СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД младших школьников на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2012 году, будучи студенткой, мною (при помощи научного руководителя Каландаровой Н.Н.) была написана статья "Формирование УУД младших школьников на уроках русского языка".  С данной статьей я участвовала во Всероссийской  студенческой научной конференции. Лучшие работы были включены в книгу "Учитель нового века: взгляд молодого исследователя. Эта статья также была включена в книгу.

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД младших школьников на уроках русского языка»

А. Г. Савинцева, ГГПИ им. В. Г. Короленко

руководитель Н. Н. Каландарова, канд. пед. наук, доцент

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА



Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностно познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей [1].

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Для выявления уровня сформированности универсальных учебных действий нами было проведено несколько диагностик. Исследование проводилось в 3 «а» классе МБОУ «СШ № 3» города Глазова

Диагностика 1 – «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса».

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся. Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика. 

Результаты показали, что несформированность учебно-познавательного интереса у 1 ученика (4 %); низкий у 3 учащихся (12 %); удовлетворительный у 9 учащихся (36 %); высокий у 8 учащихся (32 %); и очень высокий у 4 учащихся (16 %).

Диагностика 2 – «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая). 

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля. Учащимся раздается текст с ошибками. Нужно проверить и найти ошибки. Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил. Данная диагностика показала, что у 6 учащихся (24 %) в классе высший уровень внимания; средний уровень у 8 учащихся (32 %); ниже среднего у шестерых (24 %); и низкий уровень у пятерых учащихся (20 %).

Диагностика 3 – Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Г. А. Цукерман) [3].

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера). Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы. Как оказалось, в классе нет учеников с высоким уровнем коммуникативных действий. 12 (48 %) учащихся обладают средним уровнем и 13 (52 %) низким.

Для того чтобы формирование УУД было более эффективным, мы предлагаем проведение нескольких уроков русского языка по формированию УУД.

До проведения уроков нами было проведено анкетирование «УУД на уроках русского языка», в котором принимали участие ученики 3 «а» класса в составе 25 человек. 

Проанализируем данную анкету по количеству положительных и отрицательных ответов в процентах.

  1. Должны ли мы работать на уроках русского языка над знанием моральных норм? Да – 32 %, нет – 68 %.

  1. Должны ли мы уважать и любить русский язык? Да – 100 %.

  1. Можете ли вы четко определить, что вами на уроке усвоено, что не усвоено? Да – 47 %, нет – 53 %.

  1. Умеете ли вы без помощи учителя находить свои ошибки на уроках русского языка? Да – 53 %, нет – 47 %.

  1. Получается ли у вас на уроках русского языка самостоятельно составлять план к тексту? Да – 27 %, нет – 73 %.

  1. Можете ли вы на уроках русского языка самостоятельно определить, что вы должны усвоить на уроке? Да – 16 %, нет – 84 %.

  1. Вам нравится моделировать на уроках русского языка? Да – 38 %, нет – 62 %.

  1. Умеете ли вы на уроках русского языка высказывать свое мнение? Да – 76 %, нет – 24 %.

  1. Умеете ли вы вступать в диалог на уроках русского языка? Да – 71 %, нет – 29 %.

  1. Вам нравится работать в группах на уроках русского языка? Да – 38 %, нет – 62 %. 

Нами было проведено 3 урока русского языка по темам: «Образование настоящего и прошедшего времени глагола», «Роль предлогов в речи» и «Пишем изложение».

На каждом из этих уроков перед детьми стоял ряд задач, выполнение которых сводилось к сформированности УУД.

Так, например, на уроке по теме «Образование настоящего и прошедшего времени глагола» ученики сами должны были сформировать тему урока, поставить цель (например: научиться образовывать глаголы настоящего и прошедшего времени или правильно употреблять в речи глаголы настоящего и прошедшего времени), должны научиться на уроке наладить сотрудничество с одноклассниками (например: при работе в парах и группах), проанализировав текст выделить глаголы настоящего и прошедшего времени. На данных уроках школьники должны осознавать, что мы должны любить и уважать русский язык, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека. На этих уроках формировались предметные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

На уроке по теме «Пишем изложение» дети учились делить текст на абзацы и самостоятельно составлять план (например: Тема изложения «Тенька» 1. Перелом лапки. 2. Уход за больным. 3. Новая беда. 4. Спасли Теньку!). На каждом этапе урока проводилась рефлексия. Ученики оценивали себя и своих одноклассников при помощи трех кругов: зеленый, желтый, красный.

По данным проведенных диагностик можно сделать вывод, что формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка возможно. На уроках русского языка по новым требованиям ребенок сам формулирует тему и оценивает свою работу, учится самостоятельно составлять план, моделировать. Именно эти требования учат ребенка самостоятельности.

Важную роль в формировании УУД играет не только учитель, но и сам ученик. Формируя универсальные учебные действия, не нужно забывать об интересах ребенка, не стоит его ограничивать в чем-либо. Важно, чтобы учитель понимал своих учеников, мог помочь в нужную минуту, мог направить в нужную сторону ход его мыслей. Формируя УУД младших школьников, нужно воспитывать в них уважение к русской речи, к одноклассникам и воспитывать интерес к учебе. Необходимо прививать любовь к своей родине. Надо дать понять ребенку, что он как взрослый должен уметь планировать свой учебный процесс. Ученик, у которого сформированы УУД, без помощи учителя может анализировать тексты, составлять план, моделировать.

Таким образом, анализируя нашу работу, можно сделать следующие выводы: формировать УУД на уроках русского языка нужно начинать с младшего школьного возраста; роль учителя в формировании УУД на уроках русского языка велика; то, как построен урок, имеет немаловажную роль в формировании УУД младших школьников; школьники должны идти на сотрудничество с учителем и одноклассниками; классный руководитель должен давать рекомендации по формированию УУД на уроках русского языка родителям.



Литература



1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2010. – 162 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!