Воспитание экологической культуры и здоровьесбережения учащихся
через проектную деятельность.
Сенькина Наталья Николаевна, учитель биологии высшей категории,
победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2010
МБОУ «СОШ №14» г. Сергиев Посад Московской области.
«Экологическая культура – это не часть
образования, а новый смысл и цель
современного образовательного процесса»
Г.Ягодин, Л.Третьякова
Цель: представление опыты работы по использованию метода проектов в экологическом воспитании и здоровьесбережения учащихся.
Задачи работы:
1. Формирование экологической культуры, ценностных ориентаций к
окружающей среде и здоровью.
2. Организация проектной деятельности учащихся в повышение эффективности
процесса экологического воспитания детей.
Развитие самостоятельности и творческих способностей у учащихся в ходе практической деятельности по решению экологических проблем.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.
Мой педагогический опыт и творческий поиск по этому вопросу привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация проектной деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися как на уроке и во внеурочное время. Проанализировав состояние здоровья детей в школе, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области экологической культуры и здоровьесбережения комплексно.
Работа идет по двум направлениям.
1. Сохранение здоровья. Основной задачей экологической культуры является теоретическое освоение школьниками знаний по санитарии, гигиене, закаливанию, борьбе с вредными привычками, о досуге. Формирование ответственного поведения школьников, осознающих ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.
2. Формирование активной жизненной позиции, ответственного отношения к природе.
Развитие экологической грамотности и культуры современного общества можно решить через систему экологического образования на уроках биологии и во внеурочное время.
Структура реализации экологической культуры и здоровьесбережения
КБОУ
Педагогическая
академия
Сотрудничество с научными учреждениями
МГОУ, МФЮА, ОЦ «Нива», и д.
Внеклассная работа:
- факультативы
- элективные курсы
- тематические классные часы
- научно – практические
конференции
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/06/s_586fa6b8e683f/255886_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/06/s_586fa6b8e683f/255886_3.png)
Вначале учащиеся знакомятся с основными требованиями оформления проектной работы, до учеников доводятся примерные темы исследовательских и проектных работ. После чего учащиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей определяют темы проектных работ, предложенные мной, или выбирают свою тему.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. Мыслительных умений и навыков (5класс), умений и навыков работы с книгой и другими источниками (6класс), умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи (7 – 8 классы), специальных исследовательских умений и навыков в старших классах.
Навыки проектной экспериментальной работы учащиеся приобретают в основном во внеурочное время, занимаясь на факультативных и элективных авторских курсах. «Азбука здоровья», 5,6клас «Учись учиться» для учащихся 5,6,7,8 классов «Культура здоровья» для учащихся 7,8 классов «Здоровый образ жизни» для учащихся 9 классов «Помоги себе сам» для учащихся 8,9 классов
«Биотехнология вокруг нас» для учащихся 9 классов. «Практическое применение достижений молекулярной биотехнологии» для 10-11классов.
Являясь организатором и руководителем общество учащихся (НОУ «Родник»),
который был создан в рамках гуманитарного образовательного проекта «Эко –
край», учу учащихся заниматься проектной и научно-исследовательской
деятельностью.
Целью работы НОУ является выявление и поддержка одаренных детей, развитие
творческих способностей, вовлечение их в процесс самообразования посредством ведения проектной и исследовательской деятельности в различных областях науки.
В рамках работы НОУ «Родник» путём активного использования методов проектов формируются универсальные учебные действия, определённые в «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования»:
Универсальные учебные действия, определённые в «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования» | Формирование УУД в рамках работы НОУ «Родник» |
Обеспечение функций универсальных учебных действий | Работа над проектом /самостоятельный выбор темы, самостоятельный сбор материала/ |
Личностные универсальные учебные действия | Работа над проектами на экологическую тематику, социологические опросы населения, создание презентаций, выступление на конференциях. |
Регулятивные универсальные учебные действия | Работа над проектом, выступление на конференциях. Доработка проектов по итогам замечаний после публичной защиты проектов, выступлений на конференциях. |
Познавательные универсальные учебные действия | Работа над описанием проекта, создание презентаций, краткого выступления, тезисами. |
Универсальные логические действия | Использование исследовательского метода в проектной работе обязательно при подготовке работы к защите на научно-практической конференции. Универсальные логические действия применяются на всех этапах работы. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | Коммуникативные действия формируются при работе в группах /практические работы, наблюдения, социологический опрос, создание презентации, анкетирование, интервьюирование, при публичной защите проектов. |
Результатами работы НОУ «Родник» являются: 1.Проведение школьных научно – практических конференций. 2. Создание портфолио творческих работ НОУ, а также портфолио каждого ученика индивидуально. 3. Создание книжек - малышек из серии «Пчелка - здоровейка» для школьников младших классов: «Почему болят зубы?», «Зачем человеку уши?», «Почему люди носят очки?», «Вода – наш друг» и другие. 4. Создание агитбригада «Колокол». Целью работы является пропаганда здорового образа жизни среди учащихся школы и других школ района.
В процессе подготовки к участию в научно-практических конференциях различного уровня, которые играют важную роль в организации проектной и исследовательской деятельности, учащиеся проявляют высокий уровень самостоятельности, демонстрируя весь комплекс приобретенных знаний, полученных на уроках и путем самостоятельной работы.
Создана лекторская группа. Ребята готовят беседы, викторины участвуют в школьных и районных научно – исследовательских конференциях в рамках темы «Мы выбираем здоровье» для учащихся разного возраста, используя накопленный материал кабинета биологии (доклады, рефераты, презентации). Темы бесед и выступлений: «Сотовый телефон и безопасность здоровья», «Реклама-человек-здоровье», «Компьютерные технологии – «за» и «против», «Трансгенные организмы – враг или друг человечеству», «Школьный стресс»; «Лесные пожары»; «Сможет ли выжить человечество, если на Земле исчезнут пчелы?» и др.
Проходят выставки экологических газет, плакатов, рисунков, экологические недели.
Таким образом, работа по развитию проектной экологической культуры у учащихся (при её методически грамотной реализации) оказывает позитивное влияние на усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений и навыков (способов деятельности), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии.
Работая над проектом, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, которые в заметной степени облегчают дальнейшую адаптацию к обучению в ВУЗе.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.
Что научно-исследовательская работа дает детям? Работа с источниками информации позволяет не только отбирать нужное и главное, но и формировать специальные умения. Развивается мыслительная и познавательная деятельность, умения работать самостоятельно, в группах. В настоящее время удобным для иллюстрации материала служат компьютерные презентации, в которые можно включить фотографии, сделанные в природе, и наглядно показать процесс изменений.
Одним из важных факторов мотивации педагога являются счастливые глаза ученика, создавшего свое творение, показавшего его другим и получившего заслуженную оценку.
Экология как школьная дисциплина - чрезвычайно благодатная область для развития творческой личности. С другой стороны, изучение экологии без применения творческих идей вряд ли приведет к повышению уровня экологического образования. Какие бы теоретические знания по экологии не получил человек в школе, они не будут использоваться эффективно при отсутствии дивергентного подхода к решению экологических проблем.