СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование знаний о транспорте веществ в растительном организме»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет начинающему учителю биологии в проведении урока в 6 классе на тему: «Транспорт веществ в растительном организме».

Просмотр содержимого документа
««Формирование знаний о транспорте веществ в растительном организме»»

Министерство образования и науки республики Дагестан

МБОУ «Тукитинская СОШ» Хасавюртовский район село Тукита










Методическая разработка по биологии

На тему:

«Формирование знаний о транспорте веществ в растительном организме»







Подготовила:

Алибулатова Шахрузат Якубовна

Учитель химии и биологии

МБОУ «Тукитинская СОШ»



















Тукита-2020

Аннотация



Данный материал поможет начинающему учителю биологии в проведении урока в 6 классе на тему: «Транспорт веществ в растительном организме».


















































Введение

Одним из планируемых результатов курса биологии является то, что учащийся должен научится давать научное объяснение биологическим процессам и их роли в жизни организмов; описывать биологические процессы и явления. Ученик должен получить возможность воспринимать информацию биологического содержания, анализировать её.

Актуальность выбранной темы в том, что за её методологическую основу взят системно- деятельностный и исследовательский подходы. Данные подходы обеспечивают:

Формирование у ребенка готовность к саморазвитию;

Активную учебно-познавательную деятельность ребенка;

В результате такого подхода ученик не получает информацию в готовом виде. Он сам осуществляет поиск, систематизацию и анализ информации.

Для достижения планируемых результатов курса биологии необходимо вовлечь учащихся в осознанную учебную деятельность. А этого можно достичь при системно-деятельностном подходе.

Эта тема наиболее подходить для развития познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, потому что у детей есть возможность, при изучении данной темы, поставить несложный опыт и сделать соответствующие выводы.

Рассматривая тему «Транспорт веществ в растительном организме» у детей формируются понятия о космической роли растений, о необходимости бережного отношения к природе и в частности к растениям, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.





















Цель урока: Организация деятельности по усвоению теоретического и практического материала о транспорте веществ в растительном организме.

Задачи:

Образовательные:

Формирование знаний о транспорте веществ в растительных организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем живым организмам;

Ознакомить с особенностями транспорта веществ в растительном организме;

Закрепить знания о проводящей системе растительного организма;

Развивающие:

Способствовать развитию познавательных и коммуникативных способностей: внимание, мышление; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

Формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, способствовать развитию функциональной грамотности;

Развить функциональную грамотность;

Воспитательные:

Содействовать осознанию важности растительного мира, как неотъемлемой части живой природы;

Педагогические технологии:

Информационно-коммуникационные технология;

Интеллект-карты;

Кейс-технология;

Развивающее обучение;

Оборудование:

побеги ивы в баночках с подкрашенной водой, проектор, презентация «Транспорт веществ в растениях», карточки с кейс- заданиями.

Тип урока: Комбинированный. Лабораторная работа.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь.
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
- Что такое питание? (процесс получения питательных веществ и энергии)

-Что является источником энергии для растений? (солнце)

-Как называется воздушное питание растений? (фотосинтез)

-Какие вещества являются конечными продуктами этого процесса? (органические вещества и кислород)

-Какие органы принимают в этом участие? (листья и все зеленые части растения)

-Кроме воздушного питания еще различают… (почвенное)

-Орган который участвует в почвенном питании (корень)

– Что такое корневой волосок? (тонкие выросты)
– Какую функцию он выполняет? (функция – корневого давления)

– Что такое стебель и какова его роль? (стебель – осевая часть побега, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету)
Каково строение стебля? (пробка, кора, луб, камбий, древесина, сердцевина)
Актуализация знаний
Постановка проблемного вопроса
А как Вы думаете, что важнее для растения: корень, стебель или лист?

А эти части соединены между собой?
Как они сообщаются?

Зачем это необходимо?
(Ответы детей)
Целеполагание и мотивация

Сегодня на уроке мы узнаем как же эти части растения связаны между собой.
Тема сегодняшнего урока: Транспорт веществ у растений
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Давайте поставим цели к сегодняшнему уроку и составим план урока:

  1. Транспорт веществ.

  2. Значение транспорта веществ для растительного организма

  3. Корневое давление и транспирация

  4. Значение минеральных солей для растений



IV. Изучение нового материала

-Обратитесь к материалу учебника и прочитайте его (стр. 64) (5 мин.)

-теперь выполните карточки с кейс- заданиями. На обсуждение 3 минуты. (Придя домой 6 классник Дима решил провести опыт. Для этого он набрал в стакан воду и добавил чернила. Затем он поставил в эту воду ветку ивы. Как Вы думаете, какие выводы сделал Дима)

- И мы с вами проведем такой опыт, а результаты занесем в лабораторную тетрадь.
-Вам предстоит выяснить по какому именно проводящему пути (по сосудам древесины или ситовидным трубкам луба) транспортируются минеральные вещества и вода.
-Для этого, исследуем ветки ивы находившиеся в окрашенной воде.

-План исследования перед вами на рабочих листах.
Работу выполняем попарно, а отчеты выполняем индивидуально.

Лабораторная работа:
«Передвижение воды и питательных веществ в растении»
Цель: изучить передвижение воды и питательных веществ по стеблю
Оборудование: побеги ивы в баночках с водой, подкрашенной чернилами, лупа
Ход работы

1. Задание
Возьмите поперечный срез ветки ивы.
Рассмотрите и ответьте на вопрос: «Что окрасилось древесина или луб? Как их можно отличить?»
Сделайте рисунок.
На основании наблюдений сделайте вывод и заполните таблицу

Вывод:

1) на поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек
1) Значит вода и минеральные вещества передвигаются от корня по ____________________ .

2) На продольном срезе заметны сосуды, как ниточки.

2) Значит вода с красителем двигалась от _______________ к _______________________ .
Дети обмениваются своими наблюдениями и выводами.



- Выполняем вторую карточку с кейс- заданием. 3 минуты на обсуждение.

( Кейс- задание: Дима решил провести ещё один опыт. Он взял 2 стебля, с середины одного стебля снял кожицу, образовав кольцо. Затем поставил ветки в воду. Через некоторое время он обнаружил такую картину:









Что он доказал этим опытом? (рассуждения детей)
2. Задание

Рассмотрев данный рисунок(побег с придаточными корнями) ответьте на вопрос: «Откуда выросли придаточные корни?» (из какой части стебля или древесины (центральной части) или луба (от поверхности стебля))
Сделайте вывод и заполните таблицу
Наблюдение
Вывод:

Корни появились
Для роста корней нужны_____________ вещества. Эти вещества образуются в ___________________. Корни образовались на _______________ стебля, значит _______________ вещества двигаются от ___________ к______________ по ______________________
(древесине или лубу)


Ребята, давайте сделаем выводы: Перемещению воды способствует корневое давление и испарение, минеральные вещества и вода перемещаются по сосудам древесины, а органические вещества по ситовидным трубкам луба.
В лупу хорошо видны на тонком поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек, расположенных кружком.
На продольном срезе заметны, как ниточки, сосуды древесины.

3. Теперь давайте вспомним для чего нужны были устьица и чечевички для растений? И подумаем имеют ли они отношение к транспорту веществ? (испарение способствует передвижению воды)

Закрепление изученного материала в виде заполнения схемы с использованием ИКТ:

1. Движение цитоплазмы обеспечивает перемещение в клетке ----------------и -----------

2. В растениях транспорт веществ происходит по ---------------------- ткани.

3. Вода и минеральные соли транспортируются по сосудам--------------------.

4. Органические вещества по--------------------------.

5. Для перемещения воды по организму растений важное значение имеют ------------------ и

---------------------------------.

6.Процесс превращения неорганических веществ в органические и происходящий на свету

Называется ----------------.

РЕФЛЕКСИЯ.
Вам понравился урок? Узнали новое для себя?
Есть вопросы по новой теме ? У меня тогда будет к Вам вопрос: А для чего растениям минеральные соли? Ответ на этот вопрос подготовить дома. К следующему уроку.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
         По учебнику страницы 64-65, подготовить ителлект-карту к изученной теме.
Итог урока: Мы изучили транспорт веществ в организме растений. Цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты.
Литература:
Учебник «Биология 6 класс». Н.И.Сонин, В.И.Сонина. «Дрофа» 2016 год

https://studopedia.ru/19_63476_pedagogicheskie-podhodi-metodi-tehnologii-organizatsii-uchebnogo-protsessa.html

https://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/4896-metod_razr

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!