СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование экологической компетентности в учебно-воспитательном процессе»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле.

Просмотр содержимого документа
««Формирование экологической компетентности в учебно-воспитательном процессе»»

Тема: «Формирование экологической компетентности в учебно-воспитательном процессе»

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу.

Я считаю, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе.

Актуальность: Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной.

Новизна: если на уроках окружающего мира использовать различные формы работы по экологическому образованию, то это позволит решить задачу экологического воспитания.

Цель: Способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.

Главные задачи экологического воспитания:

- формировать представление детей о том, что человек – часть природы, ее главный друг и защитник;

- научить детей жить в гармонии с природой.

В своей деятельности я использую различные формы работы с детьми:

- экскурсии в поле, лес, к реке в разные сезоны;

- целевые прогулки за пределы школы (парк, улица);

- экскурсии в музей, на выставки;

- занятия на экологической тропинке;

- беседы доброты;

- экологические акции.

Сельские дети еще до школы соприкасаются с природой самостоятельно. Природу любят многие, но внимательно, бережно относиться к ней могут только глубоко понимающие ее и хорошо воспитанные люди.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Поэтому эту работу необходимо проводить с 1 класса, стараться пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за растениями и животными, учить сравнивать, делать выводы.
Ключевые компетентности

• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.); • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) .

Основные формы работы с учащимися

- наблюдение

-беседы

-экскурсии встречи с людьми эколого-биологических профессий

-обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций

-ролевые игры

-написание сочинений

-викторины

-этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы

-практические наблюдения детей

-посильное участие в природоохранных мероприятиях

Мероприятия по реализации программы

Проведение заседания педагогического по планированию работы на учебный год август текущего года. Разработка учебных программ и отдельных уроков с экологической направленностью. Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели ежегодно. Заместитель директора по учебной части, учителя-предметники. Развитие и углубление экологических интересов школьников.

Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели.

Проектная деятельность учащихся, направляемая педагогами школы (урочная, факультативы, во время школьных лагерей).

Реализация проектов, участие в конкурсах и конференциях.

Экологические мероприятия

- День птиц

- Экологические рейды (уборка поймы водоема, посадка деревьев)

- празднование экологических дат

- экосборы

- конкурсные программы, КВНы, викторины

- встречи и беседы с интересными людьми(лесничий, сотрудниками питомников)

Практическая реализация экологической работы

Экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые берега»), походы и экскурсии- эколого-туристическая игра «Зарница»;

- соревнования «Велосипед – экологический транспорт»;

- школьная спартакиада «В здоровом теле…» и тд.

Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: реализация программы по благоустройству пришкольной территории;

-озеленение школы и учебных кабинетов;

-уход за обелиском

Создание в школе, вокруг нее, в родном селе благоприятную экологическую обстановку.

Освещение в СМИ (школьных, районных,) газетах, экологической работы школы. Позитивная реклама экологической работы школы. Обмен опытом работы на МО классных руководителей по проблеме экологического воспитания школьников.


Планируемый результат

– свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания

- к нашему общему дому,

- обладающая знаниями экологической культуры,

-соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования,

- ведущая активную природоохранительную деятельность.

Портрет выпускника

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий начальными сведениями об экологии, любящий своё село, свой край и свою Родину, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; имеющий представления о красоте родной природы понимающий ответственность каждого человека за сохранность нашей планеты обладающий первичными навыками охраны и защиты родной природы.

Заканчивая, хочется сказать, что образовательная работа в области экологии интересна учащимся, и держится она на: добросовестности, заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя и руководителя. Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!