«Формирования коммуникативно-речевой компетентности детей с задержкой психического развития»
Детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеют различные нарушения речи. Одним из характерных признаков нарушения речевого развития является неумение общаться. Развитие речи у учащихся – это не только обогащение словаря, формирование произношения, грамматического строя и связной речи. Это и развитие умения общаться: умение обратиться с вопросом к собеседнику, умение ответить на вопрос, объяснит ситуацию, сгущать других, использовать вербальные и невербальные (мимика, жесты, движения) средства выразительности. Возможность быстро адаптироваться в навыках социальных условиях зависит от коммуникативно-речевой компетентности ребёнка. Одним из условий развития коммуникативных навыков воспитанников есть интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – это специфическая форма организации обучающей деятельности, цель которой обеспечение комфортных условий для взаимодействия. Речевое развитие ребёнка происходит в процессе деятельности .
Суть интерактивного обучения состоит в том, что обучающий процесс происходит в условиях постоянной активности. Одним из методов интерактивных технологии является метод многогранной деятельности восприятие мира при помощи всех органов чувств, что способствует усвоению знаний. Например, картина «Зима». Картину рассматриваем в такой последовательности:
- выделение объектов на картине
- восприятие объектов разными анализаторами
После того, как ребёнок рассмотрел все объекты картины, предлагая ряд творческих заданий:
«Почувствовать запах картины , тепло-холодко, притронуться объектов картины», предлагая ряд творческих задании:
Процесс работы над картинкой
- посмотри на картину, как можно её назвать? Какие цвета использовал художник? По каким признакам понятно, что это зима?
А теперь представь себе, что мы исследователи: Сложи руки в виде подзорной трубы и скажи, что ты видишь? (попробуй назвать только один предмет среди других предметов) . Опиши предмет, какой он? Чем он интересен? Закрой глаза , мысленно прикоснись к коре деревьев что ты чувствуешь? Какая кора? Ты чувствуешь? Какие звуки можно услышать в лесу? (стучит по ветке дятел, воет ветер). Почувствовать запах леса? (запах холодного, чистого, свежего воздуха). Приём «вхождение» в картину, когда ребёнок присутствует на месте событий, изображённом на картине, и описывает, что он видит и чувствует.
Такие упражнение целесообразно проводить не только на уроках, но и в разные режимные моменты, этот увлекательный метод (без заучивания и повторение правил) базируется на живом интересе и любознательности, развивает познавательную активность активизирует речь, обогащает словарь. Развивающий эффект и результат занятия по развитию речи будет при условии, если строить разговор, а не монолог. Нужно уметь слушать, поощрять речевую активность, желание говорить. Занятие будет интересным, познавательным, развивающим, если использовать приёмы, которые заставляют у учащихся мыслить и говорить. Использую в работе приём «Вхождение в картину». Ребёнок имеет право высказать своё мнение, это формирует желание самостоятельно мыслить. Использование таких творческих заданий обеспечивает хорошее настроение интерес к процессу восприятия. В результате исчезает чувство скованности, неуверенности, развивает логическое мышление, речевая инициативность. Единственный критерий оценки оптимальности времени занятия - сохранения работоспособности и интереса на протяжении всего урока.
Характерные особенности этих приёмов
- Обучающий процесс происходит в условиях постоянной активности, положительного взаимодействия.
- Общая деятельность педагога и ребёнка в режиме равноправного общения.
- Создаются условия для сопереживания успеха ребёнка педагогического взаимодействия
- Обязательное взаимодействие процесса обучения и воспитания.
В процессе проведения непосредственной деятельности обеспечиваю:
- удобное расположение во время занятий, которое даёт возможность общаться с педагогом «глаз в глаза»
- подбираю материал к темам для занятии так, чтобы они вызывали интерес у ученицы
- формирую вопрос так, чтобы он побуждал ребёнка к ответу.
- в каждом вопросе должно быть выделено ключевое слово
Формирует у ученицы коммуникативное взаимодействие ставить вопрос друг другу, отстаивать своё мнение.
Привлекаю ученицу к дополнению высказывания при помощи вопросов.
- как ты думаешь?
- как бы ты поступила?
Поддерживаю внимание разными приёмами: игровые ситуации, избегаю замечаний дисциплинарного характера.
Закрепляю речевые навыки в разных видах деятельности эмоционально поддерживаю ребёнка:
- может, сделаем это вместе?
- давай вместе обсудим?
- у тебя всё получится, я знаю, ты сможешь.
Успешность руководства развитием речи ученицы в повседневной жизни, как и результативности обучения их на уроках, зависит от контакта с ребёнком, от его доверия. Видеть, понимать проявления детской мысли и чувства, любить человека – необходимая предпосылка для успешного воздействия на речь, на личность ребёнка в целом.
Просмотр содержимого документа
««Формирования коммуникативно-речевой компетентности детей с задержкой психического развития»»
«Формирования коммуникативно-речевой компетентности детей с задержкой психического развития»
Детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеют различные нарушения речи. Одним из характерных признаков нарушения речевого развития является неумение общаться. Развитие речи у учащихся – это не только обогащение словаря, формирование произношения, грамматического строя и связной речи. Это и развитие умения общаться: умение обратиться с вопросом к собеседнику, умение ответить на вопрос, объяснит ситуацию, сгущать других, использовать вербальные и невербальные (мимика, жесты, движения) средства выразительности. Возможность быстро адаптироваться в навыках социальных условиях зависит от коммуникативно-речевой компетентности ребёнка. Одним из условий развития коммуникативных навыков воспитанников есть интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – это специфическая форма организации обучающей деятельности, цель которой обеспечение комфортных условий для взаимодействия. Речевое развитие ребёнка происходит в процессе деятельности .
Суть интерактивного обучения состоит в том, что обучающий процесс происходит в условиях постоянной активности. Одним из методов интерактивных технологии является метод многогранной деятельности восприятие мира при помощи всех органов чувств, что способствует усвоению знаний. Например, картина «Зима». Картину рассматриваем в такой последовательности:
- выделение объектов на картине
- восприятие объектов разными анализаторами
После того, как ребёнок рассмотрел все объекты картины, предлагая ряд творческих заданий:
«Почувствовать запах картины , тепло-холодко, притронуться объектов картины», предлагая ряд творческих задании:
Процесс работы над картинкой
- посмотри на картину, как можно её назвать? Какие цвета использовал художник? По каким признакам понятно, что это зима?
А теперь представь себе, что мы исследователи: Сложи руки в виде подзорной трубы и скажи, что ты видишь? (попробуй назвать только один предмет среди других предметов) . Опиши предмет, какой он? Чем он интересен? Закрой глаза , мысленно прикоснись к коре деревьев что ты чувствуешь? Какая кора? Ты чувствуешь? Какие звуки можно услышать в лесу? (стучит по ветке дятел, воет ветер). Почувствовать запах леса? (запах холодного, чистого, свежего воздуха). Приём «вхождение» в картину, когда ребёнок присутствует на месте событий, изображённом на картине, и описывает, что он видит и чувствует.
Такие упражнение целесообразно проводить не только на уроках, но и в разные режимные моменты, этот увлекательный метод (без заучивания и повторение правил) базируется на живом интересе и любознательности, развивает познавательную активность активизирует речь, обогащает словарь. Развивающий эффект и результат занятия по развитию речи будет при условии, если строить разговор, а не монолог. Нужно уметь слушать, поощрять речевую активность, желание говорить. Занятие будет интересным, познавательным, развивающим, если использовать приёмы, которые заставляют у учащихся мыслить и говорить. Использую в работе приём «Вхождение в картину». Ребёнок имеет право высказать своё мнение, это формирует желание самостоятельно мыслить. Использование таких творческих заданий обеспечивает хорошее настроение интерес к процессу восприятия. В результате исчезает чувство скованности, неуверенности, развивает логическое мышление, речевая инициативность. Единственный критерий оценки оптимальности времени занятия - сохранения работоспособности и интереса на протяжении всего урока.
Характерные особенности этих приёмов
Обучающий процесс происходит в условиях постоянной активности, положительного взаимодействия.
Общая деятельность педагога и ребёнка в режиме равноправного общения.
Создаются условия для сопереживания успеха ребёнка педагогического взаимодействия
Обязательное взаимодействие процесса обучения и воспитания.
В процессе проведения непосредственной деятельности обеспечиваю:
- удобное расположение во время занятий, которое даёт возможность общаться с педагогом «глаз в глаза»
- подбираю материал к темам для занятии так, чтобы они вызывали интерес у ученицы
- формирую вопрос так, чтобы он побуждал ребёнка к ответу.
- в каждом вопросе должно быть выделено ключевое слово
Формирует у ученицы коммуникативное взаимодействие ставить вопрос друг другу, отстаивать своё мнение.
Привлекаю ученицу к дополнению высказывания при помощи вопросов.
- как ты думаешь?
- как бы ты поступила?
Поддерживаю внимание разными приёмами: игровые ситуации, избегаю замечаний дисциплинарного характера.
Закрепляю речевые навыки в разных видах деятельности эмоционально поддерживаю ребёнка:
- может, сделаем это вместе?
- давай вместе обсудим?
- у тебя всё получится, я знаю, ты сможешь.
Успешность руководства развитием речи ученицы в повседневной жизни, как и результативности обучения их на уроках, зависит от контакта с ребёнком, от его доверия. Видеть, понимать проявления детской мысли и чувства, любить человека – необходимая предпосылка для успешного воздействия на речь, на личность ребёнка в целом.