После заслушивания и обсуждения докладов, мы переходим к следующему из набора учебных заданий для развития УУД на уроке по изучаемой теме.

2)Актуализация знаний: Ученики дают оценку каждому этапу технологии обработки древесины и обсуждая их между собой пытаются внести свои предложения по улучшению технологии.

3) Планирование самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

Ученики получают задание, с которым ранее никогда не сталкивались. Карты с заданием, половину технологической карты. Необходимо дополнить технологическую карту на изготовление изделия пользуясь тетрадями и учебниками (выполняют задание в группе). Выполни задания:

  1. Изготовить подставку под мобильный телефон.

Инструкционная карта приготовления, (Что мы делаем):

  1. Выбираем заготовки ___________________________________________________

  2. Выпиливаем детали изделия _____________________________________________

  3. Обрабатываем поверхность деталей_______________________________________

  4. Подгоняем детали друг к другу___________________________________________

  5. Собираем изделие______________________________________________________

Организую фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- Кто считает, кто справился с заданием? Сможете ли вы доказать, что ваша технологическая карта составлена верно?

- Какие затруднения вы испытали?

- Какова цель нашего урока?

4)Практическая работа

5) Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оценивание учебных успехов по теме провожу в форме вопрос-ответ:

 • Чему научились на уроке?

• На каком этапе выполнения задания испытывали затруднения?

• Как могут пригодиться вам в дальнейшем приобретенные знания?

Оцените свою работу на уроке.

Продолжите предложения:

• Я узнал…

• Я научилася…

• Мне пригодится это…

Для выставления оценок предлагается оценочный лист где общая оценка складывается из критериев 1) Баллы за индивидуальную работу (от 1 до 2 баллов);

2) Баллы за работу в команде (от 1 до 3 баллов).


 После такой проработки темы усвоение материала проходит легко.

На уроке прослеживается осмысление новых знаний, обобщение, увязывание имеющихся и полученных знаний с жизненным опытом.

Вот пример тому, как УУД, используемые на уроке, способствуют успешному усвоению знаний.


Предмет «Технология» нацелен на становление самосознания обучающегося как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Определенным набором учебных заданий у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.

Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради, разного рода дополнительной литературе, интернете. Они также учатся анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.

Иными словами, нам, учителям, необходимо ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!