Формирование УДД на уроках технологии по ФГОС.
По современным данным, для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?
Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(УУД).
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и вне учебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Разберем развитие УУД на примере изучения «Технологии» в 5 классе.
К личностным УУД относятся:
• положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
• желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
• осваивать новые виды деятельности,
• участвовать в творческом, созидательном процессе;
• осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
• осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
• стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:
• участие в проектах;
• творческие задания;
• зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
• самооценка события, происшествия;
• самооценочные листы.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:
• целеполагание - что известно и неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
• коррекция;
• оценка;
• саморегуляция.
Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность, способствует формированию регулятивных УУД путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».
К коммуникативным УУД относятся:
умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания,
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Для формирования коммуникативных ууд мною используются:
-организация взаимной проверки заданий
-обсуждения участниками способов своего действия
- учебные игры, соревнования
-работа в группах. Для развития коммуникативных УУД работа в группе должна всегда завершаться рефлексивной деятельностью учащихся. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, вместе с ними анализируется не только результат, но и процесс работы.
К познавательным УУД относятся умения:
- осознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Для формирования познавательных ууд мною используются:
- не только использование наглядных моделей (схемы, чертежи, планы), но и обучение самостоятельно строить схемы, модели, таблицы и т. п.
- задания по самостоятельному нахождению и извлечению нужной информации из материалов учебников и другой дополнительной литературе.
- осуществлять классификации, сравнения личной работы с другими.
Для проведения урока по данной теме создаю определенный набор учебных заданий для развития УУД
Например:
На первом уроке в начале учебного года знакомлю учащихся с тем, что им предстоит пополнить свои знания о традиционных технологиях и познакомиться с новыми, современными их видами.
В день проведения урока при помощи постановки проблемного вопроса определяем тему урока. «Заготовка и обработка древесины. Технология и методы обработки древесины» .
Так же на доску вывешиваю плакаты: «Первичная заготовка древесины», «Технология и методы обработки древесины» и даю краткое описание темы. А далее урок уже строится на материале, подобранном учениками дома из различных источников. Все внимательно слушают, добавляют свои умозаключения, задают вопросы, делают выводы. Учитель при этом направляет обсуждение в нужное русло, заостряет внимание на главном в изучении данной темы.
В конце обсуждения темы мы общими усилиями делаем выводы. После заслушивания и обсуждения докладов, мы переходим к следующему из набора учебных заданий для развития УУД на уроке по изучаемой теме.
2)Актуализация знаний: Ученики дают оценку каждому этапу технологии обработки древесины и обсуждая их между собой пытаются внести свои предложения по улучшению технологии.
3) Планирование самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
Ученики получают задание, с которым ранее никогда не сталкивались. Карты с заданием, половину технологической карты. Необходимо дополнить технологическую карту на изготовление изделия пользуясь тетрадями и учебниками (выполняют задание в группе). Выполни задания:
Изготовить подставку под мобильный телефон.
Инструкционная карта приготовления, (Что мы делаем):
Выбираем заготовки ___________________________________________________
Выпиливаем детали изделия _____________________________________________
Обрабатываем поверхность деталей_______________________________________
Подгоняем детали друг к другу___________________________________________
Собираем изделие______________________________________________________
Организую фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
- Кто считает, кто справился с заданием? Сможете ли вы доказать, что ваша технологическая карта составлена верно?
- Какие затруднения вы испытали?
- Какова цель нашего урока?
4)Практическая работа
5) Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оценивание учебных успехов по теме провожу в форме вопрос-ответ:
• Чему научились на уроке?
• На каком этапе выполнения задания испытывали затруднения?
• Как могут пригодиться вам в дальнейшем приобретенные знания?
Оцените свою работу на уроке.
Продолжите предложения:
• Я узнал…
• Я научилася…
• Мне пригодится это…
Для выставления оценок предлагается оценочный лист где общая оценка складывается из критериев 1) Баллы за индивидуальную работу (от 1 до 2 баллов);
2) Баллы за работу в команде (от 1 до 3 баллов).
После такой проработки темы усвоение материала проходит легко.
На уроке прослеживается осмысление новых знаний, обобщение, увязывание имеющихся и полученных знаний с жизненным опытом.
Вот пример тому, как УУД, используемые на уроке, способствуют успешному усвоению знаний.
Предмет «Технология» нацелен на становление самосознания обучающегося как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Определенным набором учебных заданий у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.
Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради, разного рода дополнительной литературе, интернете. Они также учатся анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Иными словами, нам, учителям, необходимо ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).