СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование умений составлять план текста в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование умений составлять план текста в младшем школьном возрасте»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Формирование умений составлять план текста в младшем школьном возрасте     Тайсумова М.Х., куратор региональных методистов ЦНППМ по начальной школе   2023г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование умений составлять план текста в младшем школьном возрасте

Тайсумова М.Х., куратор

региональных методистов ЦНППМ

по начальной школе

2023г.

Что такое текст Тема текста Основная мысль текста Что значит озаглавить текст Как составить план текста

Что такое текст

Тема текста

Основная мысль текста

Что значит озаглавить текст

Как составить план текста

Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить. Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.  Как правило, тема текста отражена в его названии . Основная мысль текста (или идея) – это то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль текста может быть отражена в заглавии. Но чаще ее можно «найти» в самом тексте. Иногда автор «прячет» основную мысль, не высказывает ее «вслух», оставляя читателю возможность самому догадаться и сформулировать для себя идею текста (главную мысль автора).  Как составить план текста Заглавие текста — это название произведения.

Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Как правило, тема текста отражена в его названии .

Основная мысль текста (или идея) – это то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать.

Основная мысль текста может быть отражена в заглавии. Но чаще ее можно «найти» в самом тексте. Иногда автор «прячет» основную мысль, не высказывает ее «вслух», оставляя читателю возможность самому догадаться и сформулировать для себя идею текста (главную мысль автора).

Как составить план текста

Заглавие текста — это название произведения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение»

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения );

— содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

— пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план.

…………………… .

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» К концу обучения во втором классе обучающийся научится: — понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения — различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные ) — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный); — описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками.

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение»

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

— понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения

— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные )

— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);

— описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение»

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста ( вопросный, номинативный, цитатный );

— характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту).

…………………

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение»

К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:

— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира ;

— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев.

Какие виды плана вы знаете?

Какие виды плана вы знаете?

Виды плана • Картинный (иллюстративный) • Вопросный • Тезисный • Назывной (номинативный) • Цитатный • План – опорная схема

Виды плана

Картинный (иллюстративный)

Вопросный

Тезисный

Назывной (номинативный)

Цитатный

План – опорная схема

 Капля в море Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Капля в море

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

 Как составить план текста ? Прочитай текст, подумай, о чём он. Определи, сколько частей в тексте. Перечисли их. Назови самые важные, главные слова в каждой части. Озаглавь каждую часть. Ещё раз сверь план с текстом. Уточни последовательность событий.

Как составить план текста ?

  • Прочитай текст, подумай, о чём он.
  • Определи, сколько частей в тексте. Перечисли их.
  • Назови самые важные, главные слова в каждой части.
  • Озаглавь каждую часть.
  • Ещё раз сверь план с текстом. Уточни последовательность событий.
 Капля в море  Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Капля в море

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

экспозиция (присутствует не всегда) завязка развитие действия кульминация развязка эпилог (не всегда)
  • экспозиция (присутствует не всегда)
  • завязка
  • развитие действия
  • кульминация
  • развязка
  • эпилог (не всегда)
 Картинный (иллюстративный) план План составляется на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание

Картинный (иллюстративный) план

План составляется на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание

Картинный (иллюстративный) план

Картинный (иллюстративный) план

 Вопросный план   План записывают в форме вопросов к тексту.  При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.). Например: - Кого поймали в море? - Что делала пойманная черепаха в течение дня? - Почему черепаха плакала на самом деле?

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту.

При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).

Например:

- Кого поймали в море?

- Что делала пойманная черепаха в течение дня?

- Почему черепаха плакала на самом деле?

 Тезисный план  План записывают в виде тезисов*  *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.  Например: - В море поймали черепаху. - Пойманная черепаха все время плачет. - Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Например:

- В море поймали черепаху.

- Пойманная черепаха все время плачет.

- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

  Номинативный план План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.   Например : - Пойманная черепаха. - Черепашьи слезы. - Настоящая причина слёз черепахи.

Номинативный план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.

В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например :

- Пойманная черепаха.

- Черепашьи слезы.

- Настоящая причина слёз черепахи.

 Цитатный план   План записывают в виде цитат. Нужно выделить в смысловой части самое главное содержание и найти то предложение, в котором переданы суть этой части произведения, отражено главное действие или состояние. Далее выделенные цитаты нужно записать в кавычках в той последовательности, в которой они встречаются в тексте. Например: 1.«Мы как-то раз поймали в море черепаху». 2.«Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап». 3.«Плачут черепахи потому, что живут в море».

Цитатный план

План записывают в виде цитат.

Нужно выделить в смысловой части самое главное содержание и найти то предложение, в котором переданы суть этой части произведения, отражено главное действие или состояние.

Далее выделенные цитаты нужно записать в кавычках в той последовательности, в которой они встречаются в тексте.

Например:

1.«Мы как-то раз поймали в море черепаху».

2.«Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап».

3.«Плачут черепахи потому, что живут в море».

 План – опорная схема   Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст. Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.  Например:  -Черепаха  - Слёзы.  - Соль из воды.

План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.

Например:

-Черепаха

- Слёзы.

- Соль из воды.

Петушок и бобовое зернышко (русская народная сказка)  https:// nukadeti.ru/audioskazki/petushok_i_bobovoe_zernyshko

Петушок и бобовое зернышко (русская народная сказка)

https:// nukadeti.ru/audioskazki/petushok_i_bobovoe_zernyshko

Установи правильную последовательность событий и составь номинативный план.

Установи правильную последовательность событий и

составь номинативный план.


Скачать

© 2023 1232 21

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!