СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование здорового образа жизни у учащихся

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни у учащихся»

«Для каждого человека, да и для общества нет большей ценности, чем здоровье».


Знания в области физической культуры и спорта готовят человека к жиз­ни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному разви­тию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и фи­зических качеств, необходимых будущим специалистам. Общество заинтересо­вано в том, чтобы молодое поколение росло физически здоровым, развитым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины.

Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях и школах обязательный предмет и программу надо ориентировать на то, как за­ботить учащихся о своём здоровье, как использовать физическую культуру в качестве профилактического средства от болезней. Учащимся в процессе физи­ческого воспитания необходимо активно действовать физически, многократно и настойчиво выполнять специальные двигательные задания. И очень важно понимать при этом, что овладение новыми умениями и двигательными навыка­ми, их совершенствование будет проходить успешнее тогда, когда будут бази­роваться на хорошо усвоенных теоретических знаниях об основах техники движений, о физиологических закономерностях развития и деятельности чело­веческого организма, о содержании и методах обучения, о правилах спортив­ных соревнований.

Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Задача, стоящая перед педагогами, заключается и том, чтобы обеспечить как можно большему числу учащихся возможность для укрепления здоровья средствами физической культуры. На мой взгляд, необхо­дим учёт ещё целого ряда важнейших факторов.

Потребности в движении и повышенной двигательной активности явля­ются наиболее важными биологическими особенностями организма. В настоя­щее время известно, что 70% детей страдают гиподинамией, последствиями ко­торой является снижение работоспособности, общей реактивности и рост забо­леваний.

По данным Минздравмедпрома и Госцомэпнадзора России, лишь 14% де­тей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз воз­растает частота нарушений органов зрения, в 3 раза — патологии органов пи­щеварения и мочеполовой системы, в 5 раз — нарушений осанки, в 4 раза — нервно-психических расстройств.

Здоровье и физическая подготовленность детей - важнейшие слагаемые здорового потенциала нации. Потребность в движении, повышенная двигатель­ная активность являются наиболее важными биологическими особенностями детского организма. Ограниченная мышечная деятельность не только задержи­вает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на по­следующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может ов­ладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Несмотря на выраженный оздоровительный эффект физической культуры, она до настоящего времени еще не получила широкого распространения среди на­селения и, прежде всего, в системе диспансеризации при решении задач, свя­занных с уменьшением заболеваемости, профилактикой патологических со­стояний, в том числе с утомлением после работы. Более 80% взрослого населе­ния не имеют представления об уровне своего физического развития, работо­способности и не знают, где можно получить подобную информацию.

В детском и подростковом возрасте - периодах интенсивного роста и раз­вития - исследователи определяют у детей овладение двигательными координациями, расширение резерва адаптации функциональных систем, создание во­левого настроя на напряженную тренировочную и соревновательную работу.

Результативность лечебной и физкультурно-оздоровительной работы в детском возрасте актуальна еще и в связи с тем, что в этот период возможно выработать методами здоровьеформирующего воспитания и обучения устойчи­вую мотивацию на здоровье и сформировать практические навыки ведения здо­рового образа жизни человека в соответствии со стереотипом и моделью его поведения, заложенными в раннем детстве.

База физической подготовленности создается в период школьного обуче­ния. Именно в этом возрасте закладываются и развиваются основные двига­тельные качества детей, которые являются «плацдармом» для формирования физически здоровой полноценной личности. В связи с этим возникает вопрос о поисках путей, ведущих к построению гармоничного комплекса физических качеств школьников, ни в коей мере не оставляя без внимания влияние физи­ческой культуры на интеллектуальные способности учащихся.

Следует выделить основную задачу, которая решается в процессе занятий физической культурой - формирование личности школьника.

Одной из центральных проблем, которую необходимо решать для опти­мизации физического воспитания школьников, является индивидуализация и дифференциация физических нагрузок, поскольку в каждой возрастной группе могут оказаться учащиеся, обладающие различным уровнем физической рабо­тоспособности (высоким, средним и низким), а, следовательно, и объем выпол­няемой мышечной работы должен быть строго индивидуальным. Назрела ост­рая потребность в обеспечении преподавателей общеобразовательных школ простым и надежным методом определения степени негативного влияния гиподинамии и гипердинамии на растущий организм учащегося.

Отсюда вытекает проблема формирования педагогической системы не­прерывного физического воспитания, ценностные ориентации которой учиты­вали бы индивидуальные склонности, способности и возможности учащихся, их принадлежность к социальной среде. И, кроме того, педагогическая система непрерывного физического воспитания должна учитывать необходимость ис­пользования не только возможности школьной образовательной среды, но и возможности социо- и этнокультурной среды, находящейся вне школы.

Формирование новой системы представлений о ценностях физической культуры в современных условиях связывается с дальнейшей гуманизацией и демократизацией общества, обращением к человеку «как мере всех вещей», его нравственному самоопределению и индивидуальной деятельности. Такой под­ход влечет за собой отказ от утилитарного использования ценностей физиче­ской культуры, коренной пересмотр целей физического воспитания, связанных с формированием физической культуры обучающихся.

Рассматривая ценностный потенциал физической культуры в современ­ном обществе, мы выделяем два уровня ценностей: социально-личностный и социальный.

Социально-личностный уровень освоения ценностей физической культу­ры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здоро­вого образа жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельности.

Осваивая социальные ценности физической культуры как неотъемлемую часть здорового образа жизни общества, каждый человек формирует свою лич­ностную физическую культуру. Полученные человеком знания в области физи­ческой культуры формируют интеллектуальный потенциал личности. Общест­венные ценности двигательного характера стимулируют трансформацию собст­венной двигательной активности в личные умения и навыки, в высокий уровень физической подготовленности и здоровье человека.

Ведущим принципом физического воспитания является единство сомати­ческого, интеллектуального, мировоззренческого компонентов в формировании физической культуры личности, обусловливающее образовательную, методи­ческую и деятельностно-практическую направленность воспитательного про­цесса.

В основе этого принципа лежат идеи Л.С. Выготского, утверждавшего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Согласно этим представлениям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний

Рассмотренные проблемы физического воспитания школьников в педаго­гической теории и система физического воспитания учащихся позволили опре­делить перспективные направления развития физического воспитания школь­ников в условиях общеобразовательной школы.

Основными факторами формирования и развития человека являются сре­да, двигательная деятельность, воспитание, наследственность. На решающее значение двигательной деятельности в формировании и развитии человека ука­зывали многие прогрессивные деятели науки - И.М. Сеченов, И.П Павлов и др. Они же утверждали, что физическое и психическое в человеке выступают в единстве и во взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двигатель­ной деятельности может стать фактором формирования личности в целом.

В своих анатомо-физиологических исследованиях ПФ.Лесгафт продемон­стрировал существование неразрывной связи между физическим и духовным (умственным, нравственным, эстетическим) развитием. Он рассматривал физи­ческое воспитание как полноправную и необходимую часть общего образова­ния, на базе которой только и можно построить научную систему умственного и нравственного развития ребенка.

И.А. Аршавский, выделяя двигательную активность как фактор декоди­рования и реализации программы индивидуального развития, закодированного в программе зиготы, показал, что без достаточной двигательной активности ре­бенок не может пройти все необходимые фазы созревания, формирования орга­низма в целом, а во взрослом периоде не может накапливать структурную энер-тию, необходимую для нормальной жизнедеятельности.

Умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспи­тание так тесно связаны между собой, что должны составлять целостную зада­чу школы. Понятие «физическое воспитание» входит в общее понятие «воспи­тание» в широком смысле. Это означает, что так же, как и формирование в це­лом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определен­ных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т.д.), либо осуществляется в порядке самовоспитания.

Интегральной целью физического воспитания для всех ступеней системы образования выступает физическая культура личности как органичное единство знаний и убеждений, ценностных ориентации и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности.

Важным интегрирующим началом является положение о том, что «обу­чение должно ориентироваться именно на те функции, которые созревают, и тем самым стимулировать дальнейшее развитие ребенка» (Л.С. Выготский). При этом, как утверждают отечественные психологи (В.В. Давыдов, Л.В. Зан-ков, А.Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин и др.), психическое развитие в целом, умст­венное в частности, определяется содержанием, системой и способами переда­чи информации. С этой точки зрения система физического воспитания распола­гает богатейшим арсеналом средств, имеющих направленное воздействие на стимулирование созревающих психических, функциональных и двигательных способностей школьников.

На начальном этапе ученику представляется возможность проявить свои творческие способности и реализовать себя в движении, тем самым определить дальнейший путь развития; на следующем этапе - в среднем школьном возрасте - индивидуализация личности учащихся в физической культуре осуществляется посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеприклад­ной, спортивно-рекреационной направленностью; в старших классах школьник проходит следующий этап - этап актуализации личности в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности с профессио­нально-прикладной и оздоровительно - корригирующей направленностью.

Поэтому необходимо согласовать со смысловым и содержательным опре­делением, какие функции психической, функциональной и физической направ­ленности следует развивать в данный возрастной период у школьников. Учиты­вая, что воспитание личности и проявление физических способностей у школь­ников разного возраста являются определенным возрастным периодом, стано­вится ясным, что физические упражнения определяют не только физические возможности учащихся, но и активно способствуют психическому и умствен­ному развитию.

Вместе с тем в структуре современного школьного физического воспита­ния можно выявить целый ряд негативных тенденций; физическое воспитание школьников осуществлялось по единым общероссийским программам, недос­таточно анализировались местные региональные условия, педагогами не учи­тывались в процессе разработки нового содержания учебного материала физи­ческая подготовленность и отношение к физическому воспитанию.

Коренное преобразование всего процесса физического воспитания школьников и, прежде всего, его сердцевины - учебного процесса - тормозится воздействием ряда субъективных и объективных факторов, к которым относит­ся неготовность учителей работать в новых условиях, отставание системы под­готовки в вузах, готовящих преподавателей физической культуры, от качест­венно новых концептуальных подходов к физическому воспитанию, влияния прежних традиций, привычек, особенностей психологического настроя, отсут­ствие материальных условий для должной постановки работы и т.п.

Следует отметить, что физиолого-гигиенические возрастные нормы дви­гательной активности, программы по физическому воспитанию опираются на исследования здоровых детей с нормальным морфофункциональным развити­ем, рациональным физическим воспитанием и режимом дня. Вместе с тем су­ществующая в реальной жизни значительная неоднородность биологического и морфофункционального развития детей и подростков, состояния их здоровья, различия социально-средовых условий трактуют необходимость нормирования двигательной активности школьников с учетом индивидуальной потребности и возможностей организма при занятиях физической культурой.

Особо значимым представляется подход, который ориентирует воспита­тельно-образовательный процесс на разностороннее развитие личности и ее са­моопределение во время творческого овладения двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью. Прежде всего, ставится задача, опираясь на материал таких наук, как гуманитарные дисциплины, теория и ис­тория физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология, биоме­ханика, сформировать у детей и молодежи целостное представление о физиче­ской культуре как элементе общей культуры человека. В качестве второй важ­ной задачи физического воспитания рассматривается творческое усвоение спо­собов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельно­сти.

Педагогические условия непрерывного физического воспитания, направ­ленные на развитие школьников и сохранения их здоровья, целью которых яв­ляется создание педагогических условий средствами образовательного, воспи­тательного, развивающего и оздоровительного компонентов физической куль­туры, направленных на сохранение здоровья и развитие школьников различных возрастных групп. Цель системы определяет социальный заказ с одной стороны, учащиеся, для воспитания и обучения которых организуется система; с другой стороны - педагоги, управляющие воспитательно-образовательным процессом.

Особенность системы заключается в том, что она ориентирована на раз­витие школьников и сохранение их здоровья и построена на основании прин­ципов гуманистической педагогики и психологии, развивающего и личностно-ориентированного обучения:

  • фундаментальность содержания, позволяющая целостно формировать естественнонаучное и социогуманитарное мировоззрение на каждом этапе об­разования, понимание существа развития таких отношений, как организм-личность, активность-труд, существование-развитие, человек-общество и т.п.;

  • культуре сообразность содержания, отражающая физическую культуру как социальное явление, ее непосредственную связь с другими видами и фор­мами культуры человека и общества, - как условие и результат развития лично­сти ребенка в единстве его физического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья;

  • личностная ориентация содержания, проявляющаяся в освоении соци­ально-значимых, предметно - и личностно-ориентированных образцов физиче­ской культуры, обеспечивающая познание индивидуальных особенностей раз­вития собственных физических качеств и способностей, овладение индивиду­альными способами их углубленного развития и совершенствования на основе личных интересов и потребностей; возрастная периодизация содержания, ориентирующая на соответствие учебного материала физическим и психиче­ским возможностям учащихся, особенностям возрастной динамики развития их физических качеств и интересу к занятиям физическими упражнениями;

  • профилирование и дифференцирование содержания, отражающиеся в возможностях детей специализироваться в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности, осуществлять личностно-ориентированные занятия физическими упражнениями, общую и специальную профессионально- прикладную физическую подготовку, в том числе к предстоящей трудовой дея­тельности и службе в армии;

  • креативность содержания, создающая возможность разрабатывать соб­ственное индивидуализированное содержание разнообразных форм занятий физической культурой с функционально различной направленностью, органи­зовывать и проводить эти занятия в самостоятельных и самодеятельных формах физкультурно-оздоровительной деятельности и др.

  • Результативность педагогической системы непрерывного физического воспитания зависит, прежде всего, от педагогических технологий (содержания организации и методики) преподнесения школьникам системы физкультурных знаний и физических упражнений, которые в процессе превращаются в их зна­ния, навыки, умения.

Деятельность учителя и учащихся в нашей педагогической системе под­чинена задаче развития школьников и сохранения их здоровья. Функция уча­щихся при этом состоит в самодвижении, развитии на основе специально орга­низованной их собственной деятельности.

Функция учителя состоит в управлении образовательно-воспитательной системой. Такое управление потребовало от учителя широкой эрудиции, глу­боких знаний возможностей своего предмета, достаточного кругозора в области логики, и возрастной психологии, и физиологии, умения правильно использо­вать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Функции по внедрению здоровьесберегающих технологий используемые педагогом следующие:

1.Аналитическая.


• .изучение половозрастных и индивидуальных психо-физиологических особенностей обучающихся, состояния их здоровья и самочувствия на уроке;

• анализ реальных возможностей, определение оптимального уровня трудности урока;

• сложности учебного материала, характер деятельности и уровень усвое­ния материала для каждого ученика.


2. Конструктивная.


• постановка целей и задач урока;

• определение содержания урока и выделения в нём здоровьесберегающих идей;

• отбор здоровьесберегающих приемов, технологий, методов, средств обу­чения;

• отбор средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья уча­щихся.


3. Организационно-исполнительская.


• реализация на уроке целей обучения, воспитания и развития здоровой личности ученика;

• формулировка целей урока и организация работы с учащимися по ее при­нятию;

• обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности учащихся на уроке;

• организация усвоения учебного содержания с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;

• определение затруднений учащимися при усвоении учебного материала и оказании им дозированной помощи создания на уроке ситуации успеха;

• организация взаимопомощи учащимися на уроке;

• создание положительного эмоционального настроя в классе, благоприят­ного психологического климата;

• обеспечение достаточной двигательной активности учащимися на уроке;

• соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока и использовании средств обучения;

• соблюдение педагогической техники учителя, обеспечивающей охрану психического здоровья учащегося.



4. Профилактика коррекционная.


• мобилизация учащихся на уроке посредством элементов психотерапии, музыкотерапии, психогимнастики, психоэмоционального настроя;

• использование приемов эмоциональной разрядки, снятия психоэмоцио­нального и статического напряжения;

• профилактика зрительного и умственного утомления учащихся на уроке;

• использование элементов психотерапии в педогагической деятельности;

• формирование и коррекция духовно-нравственного аспекта развития лич­ности ученика;

• применение средств, направленных на профилактику и коррекцию пси-хифизиологического состояния учащихся.


5. Рефлексивно-оценочная.


• создание условий для оценивая учащимися своей деятельности на уроке и доступных результатов;

• оценивание степени продвижения учащимися в усвоении учебного мате­риала;

• осмысление хода и результатов урока.

Результативность деятельности учителя по внедрению здоровьесберегающих технологий обеспечивается степенью продвижения в уровне обучения, воспитанности и развитии каждого ученика без потерь его здоровья, в соответ­ствии с его индивидуальностями и учебными возможностями.

А потому знания сферы физической культуры и спорта, приобретаемые школьниками, являются логически полными, без существенных пробелов сис­тематическими доступными и жизненно действенными, чтобы учащиеся могли оперировать ими в непосредственной физкультурно-спортивной деятельности или использовать их для получения новых знаний как в сфере физической культуры, так и в других областях знания. Было выделено личностное и обще­ственное знание. Для разработанной системы непрерывного физического вос­питания важнейшими явились вторые, так как это сила, которая обеспечила движение школьника по пути цивилизации и прогресса.

Опираясь на знания о дидактической сущности всех компонентов учения в соответствии с конкретной целью системы непрерывного физического воспи­тания школьников, выделяются пять основных компонентов педагогических технологий, используемых в условиях физического воспитания.

Мотивационный компонент включает формирование потребностей, ин­тересов, мотивов, то есть всего того, что обеспечивало включение школьников в процесс физкультурного образования и поддерживало бы их активность на протяжении всех этапов обучения.

Ориентационный компонент включает технологии принятия школьника­ми цели физкультурно-оздоровительной деятельности, ее планирование и про­гнозирование, причем степень осмысления целей и задач зависит от возрастных особенностей и уровня здоровья школьников.

Содержательно-операционный компонент включает технологии приоб­ретения системы ведущих знаний и способов учения. Задача педагогов заклю­чается в построении системы специальных знаний таким образом, чтобы в ди­намической связи с другими воспитательными действиями она способствует развитию у школьников системы основных мировоззренческих и моральных убеждений.

Энергетический компонент - это технологии, способствующие концен­трации интеллектуальных и практических действий вокруг главной цели дея­тельности - сохранение и развитие здоровья средствами физической культуры. Обращается серьезное внимание на образовательную сторону физической куль­туры, на вооружение школьников системой знаний, имеющих не только при­кладное значение, но и являющихся обязательным условием их когнитивного, социального и физического развития.

Оценочный компонент - технологии систематического получения обрат­ной информации о ходе реализации системы физкультурного образования школьников.

Данные компоненты педагогических технологий диалектически связаны, причем отсутствие даже одного из них делало процесс реализации системы не­прерывного физического воспитания неполноценным, снижало его результаты. Педагогические технологии — это совокупность средств и методов воспроиз­ведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педаго­гическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возмож­ность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых ре­зультатов.

Представленные компоненты педагогической системы непрерывного фи­зического воспитания, направленные на развитие школьников и сохранение их здоровья, позволили, выделить требования к реализации системы непрерывного физического воспитания.

1. Глубокое знание человеческой природы: учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутвержде­ния, саморазвития и самореализации.

2. Приоритет индивидуальности, самоценности и самобытности ребенка, активного носителя субъектного опыта.

3. Физическое воспитание есть единство четырех взаимосвязанных составляющих: обучение, воспитание, развитие и оздоровление.

4. Формирование у учащихся системы физкультурных и гигиенических знаний, двигательных умений и навыков, воспитание устойчивой потребности в систематической физической активности как обязательном элементе стиля ка­ждого ученика.

5. Формирование и закрепление осознанной на глубоких знаниях и убеж­дениях мотивации и потребности постоянно заботиться о своем здоровье.

6. Осуществление идеи непрерывного физического воспитания: начав с обязательного обучения, научить ребенка заботиться о своем здоровье, зани­маться самообразованием в этой сфере деятельности в течение всей жизни, ко­торая направлена на:

• создание атмосферы заинтересованности;

• оценку деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

• повышение возможности учащихся организовывать самодеятельные формы занятий физкультурной деятельностью, здорового образа жизни и куль­турно-ориентированного досуга;

• учет и привлечение благоприятных возрастных предпосылок, которы­ми располагают дети (эмоциональность, восприимчивость к прекрасному, рас­положенность к двигательному самовыражению).

7. Интеграция в едином цикле эстетических предметов: литературы, му­зыки, ИЗО, МХК, обслуживающего труда и физической культуры - для ком­плексного обращения к эстетическому началу в растущем человеке, создания эстетического идеала, к которому надо стремиться.

8. Раздельное обучение мальчиков и девочек на уроках физической куль­туры направлено на воспитание у девушек изящности и грациозности, стройности и легкости, формирование знаний о «секретах» женской красоты; у юно­шей - стройности, подтянутости, силы, знание законов мужской чести и досто­инства.

9. Здоровьесберегающая и эстетическая направленность учителя физ­культуры и его педагогическое мастерство.

С учётом возрастных особенностей иа каждом уровне образования от на­чальной школы и до ее окончания физическая культура личности последовательно обогащается новым содержанием и отношениями, качественными оттен­ками, сохраняя элементы целого, в соответствии с общепедагогическими прин­ципами преемственности и становления физической культуры личности.

Физическое воспитание отражает процесс и результат развития личности в ходе обучения и воспитания. В него включаются овладение системой науч­ных знаний, двигательных умений и навыков, формирование на их основе ми­ровоззренческих, нравственных, физических и других качеств, развитие твор­ческих сил и способностей. Специфическая часть физического воспитания со­держала решение двигательных задач: формирование физических качеств, уме­ний и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала. Структурным основанием физкуль­турной деятельности являлся урок физической культуры, цель которого состоя­ла на начальном этапе обучения - идентификация личности учащихся в физиче­ской культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.

Младший школьник идентифицирует себя, с одной стороны, как челове­ка, выделяя себя из животного мира, и, с другой стороны, идентифицирует себя среди школьников как школьника. Соответственно в начальной школе ученик идентифицируется и в физической культуре, т.е. осваивает те двигательные умения, которые присущи человеку.

Второй этап в среднем школьном возрасте - индивидуализация личности учащихся в физической культуре посредством овладения основами физкуль­турной деятельности с общеприкладной спортивно-рекреационной направлен­ностью; в старших классах школьник проходил третий этап - этап актуализации личности в физической культуре посредством овладения основами физкуль­турной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно - корри­гирующей направленностью.

В старших классах это совершенствование функциональных возможно­стей основных систем организма и развитие физических качеств предполага­лось использовать с целью подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятель­ности, в том числе и к службе в армии. Использование разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий физической культурой и овладение современными системами физических упражнений рек­реативной, корригирующей и прикладной направленности позволило расши­рить двигательный опыт старших школьников. Активно внедрялись нетрадици­онные системы физического воспитания: шейпинг, аэробика, восточные единоборства, которые позволили способствовать формированию потребностей в культуре движений и красивом телосложении, оптимально воздействовать на физическое развитие и сохранение здоровья.

В условиях реализации системы непрерывного физического воспитания и активно внедряются методики, способствующие формированию адекватной са­мооценки личности, социальной адаптации в процессе общения и взаимодейст­вия в условиях организации и проведения самодеятельных и коллективных форм занятий, спортивных мероприятий и соревнований, а также формирова­ние навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспи­тания подрастающего поколения, укрепления будущей семьи и утверждения здорового стиля жизни. Таким образом, мы определяли уровень физического воспитания, который характеризуется личностной потребностью школьников в физической культуре как средстве самовоспитания для реализации жизненных и профессиональных планов, для развития способностей, саморазвития и само­определения.

Получаемые школьником знания в определенной последовательности в области физической культуры формируют интеллектуальный потенциал лично­сти. Общественные ценности двигательного характера стимулируют трансформацию собственной двигательной деятельности в личные умения и навыки, в высокий уровень физической подготовленности и здоровье школьников.

Управляя физическим воспитанием школьников, мы формировали их двигательный режим. Под управлением в физическом воспитании мы понимаем организацию физических упражнений для реализации содержания и форм заня­тий, нацеленных на комплексное решение задач физического воспитания.

Основная направленность системы физического воспитания - сформиро­вать теоретические и эмпирические знания, здоровье сберегающую культуру и устойчивую мотивацию на самостоятельную физическую деятельность во вне­урочное время.

Следует отметить, что физкультурно-оздоровительная деятельность дис­циплинирует подростков и способствует формированию у них мотиваций не только на заботу о своем физическом здоровье, но и на учебную деятельность.

Хотелось бы подчеркнуть, что повышение эффективности процесса обу­чения учащихся средствами активизации состоит в том, чтобы вовремя заме­тить и изменить характер учебной деятельности, чтобы предоставить занимающимся максимум возможностей умственной и двигательной самостоятельности в приобретении знаний, умений и навыков, в расширении двигательных спо­собностей и развитии физических качеств. Применение методов организации учебной деятельности, направленных на побуждение учащихся к самостоятель­ному активному поиску, к умственному и физическому усилию в решении про­блемных задач, способствует вооружению школьников не только знаниями и умениями, но и определёнными умственными действиями, двигательными спо­собностями и физическими возможностями. В дальнейшей жизни всё это послужит им залогом для осуществления самообразования, самовоспитания, ук­репления здоровья, физического самосовершенствования.

Методические подходы к исследованию проблем здоровья человека в системе физического воспитания основываются на необходимости анализа фундамен­тальных аспектов здоровья как целостного, многомерного, динамического со­стояния, которое формируется в неразрывном единстве биологических, психо­логических, социальных, педагогических и экологических факторов.

Оптимальный режим двигательной деятельности является эффективным средством состояния организма, физиологических систем и организма в целом, необходимым условием обеспечения высокого уровня адаптационных резервов человека.

ДВИЖЕНИЕ ЕСТЬ ЖИЗНЬ.






12



Скачать

© 2024, 90 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!