СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий через метод проектирования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий

 через метод проектирования

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий через метод проектирования»

Формирование универсальных учебных действий через метод проектирования МОУ средняя школа №25 им. Сестер Харитоновых учитель начальных классов Никитина Наталья Александровна 2011 г., г. Самара Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие школьников. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта). Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования. Включая школьников в проект можно сформировать у них следующие универсальные учебные действия: Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира. Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения. Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Такая работа готовит учащихся к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности. Главная идея метода проекта – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Задачей учебного проекта – осуществление деятельности обучающихся заключается в решении разнообразных учебных и практических задач. Поиск решения этих задач и составляет суть проектной деятельности. Главным компонентом проектной деятельности должен быть именно интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи. Метод проектов является одним из основных методов освоения коммуникативных технологий по следующим причинам:
  • использование конкретных проектов ускоряет процесс получения практических навыков решения реальных задач;
  • метод проекта базируется на использовании внутренней мотивации обучающихся;
  • с помощью данного метода может быть организована основная линия изучения определенной темы или предмета в целом;
  • постоянное решение задач реального общения стимулирует речемыслительную активность.
Метод проекта подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по реализации той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и поэтому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Метод проектов позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают у взрослых. Выполняя проект, ребенок обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно – следственные связи. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организация проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Что понимается под словом "проект"? В словаре Ожегова проект определен как "разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства", или "предварительный текст какого-либо документа", или "замысел, план". Ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая её разновидность:
  • экспериментально-исследовательская,
  • проектно-конструктивная,
  • производственная,
  • научная,
  • методическая,
  • образовательная и т.д.
Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности. Примеры детских проектов - это рисунок, поделка, рассказ, загадка, концерт, исследование, решение проблемы и т. д. Каковы особенности внеурочной проектной деятельности? Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими:
  • целями внеурочной деятельности;
  • целями обучения, которым целесообразно уделить внимание.
Выделяют несколько видов проектов, которым по разным соображениям уделяется особое внимание:
  • информационные проекты - проекты, целью создания которых являются информационные объекты: энциклопедии, картотеки, книги, и т.д.;
  • исследовательские проекты - проекты, в которых дети полностью походят все этапы "взрослых" исследований;
  • проекты по решению проблем - проекты, похожие на исследовательские, но носящие более творческий и изобретательский характер
Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:
  • формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
  • формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени;
  • формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объёме необходимо предусматривать специальные организационные приемы:
  • одновременная работа над разными проектами по одной теме
  • включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта.
В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности? Выбор темы. Сбор сведений. Выбор проектов. Реализация проектов. Презентация. Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно ёмкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Например, в теме "Океан" могут быть подтемы: "Жизнь в океане", "Плавающие динозавры", "Глубоководные животные", "Корабли", "Морские профессии", "Пираты", "Писатели об океане", "Кругосветные путешествия" и т.д.Если выбор темы должен регулироваться учителем (наводками и подсказками),то совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы. Например, для темы "Дом" типовые подтемы выглядят так: географический аспект - "Дом в разных странах", исторический аспект - "Дом в разные времена", культурный аспект - "Дома литературных героев", "Дома в сказках", "Дома на картинах". Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов, изображений, аудио- и видеозаписи, дискеты, компакт-диски и т.д. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме - это направлять детей на самостоятельный поиск информации. Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте. Задача информационных проектов - формирование навыков организации приобретенной информации. Выбор проекта. После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. Выбор формы продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимы к выбранной социально значимой проблеме. Желательно, чтобы предлагаемые проекты относились к разным видам по следующей классификации: Классификация проектов школьников
По   технологической направленности По предмету труда
Человек – человек. Человек – природа.
Человек – техника. Человек – художественный образ.
Человек – знаковая система.
По сфере применения
Школа. Семья. Досуг.
Производство. Профессиональное самоопределение.
По интересам
Познавательные. Экологические.
Коммерческие. Игровые. Профессионально – трудовые.
Научные. Комплексные.
По материальному воплощению
Интеллектуальные. Информационные. Комплексные.
По преобладающим технологическим процессам
Архаичные ( ручные технологии)
Традиционные ( машинные технологии)
Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики)




По методической направленности По цели проектной деятельности
Гностические. Изыскательские. Преобразующие.
По продолжительности выполнения
Долгосрочные (от 20 до 60 часов)
Среднесрочные (блок 8 – 10 часов)
Кратковременные (2 – 4 часа)
По организации проектной деятельности
Индивидуальные. Звеньевые. Групповые.
Школьные.
По структуре содержания
Мономодульные(охватывают один модуль программы )
Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей)
Интегрированные (межпрндметные)
По уровню творчества
Репродуктивные. Творческие задания. Творческий проект.
Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Презентации. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Виды презентационных проектов могут быть различными, например, воплощение, защита на ученом совете, игра с залом, иллюстрированное сопоставление событий, эпох; научная конференция, научный доклад, отчет исследовательской экспедиции, пресс-конференция и т.д. Итогом работы над проектом является презентация.



Презентация –
  • Почему работа велась по данному проекту?
  • Проводилась предварительная исследовательская, диагностическая работа?
  • Какова основная идея проекта? Что является основополагающим в данной теме?
  • Правильно ли были выбраны действия по осуществлению данного проекта?
  • Как использовались учебные материалы, дополнительная литература?
  • Какие этапы оказались самыми сложными?
  • Можно ли было выполнить данную работу лучше, изменить замысел?
  • Довольны и вы своей работой?
Примерами проектной деятельности могут быть: альбомы, газеты, коллекции, сборники, справочники, сувениры, учебные пособия, фотоальбомы и многое другое. Темы детских проектов должны быть мотивированы, и исходить из спланированной воспитательной работы, близких и понятных учебных тем. В этой работе очень важна роль заинтересованности учащихся. После защиты своего проекта дети должны увидеть свои результаты, почувствовать радость, социальную значимость своей работы Какие бывают типовые проекты? Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.)





Составляется паспорт проектной работы:
  • название проекта;
  • руководитель проекта;
  • учебный предмет, в рамках которого проводится работа;
  • учебные дисциплины, близкие к теме предмета;
  • состав учащихся;
  • тип проекта;
  • цели проекта;
  • задачи проекта;
  • вопросы проекта;
  • оборудование;
  • аннотация;
  • предполагаемый продукт проекта; (например, газета, сочинение), ход проекта.
Проектная деятельность в учебное время. На уроках по предметам, имеющим основную цель - получение знаний, целесообразны проекты, направленные на получение знаний (экспериментально-исследовательские), и проекты, направленные на передачу знаний (образовательные). Проекты, направленные на передачу знаний, позволяют школьникам выступать в роли учителей, методистов, авторов учебников, способствуя тем самым закреплению изученного материала. В проектной деятельности детей развиваются важнейшие универсальные учебные действия, а именно: 1. Рефлексивные 2. Поисковые (исследовательские) 3. Оценочные 4. Работа в сотрудничестве 5. Менеджерские 6. Коммуникативные 7. Презентационные Основными условиями применения метода проектов являются:
  • существование значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
  • значимость предполагаемых результатов(практическая, теоретическая, познавательная;
  • применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
  • структурирование этапов выполнения проекта;
  • самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Проекты в младших классах – это проблематично, но возможно. При разработке проекта педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей, их творческую активность, степень самостоятельности, сформированность навыка совместной деятельности. Первые уроки представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям знаний. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Уроки, с проектной деятельностью, содержат примерно одинаковые этапы:
  • организационный;
  • формулирование темы и целей;
  • подготовительный;
  • собственно проектной деятельности;
  • практического применения;
  • самоанализ;
  • подведение итогов;
Обязательно должны присутствовать три момента: выбор, планирование и критика проекта. Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок) и конкретной деятельности (все остальные уроки). В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. С учетом работы с первоклассниками это могут быть такие группы: «аналитики», «экспериментаторы», «иллюстраторы», «испытатели». Такое деление на группы является сквозным. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует продумать заранее с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей». Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока. Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт. В первом классе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составленные детьми опорные таблицы, используемые для подготовки сообщений по теме; иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Определение разделов таких проектов лучше провести в виде «мозгового штурма». Сам прием несколько труден для первоклассников. Поэтому учитель может направить работу детей так, чтобы результатом «мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль «аналитиков», которым предстоит откорректировать предложения остальных детей. Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах. Причём работа может быть организована по -разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках, содержащих проектную деятельность, когда идёт обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвёртом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Общей для всех уроков цикла является единая технология работы групп. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели». Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы. Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом. Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
  • возможностью осуществления силами одного ученика или коллектива;
  • содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
  • навыки, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
  • заинтересованностью ученика.
Участие в проектной деятельности учащихся предполагает выработку определенных качеств:
  • самостоятельности;
  • инициативности;
  • креативности;
  • способности к целеполаганию.
Работа над проектом должна приносить детям радость. Они должны ощущать поддержку со стороны взрослых. Особую роль в проектной деятельности учащихся должен занять учитель – помощник, наставник. Большая роль отводится и родителям. Они должны понять необходимость данного метода работы. Должны показать свою заинтересованность в этом виде деятельности, оказать помощь ребенку, правильно оценить участие и итоговую работу. В настоящее время проектную деятельность в школе можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций - функциональной грамотности. Проектная деятельность - это относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее!!!!

15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!