СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической культуры и здоровьесбережения учащихся через проектную деятельность.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывается модель формирования экологической культуры учащихся через проектную деятельность.

«Экологическая культура – это не часть

 образования, а новый смысл и цель

 современного образовательного процесса»

Г.Ягодин, Л.Третьякова

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры и здоровьесбережения учащихся через проектную деятельность.»


Воспитание экологической культуры и здоровьесбережения учащихся

через проектную деятельность.


Сенькина Наталья Николаевна, учитель биологии высшей категории,

победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2010

МБОУ «СОШ №14» г. Сергиев Посад Московской области.


«Экологическая культура – это не часть

 образования, а новый смысл и цель

 современного образовательного процесса»

Г.Ягодин, Л.Третьякова


Цель: представление опыты работы по использованию метода проектов в экологическом воспитании и здоровьесбережения учащихся.

Задачи работы:
1. Формирование экологической культуры, ценностных ориентаций к

окружающей среде и здоровью.
2. Организация проектной деятельности учащихся в повышение эффективности

процесса экологического воспитания детей.

  1. Развитие самостоятельности и творческих способностей у учащихся в ходе практической деятельности по решению экологических проблем.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.

Мой педагогический опыт и творческий поиск по этому вопросу привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация проектной деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися как на уроке и во внеурочное время. Проанализировав состояние здоровья детей в школе, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области экологической культуры и здоровьесбережения комплексно.

Работа идет по двум направлениям.

1. Сохранение здоровья. Основной задачей экологической культуры является теоретическое освоение школьниками знаний по санитарии, гигиене, закаливанию, борьбе с вредными привычками, о досуге. Формирование ответственного поведения школьников, осознающих ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.

2. Формирование активной жизненной позиции, ответственного отношения к природе.

 Развитие экологической грамотности и культуры современного общества можно решить через систему экологического образования на уроках биологии и во внеурочное время.


Структура реализации экологической культуры и здоровьесбережения

КБОУ

Педагогическая

академия


Сотрудничество с научными учреждениями

МГОУ, МФЮА, ОЦ «Нива», и д.

Внеклассная работа:

- факультативы

- элективные курсы

- тематические классные часы

- научно – практические

конференции









Вначале учащиеся знакомятся с основными требованиями оформления проектной работы, до учеников доводятся примерные темы исследовательских и проектных работ. После чего учащиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей определяют темы проектных работ, предложенные мной, или выбирают свою тему.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. Мыслительных умений и навыков (5класс), умений и навыков работы с книгой и другими источниками (6класс), умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи (7 – 8 классы), специальных исследовательских умений и навыков в старших классах.

Навыки проектной экспериментальной работы учащиеся приобретают в основном во внеурочное время, занимаясь на факультативных и элективных авторских курсах. «Азбука здоровья», 5,6клас «Учись учиться» для учащихся 5,6,7,8 классов «Культура здоровья» для учащихся 7,8 классов «Здоровый образ жизни» для учащихся 9 классов «Помоги себе сам» для учащихся 8,9 классов

«Биотехнология вокруг нас» для учащихся 9 классов. «Практическое применение достижений молекулярной биотехнологии» для 10-11классов.

Являясь организатором и руководителем общество учащихся (НОУ «Родник»),

который был создан в рамках гуманитарного образовательного проекта «Эко –

край», учу учащихся заниматься проектной и научно-исследовательской

деятельностью.

Целью работы НОУ является выявление и поддержка одаренных детей, развитие

творческих способностей, вовлечение их в процесс самообразования посредством ведения проектной и исследовательской деятельности в различных областях науки.

В рамках работы НОУ «Родник» путём активного использования методов проектов формируются  универсальные учебные действия, определённые в  «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования»:

Универсальные учебные действия, определённые в «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования»

Формирование УУД в рамках работы НОУ «Родник»

Обеспечение функций универсальных учебных действий


Работа над проектом /самостоятельный выбор темы, самостоятельный сбор материала/


Личностные универсальные учебные действия

Работа над проектами на экологическую тематику, социологические опросы населения, создание презентаций, выступление на конференциях.

Регулятивные универсальные учебные действия


Работа над проектом, выступление на конференциях. Доработка проектов по итогам замечаний после публичной защиты проектов, выступлений на конференциях.

Познавательные универсальные учебные действия

Работа над описанием проекта, создание презентаций, краткого выступления, тезисами.

Универсальные логические действия

Использование исследовательского метода в проектной работе обязательно при подготовке работы к защите на научно-практической конференции. Универсальные логические действия применяются на всех этапах работы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные действия формируются при работе в группах /практические работы, наблюдения, социологический опрос, создание презентации, анкетирование, интервьюирование, при публичной защите проектов.

Результатами работы НОУ «Родник» являются: 1.Проведение школьных научно – практических конференций. 2. Создание портфолио творческих работ НОУ, а также портфолио каждого ученика индивидуально. 3. Создание книжек - малышек из серии «Пчелка - здоровейка» для школьников младших классов: «Почему болят зубы?», «Зачем человеку уши?», «Почему люди носят очки?», «Вода – наш друг» и другие. 4. Создание агитбригада «Колокол». Целью работы является пропаганда здорового образа жизни среди учащихся школы и других школ района.

В процессе подготовки к участию в научно-практических конференциях различного уровня, которые играют важную роль в организации проектной и исследовательской деятельности, учащиеся проявляют высокий уровень самостоятельности, демонстрируя весь комплекс приобретенных знаний, полученных на уроках и путем самостоятельной работы.

Создана лекторская группа. Ребята готовят беседы, викторины участвуют в школьных и районных научно – исследовательских конференциях в рамках темы «Мы выбираем здоровье» для учащихся разного возраста, используя накопленный материал кабинета биологии (доклады, рефераты, презентации). Темы бесед и выступлений: «Сотовый телефон и безопасность здоровья», «Реклама-человек-здоровье», «Компьютерные технологии – «за» и «против», «Трансгенные организмы – враг или друг человечеству», «Школьный стресс»; «Лесные пожары»; «Сможет ли выжить человечество, если на Земле исчезнут пчелы?» и др.

Проходят выставки экологических газет, плакатов, рисунков, экологические недели.

Таким образом, работа по развитию проектной экологической культуры у учащихся (при её методически грамотной реализации) оказывает позитивное влияние на усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений и навыков (способов деятельности), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии.

Работая над проектом, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, которые в заметной степени облегчают дальнейшую адаптацию к обучению в ВУЗе.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.

Что научно-исследовательская работа дает детям? Работа с источниками информации позволяет не только отбирать нужное и главное, но и формировать специальные умения. Развивается мыслительная и познавательная деятельность, умения работать самостоятельно, в группах. В настоящее время удобным для иллюстрации материала служат компьютерные презентации, в которые можно включить фотографии, сделанные в природе, и наглядно показать процесс изменений.

Одним из важных факторов мотивации педагога являются счастливые глаза ученика, создавшего свое творение, показавшего его другим и получившего заслуженную оценку.

Экология как школьная дисциплина - чрезвычайно благодатная область для развития творческой личности. С другой стороны, изучение экологии без применения творческих идей вряд ли приведет к повышению уровня экологического образования. Какие бы теоретические знания по экологии не получил человек в школе, они не будут использоваться эффективно при отсутствии дивергентного подхода к решению экологических проблем.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!