СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование успешной личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Формирование успешной личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога» выступление на педагогичских чтениях

Просмотр содержимого документа
««Формирование успешной личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога»»

Педагогические чтения

«Формирование успешной личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога»


Принято считать, что успех приходит к тем детям, которые получают самые высокие баллы на контрольных уроках, экзаменах, начиная тестированием в детском саду и заканчивая поступлением в вузы. Но хочу отменить, что определенные качества характера гораздо более важны для становления успешной личности, чем высокие показатели IQ и отличные оценки.

Это такие качества, как настойчивость, любознательность, оптимизм, самоконтроль, выдержка. И их можно и нужно развивать. Даже при неблагоприятных начальных условиях (неблагополучные семьи, недостаток средств на образование, интеллектуальные нарушения, инвалидность) ребенок может достичь больших высот и стать успешным.

Настойчивость  — умение мобилизовать свои возможности для борьбы с трудностями.  Настойчивость  следует отличать от заурядного упрямства. Упрямство заключается в неспособности, несмотря на разумные обоснования, отказаться от намеченного плана действия, от принятого ранее малопродуманного решения, в неуме­нии взглянуть в глаза реальным обстоятельствам, гибко отнестись к изменившейся ситуации. И в этом проявляется слабая воля че­ловека. 

Хочу вам представить несколько рекомендаций о том, как можно воспитать настойчивость у ребенка школьного возраста:

Поощряйте тренировки ребенка.

Еще лучше поощрять сложные тренировки. Тренировки не должны оттачивать навыки, в которых ребенок уже преуспел; нужно стремиться подниматься на ступень выше собственных достижений.

Хвалите за усилия, а не за результат.

Когда мы хвалим ребенка с помощью слов «Великолепно!» или «Молодец!», его усердие исчезает – ребенку становится некуда стремиться. Вместо этого хвалите его за вложенные усилия: «Чтобы добиться такого великолепного результата, ты очень тяжело работал» или «Ты действительно приложил для этого много усилий!».

Учите ребенка, что подавленность и замешательство – это признаки прогресса.

Если возникает подавленность или замешательство, трудности в выполнении - предлагайте ребенку поддержку, но не бросайтесь на выручку при первых признаках сложностей. До тех пор пока он сам способен достичь успеха, заставляйте его трудиться над сборкой конструктора или над запоминанием трудной таблицы умножения и подкрепляйте прикладываемые усилия как часть обучения.

Учите ребенка быть смелым.

Смелость тесно связана с настойчивостью. Смелость заключается не в выполнении сложных заданий – она означает, что человек может бояться, но проявлять упорство и действовать, несмотря на свой страх. Другими словами, страх – это необходимое условие храбрости.

Чтобы развивать смелость тогда, когда ребенок говорит вам о том, что он чего-то боится, ответьте ему: «Ты можешь делать даже то, чего боишься».

Используйте зрительные напоминания, чтобы поощрять настойчивость и отсроченное удовольствие

Когда вы хотите, чтобы ребенок избавился от определенной привычки или заставил себя заниматься чем-либо, используйте визуальную систему вознаграждения.

Не требуйте настойчивости всегда и в любой ситуации

Дети не будут проявлять особую настойчивость в том, чего они не могут терпеть.

Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда ребенок отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания.

Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии успешной личности. Воспитание любознательности осуществляется в общей системе коррекционно-развивающих занятий, в играх, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Оптимизм – у обучающихся нашей школы просто необходимо воспитывать положительное отношение к жизни, к самому себе, к окружающим. Работа педагога-психолога направлена на то, чтобы сформировать это качество успешной личности. Реализация этого осуществляется разработкой соответствующей системы воспитательной работы, которая включает в себя комплекс методов и форм работы, а так же ее содержание. К каждому обучающемуся применяется индивидуальный подход.

Определяются следующие задачи:

1. создание условий для непрерывного поступления детям и подросткам понятной для них информации об окружающей действительности с преобладающим показом ее позитивных сторон.

2. организация жизнедеятельности ребенка в коллективе таким образом, чтобы положительный жизненный опыт преобладал над отрицательным.

Под жизненным опытом понимаю совокупность всевозможных знаний, впечатлений, чувств, психических состояний, а также умений и навыков.

Вот некоторые приемы для работы в формировании оптимизма:

1. Уделяйте постоянное и целенаправленное внимание каждому ребенку. Общаясь с ним, старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх. Не повышайте голос, держитесь ближе к ребенку.

2. Запоминайте имя каждого ребенка и чаще используйте его в общении с ним. Обращение к ребенку по имени способствует формированию у него чувства собственного достоинства, ведь имя - это то, что выделяет ребенка из среды, помогает осознать себя и делает его в собственных глазах значимой личностью.

3. Старайтесь различать потребности ребенка и его поведение. Будьте определены и последовательны. Всегда помните: нет плохих детей, а есть неприемлемое поведение. Общаясь с ребенком, оценивайте не его личность, а его поступки. Так как у нас в школе обучаются дети, которые имеют низкую самооценку, то в общении с ними очень важно фиксировать их малейшие достижения, успехи, хорошие слова и поступки, чтобы они поверили в себя и доброе отношение к ним взрослых.

4. В общении с ребенком избегайте сравнение его с какими-либо другими детьми. Лучше сравнивать поведение ребенка с его же поведением вчера, акцентируя внимание на положительных моментах.

5. Помогите детям сформировать самооценку, чтобы они не попадали в этом смысле в зависимость от взрослых и других детей. Общаясь или играя с детьми, описывайте положительные результаты их действий, комментируя происходящее.

Самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение представляет собой самооценку, корректирование и совершенствование собственной деятельности и поведения, что является основой самоконтроля личности Необходимость формирования самоконтроля, для успешного выполнения деятельности - неоспоримый факт, и самоконтролю следует обучать специально. Это можно осуществлять через комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленных на:

  1. Развитие умения действовать в соответствии с образцом (упражнения «Сделай так же», «Учись слушать и выполнять» и т.д.)

  2. Развития умения контролировать процессы деятельности (упражнения «Да и нет», «Лесенка» и т.д.)

  3. Развития умения оценивать результат своей деятельности (упражнения «Отсутствие взрослого», «Пуговица» и т.д.)

Выдержка - это способность человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта.

Признаками выдержки являются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях; умение держать себя в конфликтных ситуациях; умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке. Подбор игр на развитие данного волевого качества связан с большими трудностями, так как выдержка проявляется в естественных условиях, проиграть которые трудно (для этого необходимо преднамеренно вызвать у игроков сильные эмоции, причем негативного характера). Большую роль здесь смогут сыграть ролевые игры, тренинги.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!