«Для каждого человека, да и для общества нет большей ценности, чем здоровье».
Знания в области физической культуры и спорта готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам. Общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически здоровым, развитым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины.
Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях и школах обязательный предмет и программу надо ориентировать на то, как заботить учащихся о своём здоровье, как использовать физическую культуру в качестве профилактического средства от болезней. Учащимся в процессе физического воспитания необходимо активно действовать физически, многократно и настойчиво выполнять специальные двигательные задания. И очень важно понимать при этом, что овладение новыми умениями и двигательными навыками, их совершенствование будет проходить успешнее тогда, когда будут базироваться на хорошо усвоенных теоретических знаниях об основах техники движений, о физиологических закономерностях развития и деятельности человеческого организма, о содержании и методах обучения, о правилах спортивных соревнований.
Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Задача, стоящая перед педагогами, заключается и том, чтобы обеспечить как можно большему числу учащихся возможность для укрепления здоровья средствами физической культуры. На мой взгляд, необходим учёт ещё целого ряда важнейших факторов.
Потребности в движении и повышенной двигательной активности являются наиболее важными биологическими особенностями организма. В настоящее время известно, что 70% детей страдают гиподинамией, последствиями которой является снижение работоспособности, общей реактивности и рост заболеваний.
По данным Минздравмедпрома и Госцомэпнадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза — патологии органов пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз — нарушений осанки, в 4 раза — нервно-психических расстройств.
Здоровье и физическая подготовленность детей - важнейшие слагаемые здорового потенциала нации. Потребность в движении, повышенная двигательная активность являются наиболее важными биологическими особенностями детского организма. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Несмотря на выраженный оздоровительный эффект физической культуры, она до настоящего времени еще не получила широкого распространения среди населения и, прежде всего, в системе диспансеризации при решении задач, связанных с уменьшением заболеваемости, профилактикой патологических состояний, в том числе с утомлением после работы. Более 80% взрослого населения не имеют представления об уровне своего физического развития, работоспособности и не знают, где можно получить подобную информацию.
В детском и подростковом возрасте - периодах интенсивного роста и развития - исследователи определяют у детей овладение двигательными координациями, расширение резерва адаптации функциональных систем, создание волевого настроя на напряженную тренировочную и соревновательную работу.
Результативность лечебной и физкультурно-оздоровительной работы в детском возрасте актуальна еще и в связи с тем, что в этот период возможно выработать методами здоровьеформирующего воспитания и обучения устойчивую мотивацию на здоровье и сформировать практические навыки ведения здорового образа жизни человека в соответствии со стереотипом и моделью его поведения, заложенными в раннем детстве.
База физической подготовленности создается в период школьного обучения. Именно в этом возрасте закладываются и развиваются основные двигательные качества детей, которые являются «плацдармом» для формирования физически здоровой полноценной личности. В связи с этим возникает вопрос о поисках путей, ведущих к построению гармоничного комплекса физических качеств школьников, ни в коей мере не оставляя без внимания влияние физической культуры на интеллектуальные способности учащихся.
Следует выделить основную задачу, которая решается в процессе занятий физической культурой - формирование личности школьника.
Одной из центральных проблем, которую необходимо решать для оптимизации физического воспитания школьников, является индивидуализация и дифференциация физических нагрузок, поскольку в каждой возрастной группе могут оказаться учащиеся, обладающие различным уровнем физической работоспособности (высоким, средним и низким), а, следовательно, и объем выполняемой мышечной работы должен быть строго индивидуальным. Назрела острая потребность в обеспечении преподавателей общеобразовательных школ простым и надежным методом определения степени негативного влияния гиподинамии и гипердинамии на растущий организм учащегося.
Отсюда вытекает проблема формирования педагогической системы непрерывного физического воспитания, ценностные ориентации которой учитывали бы индивидуальные склонности, способности и возможности учащихся, их принадлежность к социальной среде. И, кроме того, педагогическая система непрерывного физического воспитания должна учитывать необходимость использования не только возможности школьной образовательной среды, но и возможности социо- и этнокультурной среды, находящейся вне школы.
Формирование новой системы представлений о ценностях физической культуры в современных условиях связывается с дальнейшей гуманизацией и демократизацией общества, обращением к человеку «как мере всех вещей», его нравственному самоопределению и индивидуальной деятельности. Такой подход влечет за собой отказ от утилитарного использования ценностей физической культуры, коренной пересмотр целей физического воспитания, связанных с формированием физической культуры обучающихся.
Рассматривая ценностный потенциал физической культуры в современном обществе, мы выделяем два уровня ценностей: социально-личностный и социальный.
Социально-личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового образа жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельности.
Осваивая социальные ценности физической культуры как неотъемлемую часть здорового образа жизни общества, каждый человек формирует свою личностную физическую культуру. Полученные человеком знания в области физической культуры формируют интеллектуальный потенциал личности. Общественные ценности двигательного характера стимулируют трансформацию собственной двигательной активности в личные умения и навыки, в высокий уровень физической подготовленности и здоровье человека.
Ведущим принципом физического воспитания является единство соматического, интеллектуального, мировоззренческого компонентов в формировании физической культуры личности, обусловливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса.
В основе этого принципа лежат идеи Л.С. Выготского, утверждавшего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Согласно этим представлениям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний
Рассмотренные проблемы физического воспитания школьников в педагогической теории и система физического воспитания учащихся позволили определить перспективные направления развития физического воспитания школьников в условиях общеобразовательной школы.
Основными факторами формирования и развития человека являются среда, двигательная деятельность, воспитание, наследственность. На решающее значение двигательной деятельности в формировании и развитии человека указывали многие прогрессивные деятели науки - И.М. Сеченов, И.П Павлов и др. Они же утверждали, что физическое и психическое в человеке выступают в единстве и во взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двигательной деятельности может стать фактором формирования личности в целом.
В своих анатомо-физиологических исследованиях ПФ.Лесгафт продемонстрировал существование неразрывной связи между физическим и духовным (умственным, нравственным, эстетическим) развитием. Он рассматривал физическое воспитание как полноправную и необходимую часть общего образования, на базе которой только и можно построить научную систему умственного и нравственного развития ребенка.
И.А. Аршавский, выделяя двигательную активность как фактор декодирования и реализации программы индивидуального развития, закодированного в программе зиготы, показал, что без достаточной двигательной активности ребенок не может пройти все необходимые фазы созревания, формирования организма в целом, а во взрослом периоде не может накапливать структурную энер-тию, необходимую для нормальной жизнедеятельности.
Умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание так тесно связаны между собой, что должны составлять целостную задачу школы. Понятие «физическое воспитание» входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что так же, как и формирование в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т.д.), либо осуществляется в порядке самовоспитания.
Интегральной целью физического воспитания для всех ступеней системы образования выступает физическая культура личности как органичное единство знаний и убеждений, ценностных ориентации и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности.
Важным интегрирующим началом является положение о том, что «обучение должно ориентироваться именно на те функции, которые созревают, и тем самым стимулировать дальнейшее развитие ребенка» (Л.С. Выготский). При этом, как утверждают отечественные психологи (В.В. Давыдов, Л.В. Зан-ков, А.Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин и др.), психическое развитие в целом, умственное в частности, определяется содержанием, системой и способами передачи информации. С этой точки зрения система физического воспитания располагает богатейшим арсеналом средств, имеющих направленное воздействие на стимулирование созревающих психических, функциональных и двигательных способностей школьников.
На начальном этапе ученику представляется возможность проявить свои творческие способности и реализовать себя в движении, тем самым определить дальнейший путь развития; на следующем этапе - в среднем школьном возрасте - индивидуализация личности учащихся в физической культуре осуществляется посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной, спортивно-рекреационной направленностью; в старших классах школьник проходит следующий этап - этап актуализации личности в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно - корригирующей направленностью.
Поэтому необходимо согласовать со смысловым и содержательным определением, какие функции психической, функциональной и физической направленности следует развивать в данный возрастной период у школьников. Учитывая, что воспитание личности и проявление физических способностей у школьников разного возраста являются определенным возрастным периодом, становится ясным, что физические упражнения определяют не только физические возможности учащихся, но и активно способствуют психическому и умственному развитию.
Вместе с тем в структуре современного школьного физического воспитания можно выявить целый ряд негативных тенденций; физическое воспитание школьников осуществлялось по единым общероссийским программам, недостаточно анализировались местные региональные условия, педагогами не учитывались в процессе разработки нового содержания учебного материала физическая подготовленность и отношение к физическому воспитанию.
Коренное преобразование всего процесса физического воспитания школьников и, прежде всего, его сердцевины - учебного процесса - тормозится воздействием ряда субъективных и объективных факторов, к которым относится неготовность учителей работать в новых условиях, отставание системы подготовки в вузах, готовящих преподавателей физической культуры, от качественно новых концептуальных подходов к физическому воспитанию, влияния прежних традиций, привычек, особенностей психологического настроя, отсутствие материальных условий для должной постановки работы и т.п.
Следует отметить, что физиолого-гигиенические возрастные нормы двигательной активности, программы по физическому воспитанию опираются на исследования здоровых детей с нормальным морфофункциональным развитием, рациональным физическим воспитанием и режимом дня. Вместе с тем существующая в реальной жизни значительная неоднородность биологического и морфофункционального развития детей и подростков, состояния их здоровья, различия социально-средовых условий трактуют необходимость нормирования двигательной активности школьников с учетом индивидуальной потребности и возможностей организма при занятиях физической культурой.
Особо значимым представляется подход, который ориентирует воспитательно-образовательный процесс на разностороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью. Прежде всего, ставится задача, опираясь на материал таких наук, как гуманитарные дисциплины, теория и история физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология, биомеханика, сформировать у детей и молодежи целостное представление о физической культуре как элементе общей культуры человека. В качестве второй важной задачи физического воспитания рассматривается творческое усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Педагогические условия непрерывного физического воспитания, направленные на развитие школьников и сохранения их здоровья, целью которых является создание педагогических условий средствами образовательного, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов физической культуры, направленных на сохранение здоровья и развитие школьников различных возрастных групп. Цель системы определяет социальный заказ с одной стороны, учащиеся, для воспитания и обучения которых организуется система; с другой стороны - педагоги, управляющие воспитательно-образовательным процессом.
Особенность системы заключается в том, что она ориентирована на развитие школьников и сохранение их здоровья и построена на основании принципов гуманистической педагогики и психологии, развивающего и личностно-ориентированного обучения:
фундаментальность содержания, позволяющая целостно формировать естественнонаучное и социогуманитарное мировоззрение на каждом этапе образования, понимание существа развития таких отношений, как организм-личность, активность-труд, существование-развитие, человек-общество и т.п.;
культуре сообразность содержания, отражающая физическую культуру как социальное явление, ее непосредственную связь с другими видами и формами культуры человека и общества, - как условие и результат развития личности ребенка в единстве его физического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья;
личностная ориентация содержания, проявляющаяся в освоении социально-значимых, предметно - и личностно-ориентированных образцов физической культуры, обеспечивающая познание индивидуальных особенностей развития собственных физических качеств и способностей, овладение индивидуальными способами их углубленного развития и совершенствования на основе личных интересов и потребностей; возрастная периодизация содержания, ориентирующая на соответствие учебного материала физическим и психическим возможностям учащихся, особенностям возрастной динамики развития их физических качеств и интересу к занятиям физическими упражнениями;
профилирование и дифференцирование содержания, отражающиеся в возможностях детей специализироваться в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности, осуществлять личностно-ориентированные занятия физическими упражнениями, общую и специальную профессионально- прикладную физическую подготовку, в том числе к предстоящей трудовой деятельности и службе в армии;
креативность содержания, создающая возможность разрабатывать собственное индивидуализированное содержание разнообразных форм занятий физической культурой с функционально различной направленностью, организовывать и проводить эти занятия в самостоятельных и самодеятельных формах физкультурно-оздоровительной деятельности и др.
Результативность педагогической системы непрерывного физического воспитания зависит, прежде всего, от педагогических технологий (содержания организации и методики) преподнесения школьникам системы физкультурных знаний и физических упражнений, которые в процессе превращаются в их знания, навыки, умения.
Деятельность учителя и учащихся в нашей педагогической системе подчинена задаче развития школьников и сохранения их здоровья. Функция учащихся при этом состоит в самодвижении, развитии на основе специально организованной их собственной деятельности.
Функция учителя состоит в управлении образовательно-воспитательной системой. Такое управление потребовало от учителя широкой эрудиции, глубоких знаний возможностей своего предмета, достаточного кругозора в области логики, и возрастной психологии, и физиологии, умения правильно использовать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Функции по внедрению здоровьесберегающих технологий используемые педагогом следующие:
1.Аналитическая.
• .изучение половозрастных и индивидуальных психо-физиологических особенностей обучающихся, состояния их здоровья и самочувствия на уроке;
• анализ реальных возможностей, определение оптимального уровня трудности урока;
• сложности учебного материала, характер деятельности и уровень усвоения материала для каждого ученика.
2. Конструктивная.
• постановка целей и задач урока;
• определение содержания урока и выделения в нём здоровьесберегающих идей;
• отбор здоровьесберегающих приемов, технологий, методов, средств обучения;
• отбор средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
3. Организационно-исполнительская.
• реализация на уроке целей обучения, воспитания и развития здоровой личности ученика;
• формулировка целей урока и организация работы с учащимися по ее принятию;
• обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности учащихся на уроке;
• организация усвоения учебного содержания с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;
• определение затруднений учащимися при усвоении учебного материала и оказании им дозированной помощи создания на уроке ситуации успеха;
• организация взаимопомощи учащимися на уроке;
• создание положительного эмоционального настроя в классе, благоприятного психологического климата;
• обеспечение достаточной двигательной активности учащимися на уроке;
• соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока и использовании средств обучения;
• соблюдение педагогической техники учителя, обеспечивающей охрану психического здоровья учащегося.
4. Профилактика коррекционная.
• мобилизация учащихся на уроке посредством элементов психотерапии, музыкотерапии, психогимнастики, психоэмоционального настроя;
• использование приемов эмоциональной разрядки, снятия психоэмоционального и статического напряжения;
• профилактика зрительного и умственного утомления учащихся на уроке;
• использование элементов психотерапии в педогагической деятельности;
• формирование и коррекция духовно-нравственного аспекта развития личности ученика;
• применение средств, направленных на профилактику и коррекцию пси-хифизиологического состояния учащихся.
5. Рефлексивно-оценочная.
• создание условий для оценивая учащимися своей деятельности на уроке и доступных результатов;
• оценивание степени продвижения учащимися в усвоении учебного материала;
• осмысление хода и результатов урока.
Результативность деятельности учителя по внедрению здоровьесберегающих технологий обеспечивается степенью продвижения в уровне обучения, воспитанности и развитии каждого ученика без потерь его здоровья, в соответствии с его индивидуальностями и учебными возможностями.
А потому знания сферы физической культуры и спорта, приобретаемые школьниками, являются логически полными, без существенных пробелов систематическими доступными и жизненно действенными, чтобы учащиеся могли оперировать ими в непосредственной физкультурно-спортивной деятельности или использовать их для получения новых знаний как в сфере физической культуры, так и в других областях знания. Было выделено личностное и общественное знание. Для разработанной системы непрерывного физического воспитания важнейшими явились вторые, так как это сила, которая обеспечила движение школьника по пути цивилизации и прогресса.
Опираясь на знания о дидактической сущности всех компонентов учения в соответствии с конкретной целью системы непрерывного физического воспитания школьников, выделяются пять основных компонентов педагогических технологий, используемых в условиях физического воспитания.
Мотивационный компонент включает формирование потребностей, интересов, мотивов, то есть всего того, что обеспечивало включение школьников в процесс физкультурного образования и поддерживало бы их активность на протяжении всех этапов обучения.
Ориентационный компонент включает технологии принятия школьниками цели физкультурно-оздоровительной деятельности, ее планирование и прогнозирование, причем степень осмысления целей и задач зависит от возрастных особенностей и уровня здоровья школьников.
Содержательно-операционный компонент включает технологии приобретения системы ведущих знаний и способов учения. Задача педагогов заключается в построении системы специальных знаний таким образом, чтобы в динамической связи с другими воспитательными действиями она способствует развитию у школьников системы основных мировоззренческих и моральных убеждений.
Энергетический компонент - это технологии, способствующие концентрации интеллектуальных и практических действий вокруг главной цели деятельности - сохранение и развитие здоровья средствами физической культуры. Обращается серьезное внимание на образовательную сторону физической культуры, на вооружение школьников системой знаний, имеющих не только прикладное значение, но и являющихся обязательным условием их когнитивного, социального и физического развития.
Оценочный компонент - технологии систематического получения обратной информации о ходе реализации системы физкультурного образования школьников.
Данные компоненты педагогических технологий диалектически связаны, причем отсутствие даже одного из них делало процесс реализации системы непрерывного физического воспитания неполноценным, снижало его результаты. Педагогические технологии — это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.
Представленные компоненты педагогической системы непрерывного физического воспитания, направленные на развитие школьников и сохранение их здоровья, позволили, выделить требования к реализации системы непрерывного физического воспитания.
1. Глубокое знание человеческой природы: учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, саморазвития и самореализации.
2. Приоритет индивидуальности, самоценности и самобытности ребенка, активного носителя субъектного опыта.
3. Физическое воспитание есть единство четырех взаимосвязанных составляющих: обучение, воспитание, развитие и оздоровление.
4. Формирование у учащихся системы физкультурных и гигиенических знаний, двигательных умений и навыков, воспитание устойчивой потребности в систематической физической активности как обязательном элементе стиля каждого ученика.
5. Формирование и закрепление осознанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации и потребности постоянно заботиться о своем здоровье.
6. Осуществление идеи непрерывного физического воспитания: начав с обязательного обучения, научить ребенка заботиться о своем здоровье, заниматься самообразованием в этой сфере деятельности в течение всей жизни, которая направлена на:
• создание атмосферы заинтересованности;
• оценку деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
• повышение возможности учащихся организовывать самодеятельные формы занятий физкультурной деятельностью, здорового образа жизни и культурно-ориентированного досуга;
• учет и привлечение благоприятных возрастных предпосылок, которыми располагают дети (эмоциональность, восприимчивость к прекрасному, расположенность к двигательному самовыражению).
7. Интеграция в едином цикле эстетических предметов: литературы, музыки, ИЗО, МХК, обслуживающего труда и физической культуры - для комплексного обращения к эстетическому началу в растущем человеке, создания эстетического идеала, к которому надо стремиться.
8. Раздельное обучение мальчиков и девочек на уроках физической культуры направлено на воспитание у девушек изящности и грациозности, стройности и легкости, формирование знаний о «секретах» женской красоты; у юношей - стройности, подтянутости, силы, знание законов мужской чести и достоинства.
9. Здоровьесберегающая и эстетическая направленность учителя физкультуры и его педагогическое мастерство.
С учётом возрастных особенностей иа каждом уровне образования от начальной школы и до ее окончания физическая культура личности последовательно обогащается новым содержанием и отношениями, качественными оттенками, сохраняя элементы целого, в соответствии с общепедагогическими принципами преемственности и становления физической культуры личности.
Физическое воспитание отражает процесс и результат развития личности в ходе обучения и воспитания. В него включаются овладение системой научных знаний, двигательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззренческих, нравственных, физических и других качеств, развитие творческих сил и способностей. Специфическая часть физического воспитания содержала решение двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала. Структурным основанием физкультурной деятельности являлся урок физической культуры, цель которого состояла на начальном этапе обучения - идентификация личности учащихся в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Младший школьник идентифицирует себя, с одной стороны, как человека, выделяя себя из животного мира, и, с другой стороны, идентифицирует себя среди школьников как школьника. Соответственно в начальной школе ученик идентифицируется и в физической культуре, т.е. осваивает те двигательные умения, которые присущи человеку.
Второй этап в среднем школьном возрасте - индивидуализация личности учащихся в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной спортивно-рекреационной направленностью; в старших классах школьник проходил третий этап - этап актуализации личности в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно - корригирующей направленностью.
В старших классах это совершенствование функциональных возможностей основных систем организма и развитие физических качеств предполагалось использовать с целью подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, в том числе и к службе в армии. Использование разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий физической культурой и овладение современными системами физических упражнений рекреативной, корригирующей и прикладной направленности позволило расширить двигательный опыт старших школьников. Активно внедрялись нетрадиционные системы физического воспитания: шейпинг, аэробика, восточные единоборства, которые позволили способствовать формированию потребностей в культуре движений и красивом телосложении, оптимально воздействовать на физическое развитие и сохранение здоровья.
В условиях реализации системы непрерывного физического воспитания и активно внедряются методики, способствующие формированию адекватной самооценки личности, социальной адаптации в процессе общения и взаимодействия в условиях организации и проведения самодеятельных и коллективных форм занятий, спортивных мероприятий и соревнований, а также формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания подрастающего поколения, укрепления будущей семьи и утверждения здорового стиля жизни. Таким образом, мы определяли уровень физического воспитания, который характеризуется личностной потребностью школьников в физической культуре как средстве самовоспитания для реализации жизненных и профессиональных планов, для развития способностей, саморазвития и самоопределения.
Получаемые школьником знания в определенной последовательности в области физической культуры формируют интеллектуальный потенциал личности. Общественные ценности двигательного характера стимулируют трансформацию собственной двигательной деятельности в личные умения и навыки, в высокий уровень физической подготовленности и здоровье школьников.
Управляя физическим воспитанием школьников, мы формировали их двигательный режим. Под управлением в физическом воспитании мы понимаем организацию физических упражнений для реализации содержания и форм занятий, нацеленных на комплексное решение задач физического воспитания.
Основная направленность системы физического воспитания - сформировать теоретические и эмпирические знания, здоровье сберегающую культуру и устойчивую мотивацию на самостоятельную физическую деятельность во внеурочное время.
Следует отметить, что физкультурно-оздоровительная деятельность дисциплинирует подростков и способствует формированию у них мотиваций не только на заботу о своем физическом здоровье, но и на учебную деятельность.
Хотелось бы подчеркнуть, что повышение эффективности процесса обучения учащихся средствами активизации состоит в том, чтобы вовремя заметить и изменить характер учебной деятельности, чтобы предоставить занимающимся максимум возможностей умственной и двигательной самостоятельности в приобретении знаний, умений и навыков, в расширении двигательных способностей и развитии физических качеств. Применение методов организации учебной деятельности, направленных на побуждение учащихся к самостоятельному активному поиску, к умственному и физическому усилию в решении проблемных задач, способствует вооружению школьников не только знаниями и умениями, но и определёнными умственными действиями, двигательными способностями и физическими возможностями. В дальнейшей жизни всё это послужит им залогом для осуществления самообразования, самовоспитания, укрепления здоровья, физического самосовершенствования.
Методические подходы к исследованию проблем здоровья человека в системе физического воспитания основываются на необходимости анализа фундаментальных аспектов здоровья как целостного, многомерного, динамического состояния, которое формируется в неразрывном единстве биологических, психологических, социальных, педагогических и экологических факторов.
Оптимальный режим двигательной деятельности является эффективным средством состояния организма, физиологических систем и организма в целом, необходимым условием обеспечения высокого уровня адаптационных резервов человека.
ДВИЖЕНИЕ ЕСТЬ ЖИЗНЬ.
12