СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование активной гражданской позиции на уроках истории и обществознания в образовательных организациях"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал из опыта работы преподавателя истории и обществознания. Описание открытых занятий по данным дисциплинам проведённых в не традиционной форме. используя современные универсальные учебные действия при проведении занятий.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование активной гражданской позиции на уроках истории и обществознания в образовательных организациях"»

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И

ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ


Дмитрик Ирина Григорьевна

Учитель истории, обществознания

Школа № 630 СПб


Мы живем во время кардинальных перемен. Меняется все: мир во круг нас, территориальная целостность стран, друзья, враги и партнёры. Сегодня мы стали свидетелями того, как переписывается сама история и меняется отношение к ней. Казалось бы, вчера нерушимые понятия и представления о правильном преподносится нам как совершенно противоположенное. Молодые люди должны знать историю, должны гордится теми, кто сохранил для нас свободным наше государство. Только примером наших великих побед и настоящих героев мы можем сформировать у молодёжи активную гражданскую позицию. Особая роль в этом направлении отводится учебным дисциплинам история и обществознание, а так же внеурочной деятельности.

Во всём мире восхищаются мужеством русских воинов. Они не раз доказали, что героизм – это черта национального характера русского человека. Как воспитать героя способного на подвиг и в чём заключается этот героизм? На уроках истории и обществознания мы неоднократно говорим о мужестве, о гражданском долге, о нормах и правилах поведения в обществе. Мы обсуждаем ошибки истории и нацеливаем обучающихся на обдуманные поступки в будущем. Каждый обучающийся должен понимать, что «историю творит народ» и это в основном обычные люди, живущие с нами рядом. До школы я работала в «Дальневосточном техническом колледже» и в этой статье я буду опираться на опыт работы в колледже, который сегодня применяю в школе.

Примером патриотизма для студентов ДВТК является наш выпускник Александр Нехорошев, который был простым парнем из провинциального города, и погиб при исполнении интернационального долга в Чечне. В фойе ДВТК, установлен мемориал Александру, у которого ежедневно стоят живые цветы и каждый год 15 февраля возле мемориала проводятся торжественные линейки посвящённые «Дню памяти участников локальных войн», а так же в день рождения и в день гибели Александра.

На занятиях истории одной из воспитательных задач является привить обучающимся любовь к стране, в которой мы живём. Мы стараемся способствовать толерантному отношению обучающихся к представителям разных национальностей, проживающих на территории нашей страны и города. А так же пытаемся научить подростков уважительному отношению к истории и культуре представителей разных национальностей, языкам, традициям, национальной достоинству и чести. Наша задача воспитать в них уважение к общечеловеческим ценностям.

Ежегодно в рамках учебной дисциплины «история» для обучающиеся организуются экскурсии в музей, встречи с ветеранами труда и великой отечественной войны.

Само время диктует нам, что занятия по теме: «Великая Отечественная война» должны быть совершенно особыми. Для лучшего усвоения обучающимися материала и для пробуждения в них причастности к «делу победы» в рамках изучения тем связанных с Великой Отечественной войной, применяются такие формы и методы, которые способствуют повышению интереса обучающихся к данной теме, заставляют их обратиться к дополнительному, самостоятельному обучению. Ребята изучают историю своих дедов и прадедов, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Они приносят на уроки фотографии своих родных времен военных лет. Но мне кажется, что нашим подросткам трудно понять, что наше счастье жить в мире, завоёвано теми, кто отдал свои жизни ради этого мира. И именно поэтому наша память и благодарность должны быть вечной.

В рамках учебной дисциплины «история» преподаватели и обучающиеся первого курса посетили кинотеатр Россия, где демонстрировался художественный фильм «28 Панфиловцев» о защитниках Москвы в годы Великой Отечественной войны. По итогам просмотра художественного фильма обучающимся было предложено ответить на вопросы: что для вас означает слово Родина, что такое подвиг, в чем заключается подвиг Панфиловцев, кто они такие, почему их так называли, существуют ли документальное подтверждение о их существовании? Для «битвы под Москвой» имел ли значение их подвиг или их гибель бессмысленна? Что такое Родина и что такое отечество, в чем отличие этих понятий? Расходится ли сюжет фильма с известными вам фактами об этом событии и др., а так же ребятам предлагалось предложить свою форму проведения занятий по истории.

В эссе ребята написали: что патриот – это человек служащий Родине, а Родина – это народ! «…и еще одно Важно, что бы ты был готов умереть за свою страну, а ещё важнеё, что бы был готов прожить жизнь ради неё». И пусть обучающиеся позаимствовали эти выражения, главное, что они так думают и им близки по духу эти выражения. А это значит, мы зародили в них дух патриотизма и это наша маленькая победа. Обучающиеся высказывает свою точку зрения, делает выводы, и сами убеждаются в мужестве, стойкости, искренности и преданности простых русских парней на экране, таких же как они. Интересы страны они ставили выше собственной судьбы. Многие обучающиеся после просмотра фильма стали читать историю отечественной войны с желанием узнать о жизни «Панфиловцев», и других героев, как можно больше. Значит, наша педагогическая цель достигнута и обучающиеся растут настоящими патриотами своей страны. По форме проведения занятий по истории ребятами было предложено проводить занятия в виде экскурсий, чаще использовать активные формы на уроках: игры, диспуты, пресс-конференция, репортажи, брифинги т.д. А так же посоветовали приглашать на уроки очевидцев событий или узкопрофильных специалистов различных сфер по изучаемым вопросам.

Процесс обучения на занятиях истории в КГА ПОУ «ДВТК» направлен на постоянное стремление к познанию, к новым более полным и глубоким историческим знаниям.

Студенты колледжа приняли участие в историческом мероприятии «Страницы истории: Война 1812 года» на данное мероприятие были приглашены учащиеся школ (№ 16, 29, 32) города Уссурийска, наших потенциальных абитуриентов. Целью участия школьников города в данном мероприятии стало не только изучение, конкретной темы, но применение метода погружения в образовательную среду колледжа в рамках профессиональной ориентации.

Целью данного занятия стало: рассмотрение хода Отечественной воины 1812 года, и подведение итогов войны. Задача участников данного мероприятия: ответить на главный вопрос: как России удалось одержать победу в Отечественной войне 1812 года, вопреки тому, что огромная армия Наполеона планировала одержать победу над Россией в свою пользу в очень короткие сроки. Задачей данного мероприятия стало: собрать и обработать исчерпывающую историческую информацию по данной теме. В итоге, в рамках защиты своих проектов, участники мероприятия должны были найти решение поставленного проблемного вопроса по теме.

Данное мероприятие было проведено и разработано мной как преподавателем истории. В подготовке команд обучающихся для исследовательской работы и участия в интеллектуальном историческом конкурсе «Брейн - ринг» ребят подготовили преподаватели истории нашего колледжа: Дмитрик И.Г. , Гребенникова О.Г. , Неганова О. В. , Грецова С.В..

Обучающиеся изучили мемуары, журнальные и газетные статьи и материалы сети Интернет. В ходе исследовательской работы был собран исторический материал по данной теме и проведён анализ исторических источников и литературы.

Участникам исторического мероприятия было предложено поразмышлять над вопросами о патриотизме и долге каждого человека. Обучающиеся и школьники ответили на следующие вопросы: Что означает для них слово Родина? Какой смысл имеет — это понятие в наше время. Является ли сегодня долгом каждого человека защищать свою Родину. Нужно ли восстанавливать утраченные исторические памятники, открывать новые и реставрировать уже существующие в честь героев войны 1812? В опросе приняли участие студенты первого курса колледжа и учащиеся 9-х классов школ города Уссурийска всего около 130 человек. В результате проведённого анализа выявлено, что по данной теме у наших подростков сформированы правильные общепринятые понятия, такие как: долг, Родина, патриот, патриотизм и др..

На следующем этапе данного мероприятия историческом «Брейн ринге», обучающимся колледжа было предложено ответить на вопросы по теме мероприятия о войне с французской армией. В форме интеллектуального конкурса была осуществлена проверка усвоения исторических знаний по теме: интересных исторических фактов, терминов, дат, исторических личностей, событий и т.д. В конкурсе приняли участие 4-е команды учебных групп первого курса колледжа.

На следующем этапе учебные группы исследовали и защищали свои версии ответов на проблемный вопрос. Обучающимися изучены и исследованы поставленные вопросы по теме: Россия и Франция на кануне войны 1812 года, оснащение и материальное обеспечение Французской и Русской армий, роль личностей в исходе войны 1812 года и итоги войны 1812 года.

В процессе мероприятия учащиеся школ города Уссурийска ответили на вопросы кроссворда по теме: «Война между Россией и Францией 1812 года. Целью опроса школьников стало не только проверка остаточных знаний по итогам данного мероприятия, но и проверка результативности выбранного метода получения исторических знаний. В результате – более 90% учащихся справились с заданиями и дали правильные ответы на вопросы кроссворда. В данном опросе приняли участие около 50 учащихся, которые ответили на 14 вопросов по данной теме.

Продолжительность данного мероприятия составила три с половиной часа так, что в пределах нашего образовательного учреждения данное мероприятие можно назвать историческим марафоном. В итоге мероприятия обучающимися колледжа пришли к выводу о том, что Российская армия одержала победу в войне с Наполеоном не только благодаря самоотверженному мужеству руководящего состава армии во главе с Кутузовым,

но и благодаря тому, что весь простой народ встал на защиту своей страны. Безусловно, русские генералы обладали полководческим дарованием, а русские офицеры и солдаты проявили небывалый в истории того времени героизм. Даже погодные условия и пресловутые русские дороги сыграли не последнюю роль в победе над Французской армией Наполеона.

Применение активных методов работы с обучающимися колледжа и учащимися школ города Уссурийска на занятии по истории способствовали, получению новых знаний по исторической теме. Ребята эффективно применили навыки работы в коллективе, а так же освоили умения и навыки в поиске и обработке исторического материала. Я думаю, что такие уроки помогают воспитывать у наших подростков гордость за нашу историю и наших предков, которые смогли победить сильного и превосходящего нас по оснащенности врага. Прикосновение к историческим событиям давно минувших лет вызывает сочувствие к павшим и понимание того, это Победа была достигнута ценой своей жизни многонационального русского народа, который спас свою родную землю от неминуемой гибели.

Цицерон говорил: «Вот только при таких на мой взгляд подходах история становится наставницей жизни». Я считаю, что данная форма изучения исторического материала надолго поможет закрепить в сознании участников данного мероприятия основополагающие понятия: о чести, долге, отечестве, национальной гордости, самоотверженном мужестве и других важных для патриота и гражданина понятиях. А главное заставит ребят задуматься о своей роли в жизни, о своих дальнейших целях и о значимости каждого человека для своей Родины.

Два года подряд в колледже проходит открытое занятие по дисциплине обществознание по теме: «Демократические выборы и политические партии» – в форме «Молодёжной общественно политической игры «Выборы» среди студентов первого курса. На данное мероприятие были приглашены учащихся школ города Уссурийска (№ 29, 32,16) в качестве избирателей.

Мероприятие разработано и организовано преподавателем колледжа Дмитрик Ириной Григорьевной. В игре приняли участие шесть предполагаемых кандидатов и группы поддержки кандидатов, которые были подготовлены преподавателями: Гребенниковой Ольгой Георгиевной, Дьяченко Евгенией Александровной, Негановой Ольгой Владимировной.

Обучающиеся первого курса колледжа и старшеклассники трёх школ города Уссурийска изучили политические и демократические ценности, понятие свободные выборы, идеологическое многообразие, многопартийность.

Предложенная тема имеет на мой взгляд большую практическую значимость для обучающихся, а так же носит образовательный и воспитательный характер. Для большинства граждан нашей страны выборы в органы государственной власти и местного самоуправления практически является единственной формой их участия в политике нашего государства.

Обучающиеся и школьники в недалёком будущем потенциальные избиратели. В связи с этим им предлагалось уже сейчас задуматься над вопросами: Для чего гражданам России необходимо участвовать в выборах? Как сделать правильный выбор и отдать свой голос за достойного человека на пост: президента, депутатов, градоначальника? Цель занятия: подвести обучающихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представительная форма участия граждан в политике. Раскрыть структуру, сущность и типы демократической избирательной системы. Охарактеризовать политические технологии избирателя.

Учебное занятие в форме Молодёжной общественно - политической игры «Выборы» способствует воспитанию толерантности и гражданского долга, становлению политической и правовой культуры. Данная форма проведения учебного занятия формирует у обучающихся активную жизненную позицию, а так же стремление и готовность в будущем участвовать в различных избирательных компаниях. А значит, данное мероприятие способствует формированию правильного отношения к выборным технологиям и закладывает основу гражданского поведения будущих избирателей. Избирательным правом РФ определено, что граждане не должны оставаться в стороне при выборе дальнейшего пути развития страны и при проведении выборов в различные уровни власти. Ведь для самоопределении государства очень важно участие в избирательном процессе каждого гражданина этого государства. Т.е важен каждый голос избирателя.

В колледже как и сейчас в школе я руководила студенческим телевидением. В фойе нашего колледжа размещены информационные панели, на которых демонстрируются ролики различной тематической направленности. Студенческий актив колледжа отслеживает, все сферы деятельности обучающихся и освещает все мероприятия, проходящие в колледже и за его пределами в которых участвуют студенты ДВТК. Видеоролики еженедельно транслируются на информационных панелях.

На протяжении всего периода от одного до трёх раз в месяц выходят постоянные рубрики: «Встреча без галстуков» (разговор с интересными и знаменитыми людьми) - рубрика «Это важно знать», «ДВТК - Дайджест», «ДВТК - вопрос», «Знаменательные даты» - рубрики «Фитиль» (отражающий нарушения правил внутреннего распорядка в колледже), «Литературная гостиная», «Новости спорта», «Наши будни», «Исторический вестник» освещающий все исторические события и знаменательные даты нашей страны.

В течение всего периода работы студенческого телевидения ДВТК активом STUD-TV готовились и социально значимые ролики: по патриотическому и толерантному воспитанию, против экстремизма и терроризма, по половому воспитанию, по пропаганде здорового образа жизни и другим, актуальным для молодёжи темам.

Каждое мероприятие в отдельности и все мероприятия в комплексе проводившиеся в КГА ПОУ «ДВТК» направлены на воспитание гармоничной личности с активной гражданской позицией. Мы ставим перед собой задачу воспитать настоящих патриотов и современных востребованных на рынке труда специалистов, которые легко смогут адаптироваться в современной действительности и станут достойными гражданами современной России.

Данный опыт может быть использован преподавателями истории и обществознания, классными руководителями, педагогами дополнительного образования других образовательных учреждений, органами молодёжной политики, музейными работниками для достижения аналогичных целей при воспитании подрастающего поколения.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Воспитание гражданина – основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации [Электронный ресурс] // Методический портал. – Режим доступа: http: www.jourclub.ru/6/112/ . – 19.12.2013.

2. Волобоева, Н.Н. Комплекс социально-педагогических условий развития активной гражданской позиции подростков / Н.Н. Волобоева: Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы научно-практической  конференции. – Омск, ОмГПУ, 2006. – С.53.

3. Гаязов, А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности [Текст] / А. С. Гаязов // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов / отв. ред. М. А. Галагузова. – Екатеринбург: СВ-96, 2001. –  Вып.4. – С. 361.

4. Быкова, Н.Н. Роль уроков обществознания в формировании правовой компетентности учащихся [Электронный ресурс] / Н. Н. Быкова //  Сайт ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус». – Режим доступа: http://www.kadet-kazak.ru

5. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст] / И. Н. Емельянова. – М. : Академия, 2008. – С. 178.

6. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Текст] /  В. И. Лутовинов // Педагогика. – № 6. – 2006. – С. 57.

7. Воспитание гражданина – основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации [Электронный ресурс] // Методический портал. – Режим доступа: http: www.jourclub. ru/

8. Инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (15.01.04) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!