СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование жизнестойкости старшеклассников"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование жизнестойкости, выносливости, способности выдерживать психотравмирующие ситуации напрямую зависят от особенностей нервной системы и от социальной среды в которой живет и воспитывается ребенок

Просмотр содержимого документа
«"Формирование жизнестойкости старшеклассников"»

«Формирование жизнестойкости старшеклассников»


Формирование жизнестойкости, выносливости, способности выдерживать психотравмирующие ситуации напрямую зависят от особенностей нервной системы и от социальной среды, в которой живет и воспитывается ребенок. Уже в самом раннем детстве трех лет формируется устойчивость к стрессовым ситуациям, и мы можем говорить о том, как будет реагировать ребенок в дальнейшем на трудности, возникающие перед ним. Что же влияет на формирование жизнестойкости это, конечно же, семья и преобладающий в ней стиль воспитания. Помните, чтобы сформировать уверенную в себе личность необходимо быть авторитетом для своего ребенка. Авторитетный это значит такой, которым восхищается ребенок, ценит. Авторитетный родитель своим примером показывает как вести себя в различных ситуациях, ему хочется подражать. Нельзя путать авторитетность с авторитарностью, так как авторитарность только подавляет внутренний стержень, формирующийся личности и не дает возможности развитию самостоятельности у ребенка. Так как авторитарный родитель все время «диктует», как нужно делать, и другие варианты уже не приемлемы, ребенку ничего не остается, как только все время подчиняться, собственное мнение не формируется, ребенок становится ведомым, неуверенным и несамостоятельным, что зачастую потом не нравится самим же родителям.

Сформированность жизнестойкости очень помогает в период подготовки и сдачи экзаменов. Экзамен в переводе означает «испытание», которое необходимо преодолеть каждому ученику. Реагирование на данную ситуацию будет у каждого свое. Одни дети попадая в ситуацию требующую от них затраты сил, активности, преодоление трудностей, воспринимают ее как непреодолимое препятствие особенно в том случае если ребенок попытался каким либо образом разрешить данную ситуацию, но столкнулся с трудностями например ощутил, что очень много пробелов в знаниях и совсем мало времени осталось на подготовку. У этой категории детей срабатывает защитная реакция, которая внешне проявляется как отсутствие беспокойства, отстраненность от подготовки к экзамену. Защитная реакция в данном случае выдается подсознанием, которое рисует положительное разрешение данной ситуации «я все сдам», таким образом, мы наблюдаем следующую картину: переживания уходят «вглубь» и поэтому внешне ребенок нам кажется спокойным, при этом он живет в мире фантазийного разрешения данной ситуации. Он не желает говорить на данную тему, какой либо внешний контроль за ситуацией, беседы о разрешении данной проблемы вызывают раздражение, потому что заставляют вновь реально оценить ситуацию и увидеть все трудности, которые необходимо преодолевать.

Для разрешения данной ситуации и оказания помощи ребенку взрослые не должны спрашивать «Ты вообще учишь или нет?» «Как ты собрался вообще сдавать экзамены?» «Ничего не сдашь». Так как эти вопросы еще больше повысят тревожность ребенка и сделают ситуацию более безысходной в его восприятии. В таком случае родители и окружающие ребенка близкие взрослые должны предложить ребенку помощь, которая заключается в конкретных действиях. Необходимо спокойно поговорить со своим ребенком, прописать конкретные шаги по разрешению данной ситуации. Таким образом показать, что эту проблему можно разрешить. Со стороны взрослого потребуется «ненавязчивый» контроль за осуществлением прописанных действий необходимых для разрешения данной ситуации. Контроль заключается не в вопросе «А ты сегодня учил?», а в искренней собственной заинтересованности в изучаемом материале, например «Давай попробуем с тобой сегодня разобраться в пунктуации в сложных предложениях». Конечно, от взрослого потребуется огромный труд, требующий дополнительного времени. Но когда ребенок увидит даже малейшие свои продвижения, он «воспрянет духом» и эта ситуация больше не будет казаться ему безысходной. Первое, что необходимо сделать это еще раз обсудить по каким предметам будет сдавать ребенок экзамены. Далее определить какие предметы вызывают наибольшие трудности (взрослые должны понимать, что требовать от ребенка разобраться самостоятельно в том, что он не понимает бессмысленно, поэтому, что бы устранить пробел в знаниях кто-то должен помочь ребенку разобраться в данной теме это может быть родитель, учитель, репетитор). Далее составить четкое расписание рабочего времени ребенка, в которое входит вся деятельность и учебная и подготовка к экзаменам и секции, если ребенок их посещает (напечатать, чтобы было пред глазами), в какой день будет подготовка к экзамену по какому предмету, сколько по продолжительности. Помогите распределить темы для изучения по дням. Очень важный момент, который организует ребенка, ставит перед ним цель, мотивирует его это, конечно же, совместно с родителем просмотренные учебные заведения, в которые можно поступить при сдачи выбранных экзаменов. Просмотреть все специальности, количество нужных для поступления баллов для каждой специальности. Рассмотреть запасные варианты (не поступаешь в институт, идем в техникум по какой специальности). Ребенок четко должен представлять, куда он будет поступать, и какие варианты дополнительно у него имеются. Это успокаивает и, как уже было сказано мотивирует.

Сам процесс подготовки к экзаменам очень индивидуален, например, одним детям нужно начинать учить с самого для них сложного материала и разбираться в том, что он не понимает. Другим же детям, у которых «опускаются руки» перед любыми трудностями необходимо предложить (но, не говоря об этом) начать учить и разобраться в тех заданиях, с которыми вы знаете, что ребенок точно справится. Когда он выполнит задание самостоятельно, это повысит его самооценку и уверенность. Желательно проходить процедуры пробного экзамена (можно это делать самостоятельно на сайтах, либо в специальных учебниках) так как данная форма так же способствует снижению уровня тревожности на самом экзамене. Обязательно учебная деятельность должна сменяться физической нагрузкой (посещение секций, выполнение физических упражнений, прогулки). Не допускать перегрузок, следить за питанием, так как в состоянии напряженности энергетические запасы организма расходуются гораздо быстрее.

Психологическая поддержка это один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка. Эта поддержка заключается в демонстрации удовлетворения от его достижений или даже усилий, а так же научить ребенка добиваться поставленной цели создав у него установку «Ты сможешь» (не забывайте и о помощи, о которой мы уже говорили).

При подготовке к экзамену либо к урокам мы отмечаем три основные модальности восприятия изучаемого материала аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, которая определяет способ получения и переработки информации, а так же его продуктивность. Зная это, каждый ребенок может воспользоваться этим. Аудиалы при запоминании или прочтениии задания очень тихо проговаривают вслух, это помогает лучше осмыслить задание. Визуалы чаще читают материал или задание «просебя», чтение вслух им только мешает. Кинестеты могут помогать себе простыми движениями, например жестикуляция руками. Все это так же оказывает поддержку ребенку.

А так же важно учитывать и индивидуальные психологические особенности детей, некоторые из них зависят не от самих детей, а от особенностей работы нервной системы. Рассмотрим несколько категорий:

Дети «отличники» чаще отличаются своей ответственностью, организованностью, исполнительностью. Для них не просто успевать, но и быть лучшими, не просто справиться с заданиями, а делать это блестяще. Одной из самых стрессовых ситуаций для таких детей на экзамене может быть ситуация если они увидели сложное задание и не могут пропустить его, чтобы дальше решать задания. На этапе подготовке этим детям важно понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.

Дети «астеничные» это дети, у которых отмечается высокая утомляемость. По мере утомления у таких детей снижается темп деятельности и увеличивается количество ошибок. Чаще всего утомляемость связана с особенностями нервной системы. На этапе подготовки к экзаменам необходимо соблюдать распорядок дня и временной режим при подготовке к урокам и экзамену, с целью исключения переутомления. В состоянии переутомления ребенок может учить хоть целый день и ничего не сможет запомнить. Обязательно делать перерывы в занятиях, гулять и достаточно спать, возможно, посещение невролога.

Дети «гипертимные» это быстрые, энергичные, активные дети не склонные к перепроверкам, они быстро выполняют задания, не видя своих «глупых» ошибок. Они испытывают трудности в работе, требующей высокой тщательности, аккуратности. Зато прекрасно справляются с заданиями требующими высокой мобильности и переключаемости. Не нужно заставлять детей не торопиться так как у них этого все равно не получится, лучше приучать детей к правилу «Сделал – проверь».

Дети «застревающие» характеризуются своей низкой лабильностью психических процессов. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они основательны, но медлительны. Еще их особенностью является, то, что им требуется дольше времени для осмысления задания, только потом они могут приступить к его выполнению. Если таких детей торопить, тогда темп их деятельности снижается еще больше. Процедура экзамена требует высокой мобильности, быстрого переключения с одного задания на другое, переход от одного раздела школьной программы к другому. Навык переключения тренировать довольно сложно, так как это работа нервной системы, которой мы не подвластны. Но вполне реально научить ребенка «ощущать» и распределять время, например: пять задач необходимо решить за час, на решение каждой задачи тратиться не более двенадцати минут. Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться.

Оказывая помощь своим детям, подбадривайте их, повышайте их уверенность в себе, наблюдайте за самочувствием своего ребенка, контролируйте режим, обеспечьте дома удобное место для занятий, не беспокойтесь о количестве баллов, так как это повышает тревожность детей. Помните, что успешность сдачи экзамена зависит и от эмоциональной стабильности ребенка.

Педагог – психолог МБОУ «Гимназия №11» Клиппа Е.С.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!