Министерство образования и науки республики Дагестан
МБОУ «Тукитинская СОШ» Хасавюртовский район село Тукита
Методическая разработка по биологии
На тему:
«Формирование знаний о транспорте веществ в растительном организме»
Подготовила:
Алибулатова Шахрузат Якубовна
Учитель химии и биологии
МБОУ «Тукитинская СОШ»
Тукита-2020
Аннотация
Данный материал поможет начинающему учителю биологии в проведении урока в 6 классе на тему: «Транспорт веществ в растительном организме».
Введение
Одним из планируемых результатов курса биологии является то, что учащийся должен научится давать научное объяснение биологическим процессам и их роли в жизни организмов; описывать биологические процессы и явления. Ученик должен получить возможность воспринимать информацию биологического содержания, анализировать её.
Актуальность выбранной темы в том, что за её методологическую основу взят системно- деятельностный и исследовательский подходы. Данные подходы обеспечивают:
Формирование у ребенка готовность к саморазвитию;
Активную учебно-познавательную деятельность ребенка;
В результате такого подхода ученик не получает информацию в готовом виде. Он сам осуществляет поиск, систематизацию и анализ информации.
Для достижения планируемых результатов курса биологии необходимо вовлечь учащихся в осознанную учебную деятельность. А этого можно достичь при системно-деятельностном подходе.
Эта тема наиболее подходить для развития познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, потому что у детей есть возможность, при изучении данной темы, поставить несложный опыт и сделать соответствующие выводы.
Рассматривая тему «Транспорт веществ в растительном организме» у детей формируются понятия о космической роли растений, о необходимости бережного отношения к природе и в частности к растениям, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Цель урока: Организация деятельности по усвоению теоретического и практического материала о транспорте веществ в растительном организме.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний о транспорте веществ в растительных организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем живым организмам;
Ознакомить с особенностями транспорта веществ в растительном организме;
Закрепить знания о проводящей системе растительного организма;
Развивающие:
Способствовать развитию познавательных и коммуникативных способностей: внимание, мышление; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
Формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, способствовать развитию функциональной грамотности;
Развить функциональную грамотность;
Воспитательные:
Содействовать осознанию важности растительного мира, как неотъемлемой части живой природы;
Педагогические технологии:
Информационно-коммуникационные технология;
Интеллект-карты;
Кейс-технология;
Развивающее обучение;
Оборудование:
побеги ивы в баночках с подкрашенной водой, проектор, презентация «Транспорт веществ в растениях», карточки с кейс- заданиями.
Тип урока: Комбинированный. Лабораторная работа.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь.
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
- Что такое питание? (процесс получения питательных веществ и энергии)
-Что является источником энергии для растений? (солнце)
-Как называется воздушное питание растений? (фотосинтез)
-Какие вещества являются конечными продуктами этого процесса? (органические вещества и кислород)
-Какие органы принимают в этом участие? (листья и все зеленые части растения)
-Кроме воздушного питания еще различают… (почвенное)
-Орган который участвует в почвенном питании (корень)
– Что такое корневой волосок? (тонкие выросты)
– Какую функцию он выполняет? (функция – корневого давления)
– Что такое стебель и какова его роль? (стебель – осевая часть побега, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету)
Каково строение стебля? (пробка, кора, луб, камбий, древесина, сердцевина)
Актуализация знаний
Постановка проблемного вопроса
А как Вы думаете, что важнее для растения: корень, стебель или лист?
А эти части соединены между собой?
Как они сообщаются?
Зачем это необходимо?
(Ответы детей)
Целеполагание и мотивация
Сегодня на уроке мы узнаем как же эти части растения связаны между собой.
Тема сегодняшнего урока: Транспорт веществ у растений
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Давайте поставим цели к сегодняшнему уроку и составим план урока:
Транспорт веществ.
Значение транспорта веществ для растительного организма
Корневое давление и транспирация
Значение минеральных солей для растений
IV. Изучение нового материала
-Обратитесь к материалу учебника и прочитайте его (стр. 64) (5 мин.)
-теперь выполните карточки с кейс- заданиями. На обсуждение 3 минуты. (Придя домой 6 классник Дима решил провести опыт. Для этого он набрал в стакан воду и добавил чернила. Затем он поставил в эту воду ветку ивы. Как Вы думаете, какие выводы сделал Дима)
- И мы с вами проведем такой опыт, а результаты занесем в лабораторную тетрадь.
-Вам предстоит выяснить по какому именно проводящему пути (по сосудам древесины или ситовидным трубкам луба) транспортируются минеральные вещества и вода.
-Для этого, исследуем ветки ивы находившиеся в окрашенной воде.
-План исследования перед вами на рабочих листах.
Работу выполняем попарно, а отчеты выполняем индивидуально.
Лабораторная работа:
«Передвижение воды и питательных веществ в растении»
Цель: изучить передвижение воды и питательных веществ по стеблю
Оборудование: побеги ивы в баночках с водой, подкрашенной чернилами, лупа
Ход работы
1. Задание
Возьмите поперечный срез ветки ивы.
Рассмотрите и ответьте на вопрос: «Что окрасилось древесина или луб? Как их можно отличить?»
Сделайте рисунок.
На основании наблюдений сделайте вывод и заполните таблицу
Вывод:
1) на поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек
1) Значит вода и минеральные вещества передвигаются от корня по ____________________ .
2) На продольном срезе заметны сосуды, как ниточки.
2) Значит вода с красителем двигалась от _______________ к _______________________ .
Дети обмениваются своими наблюдениями и выводами.
- Выполняем вторую карточку с кейс- заданием. 3 минуты на обсуждение.
( Кейс- задание: Дима решил провести ещё один опыт. Он взял 2 стебля, с середины одного стебля снял кожицу, образовав кольцо. Затем поставил ветки в воду. Через некоторое время он обнаружил такую картину:
Что он доказал этим опытом? (рассуждения детей)
2. Задание
Рассмотрев данный рисунок(побег с придаточными корнями) ответьте на вопрос: «Откуда выросли придаточные корни?» (из какой части стебля или древесины (центральной части) или луба (от поверхности стебля))
Сделайте вывод и заполните таблицу
Наблюдение
Вывод:
Корни появились
Для роста корней нужны_____________ вещества. Эти вещества образуются в ___________________. Корни образовались на _______________ стебля, значит _______________ вещества двигаются от ___________ к______________ по ______________________
(древесине или лубу)
Ребята, давайте сделаем выводы: Перемещению воды способствует корневое давление и испарение, минеральные вещества и вода перемещаются по сосудам древесины, а органические вещества по ситовидным трубкам луба.
В лупу хорошо видны на тонком поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек, расположенных кружком.
На продольном срезе заметны, как ниточки, сосуды древесины.
3. Теперь давайте вспомним для чего нужны были устьица и чечевички для растений? И подумаем имеют ли они отношение к транспорту веществ? (испарение способствует передвижению воды)
Закрепление изученного материала в виде заполнения схемы с использованием ИКТ:
1. Движение цитоплазмы обеспечивает перемещение в клетке ----------------и -----------
2. В растениях транспорт веществ происходит по ---------------------- ткани.
3. Вода и минеральные соли транспортируются по сосудам--------------------.
4. Органические вещества по--------------------------.
5. Для перемещения воды по организму растений важное значение имеют ------------------ и
---------------------------------.
6.Процесс превращения неорганических веществ в органические и происходящий на свету
Называется ----------------.
РЕФЛЕКСИЯ.
Вам понравился урок? Узнали новое для себя?
Есть вопросы по новой теме ? У меня тогда будет к Вам вопрос: А для чего растениям минеральные соли? Ответ на этот вопрос подготовить дома. К следующему уроку.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
По учебнику страницы 64-65, подготовить ителлект-карту к изученной теме.
Итог урока: Мы изучили транспорт веществ в организме растений. Цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты.
Литература:
Учебник «Биология 6 класс». Н.И.Сонин, В.И.Сонина. «Дрофа» 2016 год
https://studopedia.ru/19_63476_pedagogicheskie-podhodi-metodi-tehnologii-organizatsii-uchebnogo-protsessa.html
https://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/4896-metod_razr
Рабочая тетрадь по биологии 6 класс