СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование географических представлений на основе рисования на уроках географии (Дагданча Н.М.)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся обучаются технике рисования географических объектов, опираясь на межпредметные связи географии и изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Формирование географических представлений на основе рисования на уроках географии (Дагданча Н.М.)»

МБОУ Арылахская средняя общеобразовательная школа им. Т.М. Каженкина Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия)











Методическая разработка на тему:

Методика формирования географических представлений на основе рисования на уроках географии













Выполнила учитель географии МБОУ

Арылахской СОШ им. Т.М. Каженкина

Чурапчинского улуса

Дагданча Нина Михайловна



2016 г.



Оглавление

стр.



Введение................................................................................................................................................... 3

Глава I. Формирования географических представлений на основе рисования на уроках географии............................................................................................................................................ 4-10

1.2 Модель методики формирования представлений на основе рисования в курсе географии России…………………………………………………………………………………………...11



Глава II. Познавательный интерес и его развитие как способ формирование любви к предмету........................................................................................................................... ………... 12-13



Глава III. Интерактивные средства в обучении географии…………………………………………………………………………………….............. 13



3.1 Работа на интерактивной доске на уроках географии…………………………………………………………………………. ………. 14-15

Приложение №1,2,3,4,5……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 16-20

Примерные задания с использованием рисования на доске. Задания №1,2,3,4,5….. ……….. 21-26

Результаты………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. .. 26-30

Заключения…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 31



Использованная литература…………………………………………………………………………………………. … 32



Урок - это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В. Сухомлинский.

Введение

Географическая картина Мира, которая должна быть сформирована каждым выпускником средней школы, по мнению У.И. Мересте и С.Я. Ныммик, отражает представления человека о природе и обществе (В.П. Максаковский, 1998). Поскольку географическая картина мира является важнейшим компонентом географической культуры, то и слагающие ее географические представления также можно считать важной ее составляющей. По мнению В.П. Максаковского, географические представления относятся к другой части географической культуры – географическому языку. И в этом случае они также важны.

Географические представления – это чувственно-наглядные обобщенные образы предметов, явлений, объектов и процессов географической оболочки, которые в данный момент непосредственно не воздействуют на органы чувств познающего, но сохраняются и воспроизводятся им в сознании. Поскольку географические представления относятся к эмпирическим знаниям, которые отражают объекты и явления с внешней стороны, постольку их усвоение происходит с помощью органов чувств, прежде всего зрения. Представления формируются на основе восприятия, а сами они служат базой для формирования понятий. Представления характеризуются различными признаками и свойствами.

Государственный образовательный стандарт по географии в требованиях к умениям, которыми должен овладеть учащийся, на первое место ставит умение «выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явления» (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География. Сборник нормативных документов, 2002, с. 16-36). Если у учащихся сформированы географические представления, то они должны уметь выделять их существенные признаки. Поэтому учителю географии так важно правильно формировать географические представления об объектах и явлениях окружающей среды, отбирать адекватные методы и средства обучения. Успешность формирования представлений зависит от широкого использования трех факторов: 1-окружающей местности; 2-различных средств наглядности; 3-живого слова учителя. Среди методов и средств наглядности одним из важных является рисование на уроках географии (педагогический рисунок на доске), потому что служит и методом (рисование) и средством (рисунок) обучения.



Глава I. Формирования географических представлений на основе рисования на уроках географии

Авторы учебных пособий по методике обучения географии прежних лет: А.А. Половинкин (1950), С.Ф. Каргалова и др. (1959), Л.А. Богданова (1959) включали в их содержание темы или части тем, посвященные методике рисования на доске. В настоящее время в учебниках эти темы отсутствуют, возможно, по причине появления более современных средств наглядности, таких как видеофильмы, электронные учебники и т.д.

Таким образом, возникло педагогическое противоречие между важной ролью педагогического рисунка в процессе обучения географии и слабой методической разработанностью этой темы, отсутствием соответствующих разделов в учебниках по методике обучения географии.

Цель исследования: создание методики формирования географических представлений о природных объектах на основе рисования.

Актуальность исследования: географические представления – это часть географической культуры, поэтому методика их формирование является актуальной.

Объект исследования: процесс формирования представлений о природных объектах в курсе географии России с использованием графических приемов рисования.

Предмет исследования: процесс формирования представлений о природных объектах в курсе географии России с использованием графических приемов рисования.

Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о природных объектах на уроках географии будет более эффективным, если:

  • На основе учебников и методических пособий по географии проведена классификация имеющихся рисунков, выявлены их типы и виды;

  • Отобраны природные объекты, рисование которых способствует формированию представлений о них;

  • Использованы при рисовании природные материалы и видеоматериалы;

  • Учащиеся обучаются технике рисования географических объектов, опираясь на межпредметные связи географии и изобразительного искусства;

  • Разработана модель методики формирования географических представлений на основе рисования.

Для достижения целей сформулированы следующие задачи:

  • Анализ научной литературы по проблеме исследования;

  • Отбор природных объектов, представления о которых можно формировать на основе рисования;

  • Разработка модели формирования представлений на основе рисования в курсе географии;

  • Проведение педагогического эксперимента и выявление его результатов.

Апробация результатов исследования проводилась:

  • На базе Арылахской средней общеобразовательной школы Чурапчинского улуса: на методическом объединении учителей естественнонаучных дисциплин; на педагогическом совете школы по теме «Новые педагогические технологии»; на республиканских «Макаровских чтениях».

Структура работы: методическая разработка изложено на 32 страницах, состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

Актуальность исследования заключается в том, что в нашей стране, при наличии огромной территории, чрезвычайна, важна географическая грамотность населения, как одна из составляющих общей культуры. В связи с этим, одним из важнейших компонентов образования является географическое мышление. В основе географического мышления лежит система географических знаний и умений. Формирование географических понятий начинается с представлений, которые тесно связано географическими образами. Важным является и то обстоятельство, что в школьной географии, в условиях классно-урочной системы ученики не могут непосредственно наблюдать все изучаемые объекты и явления. Специфика географии состоит и в том, что многие объекты и явления обозначаются условными знаками и символами. Поэтому очевидна необходимость подключения дополнительного механизма, способствующего более глубокому усвоению знаний за счет формирования географических образов.

Географическое мышление тесно связано с формированием географических образов. С другой стороны, географические образы связаны с художественным, образным описанием, вызывающим устойчивый познавательный интерес, и тем самым способствуют более глубокому пониманию изучаемых объектов и явлений. Искусство географического описания, которому в прошлом предавалось большое значение, в настоящее время слабо используется. Налицо дисбаланс между реализацией дидактических принципов научности и доступности. Следует учесть также и то, что образное описание с использованием средств наглядности, художественной литературы, способствуют эстетическому воспитанию школьников. Создаваемый образ территории и, в первую очередь, большой и малой родины составляет основы патриотического воспитания.

Образ, формируемый на краеведческой основе, помогает не только лучше узнать изучаемый материал, но и объяснить мотивы проведения людей, способствующие воспитанию уважения к истории своего народа, труду своих предков. При таком подходе создается адекватный образ территории, наполненный глубоким личным восприятием. Использование рисования на уроках помогает осуществить на уроках географии более глубокое знакомство с влиянием человека на окружающую среду, привить навыки общения с природой, что будет способствовать формированию географической культуры.

В школьной методике обучения географии достаточно хорошо проработаны такие элементы содержания как знания и умения. В то же время, в методической литературе (А.В. Даринский, Л.М. Панчешникова, В.Дорн, В.А. Коринская, И.С. Матрусов и др.) недостаточно уделено внимания процессу формирования географических образов, что препятствует целостному восприятию окружающей действительности.

Проявление объективных законов развития природы и общества рассматривается в переделах конкретной территории (природные особенности России имеют четко выраженную региональную специфику). Уникальность каждого природного комплекса обуславливает формирование географического образа территории в курсе "География России".

Темы исследования определялся большой образовательной воспитательной значимостью географических образов для развития личности ученика; важностью формирования географического мышления у школьников; необходимостью повышения эффективности использования географических образов в средней школе; возможностями, формирования географических образов "География России" и неразработанностью содержания понятия "Образ территории"; отсутствием методических рекомендаций учителю по формированию географических образов; невысоким уровнем пространственного мышления школьников, затруднением у учащихся выделения существенных признаков понятий, что нашло подтверждение в ходе констатирующего эксперимента.

В то же время, результаты анализа психолого-педагогической и методической литературы позволили сделать вывод о том, что целостной системы формирования географического образа не существует. Не ясна пока и система приемов воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося. Все сказанное выше обуславливает исследования.

Еще в 60-ые годы прошлого века, в учебной и педагогической литературе высказывалась мысль, что в результате использования рисования на уроках у школьника должен возникать яркое представление. На современном этапе стало ясно, что такой подход непосредственно связано с географическим мышлением, пространственными представлениями и собственным мышлением человека, как психологическим процессом, и оказывает непосредственное влияние на процесс усвоения знаний.

Сложность процесса формирования географических образов возрастает при повышении уровня знаний учащихся об окружающем мире, т.е. когда происходит своеобразное нарушение равновесия между знаниями и уровнем мышления, которое можно устранить, используя систематическое применение приемов формирования географических образов.

Учащийся должен создать, если так можно выразиться, "Умственный образ" страны, т.е. мысленно представить себе конкретную и верную картину ее природы, и жизни. Такой образ никогда не изгладится из памяти" - писал А.С. Барков. Вопрос об образе места поднимался в работах П.П. Семенова-Тян-Шаньского, известного популяризатора географии Н.Н. Михайлова.

В ходе исследования применялись следующие которые позволили определить методологическую базу исследования, изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблемам истории развития географической науки и учебников, воображения, восприятия, преподавания географии, создание и использование художественных средств обучения, проводились педагогические наблюдения, опросы, анкетирование учителей, учащихся, применялся комплекс математической статистики и экспертных оценок.

Методологической основой исследования является теории познания и всестороннего развития личности, системный подход в обучении. исходными теоретическими положениями стали: теория личностного, деятельностного подхода к анализу и раскрытию методических проблем (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский), теория поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.А. Корман, И.С. Якиманская, Н.С. Менчинская. В.Н. Щенев, В.А. Коринская, Н.Ф. Талызина. В,Дорн) теория формирования понятий и представлений (А.В. Даринский, А.Е. Бибик, И.С. Матрусов, В.Н.Щенев, В.А. Коринская, В. Дорн и др).

Методы исследования: системно-структурный, исторический, сравнительный подходы, статистический, анкетирование, контрольные работы.

Этапы исследования:

Констатирующий этап: проводился в 2006/2007 учебном году на базе СОШ №17 г. Якутска и 2010/2011 Арылахской средней школы Чурапчинского улуса. В эксперименте участвовали 26 учащихся 7 класса СОШ № 17 г. Якутска и 38 школьников Арылахской СОШ. Проведены анкеты по изучению использования рисунков на уроках географии и контрольные работы для установления степени сформированности географических представлений.

Поисковый этап: проводился в 2011/2012 годах на базе Арылахской средне общеобразовательной школы Чурапчинского улуса. В эксперименте участвовали 36 учащихся. Проводилась экспериментальное обучение по разработанной методике.

Контролирующий этап: проводился 2012/2013 годах на базе Арылахской средней общеобразовательной школы Чурапчинского улуса. В эксперименте участвовали 32 учащихся. Проведены заключительные контрольные работы и анкеты.

Практическая значимость: проведенного исследования заключается в формулировке методических рекомендаций по применению педагогического рисунка в обучении географии.

Критерии формирования представлений

  • Полнота усвоения содержания;

  • Выявление существенных признаков в объекте;

  • Полнота установления связей;

  • Применение техники рисования (межпредметные связи);

  • Создания нового образа.

Методические условия формирования представлений на основе рисования.

  • Опора на природные материалы и видеосюжеты;

  • Обучение технике рисования при изображении природных объектов;

  • Проведение творческих практикумов в природе.

Результаты констатирующего эксперимента

  • Учащиеся любят рисовать, однако, умеют рисовать только 1/3;

  • На уроках географии учащиеся рисуют время от времени и хотят рисовать чаще;

  • Плохо умеют опознавать даже наиболее распространенные растения: ель, сосну, лиственницу, березу, осину;

  • При рисовании природных объектов не уделяют достаточного внимания существенным признакам объектов;

  • Некоторые учащиеся отмечали только один признак. Например, «у сосны шишка круглая, маленькая», «шишка лиственницы похожа на шишку ели».

Модель методики формирования представлений на основе рисования в курсе географии (на примере темы «Растительный и животный мир России».) Пожалуйста, взгляните на раздаточный материал.

Научно-методическая целесообразность.

  • При объяснении сложных абстрактных понятий;

  • Для вычленения существенных признаков и особенностей предметов и явлений;

  • Для замены недостающего пособия.



Условия эффективности применения педагогического рисования.

  • Научно-методическая целесообразность применения педагогического рисунка;

  • Относительная легкость и доступность педагогического рисунка для учащихся определенных возрастных категорий;

  • Овладение учителем и учащимися элементарными техническими приемами выполнения педагогического рисунка;

  • Систематическое применение на уроках педагогического рисования.

Педагогический рисунок – это изображение изучаемых объектов и вялений, возникающее в ходе урока на классной доске и в тетрадях.

Особенности формирования представлений (образов)

  • окружающая местность;

  • Различные средства наглядности;

  • Живое слово учителя.

Этапы формирования географического образа территории (по Г.А. Кононовой)

Представления по памяти (произвольной и непроизвольной)

Представления воображения

Образ (носитель понятия)

Географические образы - это совокупность ярких, характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо реальные пространства (территории, местности, регионы, страны, ландшафты и т.д). географические образы могут принимать различные формы в зависимости от целей и задач, условий их создания, наконец от самих создателей образов (по Д.Н. Замятину, 2003).

Первый этап методического исследования включал изучение философской, психолого-педагогической и методической литературе по проблеме, определения теоретических основ исследования выбран алгоритм для обработки констатирующего эксперимента; Проведен констатирующий эксперимент, обобщены полученные результаты; проведено анкетирование учителей и учащихся, выявлены затруднения в выделении учащимися существенных признаков понятий и явлений, связанные с эмоциональностью восприятия окружающей действительности, невысокий уровень развития пространственных представлений; определены методические условия формирования географических образов; выявлены условия для проведения экспериментальной работы.

Второй этап разработку приемов учебной работы по формированию географических образов, постановку обучающего эксперимента; определены уроки и экскурсии, в соответствии с содержанием курса "География России", на которых проверялась предложенная методика.

Третий этап проведение обучающего эксперимента по проверке эффективности методике формирования географических образов в курсе "География России"; сформулировано теоретические положения экспериментальной методики; определены показатели уровней усвоения знаний, их качественная и количественная обработка; анализ обобщение результатов обучающего эксперимента; внедрение рекомендаций в школьную практику оформление методической разработки;

Научная новизна заключается в том, что на основе теоретически обоснованного понятия образ территории выявлена возможность его целенаправленного использования в процессе обучения географии; разработаны этапы формирования географического представления (применение ассоциативного мышления, вызывающего из памяти образ, связанный с конкретным понятием); выделение существенных и несущественных признаков соответствующего понятия и установление пространственных соотношений адекватного образа территории. Достижение цели исследования - повышение эффективности географической подготовки учащихся при условии системного формирования географических образов в процессе изучения курса "География России" позволяет сделать вывод о влиянии эмоционального фактора школьников на формирование адекватного географического образа.

Теоретическая значимость заключается в том, что на основе психолого-педагогического, системного анализа теоретически обосновываются сущность понятия образ территории и его значение для процесса обучения в курсе география России" с целью повышения качества знаний учащихся.

Практическая значимость исследования разработанности и экспериментальной проверке (в практике обучения) методики формирования географических представлений. методические рекомендации направлены на эффективное формирование образов территории могут быть использованы при разработке учебных пособий, методических разработок по географическим курсам, при планировании и проектировании процесса обучения школьного курса географии.

Научная достоверность и обоснованность разнообразием методов адекватных целям и задачам исследования; многосторонним и тщательным анализом эмпирических данных практики обучения в школе, достаточной представленностью выборки исследуемых материалов эксперименте участвовало 38 учащихся; аргументированностью выводов и внедрением результатов практику обучения в школе.

1.2 Модель методики формирования представлений на основе рисования в курсе географии России.

I.Цели и задачи

Формирование у учащихся географических представлений о природных объектах на основе рисования для прочного усвоения учебного материала

Целевой блок

II.

Темы: Растительность России


Природные объекты: древесная растительность: хвойные и лиственные породы


Представления образы природных объектов: Тайга европейская и тайга Сибирская


Существенные признаки объектов: Ель в тайге европейской и лиственница в тайге Сибирской

Содержательный блок


Методы и средства учебно-позновательной деятельности

Процессуально-деятельностный блок

Рисование


Рисунок












Метод




Средство







Наглядный


Изображение природных объектов

Изображение природных объектов условными знаками





Этап урока: усвоение нового материала





Критерии усвоения:

1.Полнота усвоения содержания;

2.Выявление существенных признаков в объекте;

3.Полнота установления связей;

4.Применение техники рисования (межпредметные связи);

5.Создание нового образа.

Критериально-оценочный блок



Глава II. Познавательный интерес и его развитие как способ формирование любви к предмету

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведением, хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальности.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

Таким образом, можно сказать, что развитее познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие умеющего у него развития не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.

Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Система работы учителя о активации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей учащегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению.

Поэтому, целью моей работы является:

  • Показать, что интерес учащегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем – венец учебной работы школы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений этой цели.

Главные задачи, отсюда вытекающие:

- показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;

- рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которое можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

Глава III. Интерактивные средства в обучении географии

Сейчас метод рисования на доске перемещен на интерактивной доске. Этот вид работы наиболее эффективен и широко применяется мною при проведении уроков. В своей практике метод рисования на интерактивной доске использую с 3 четверти 2013 года.

Интерактивные технологии на сегодняшний день используются во многих сферах жизни общества. Мультимедиа проекторы, интерактивные доски и панели, системы видеоконференцсвязи, системы голосования облегчают решение большинства проблем, которые существовали ранее. расстояния и пространство теперь не так важны в учебе и работе. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Актуальность применения мультимедиа-технологий в учебном процессе обусловлена тем, что на современном этапе общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет.

Компьютерные технологии на сегодняшний день стали неотъемлемой частью жизни многих учащихся, которые зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник.

Интерактивная доска - это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал живо и увлекательно, позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно, при этом интерактивная доска способствует упрощению объяснения схем и помогает разобраться в сложной проблеме.

3.1 Работа на интерактивной доске на уроках географии.

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. файлы или страницы можно подготовить заранее и "привязать" их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. на интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять области и добавлять цвета. к тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыки, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам зададут занятию бодрый темп, но не надо тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экватора к клавиатуры.

Интерактивная доска реализует различные способы восприятия материала: визуальные, слуховые или кинетические. первой реакцией наших учащихся на интерактивную доску был ярко выраженный энтузиазм и интерес. Изменения элементов экрана при прикосновениях рук выглядели очень эффективно. детям нравилось "передвигать" пальцем предметы и слова. материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы-наглядность электронных интерактивных досок позволяет сосредоточить и удерживать внимание учащихся. даже одного увиденного детьми изображения достаточно, чтобы начались дискуссия. особенно это ценно для работы с непоседливыми учениками.

Функции рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию. возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов

достоинство применения интерактивных карт в процессе обучения:

* концентрация внимания учащихся на основных моментах учебного материала;

* сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео звуковой информации делает лекцию интересной, наглядной и убедительной за счет использования современных мультимедийных технологий;

* использование интерактивной карты во время внеучебной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания;

* позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и.т.д;

* позволяет одновременно использовать различные способы представления: числа, текста, изображения;

* приближать участки земной поверхности для более детального рассмотрения;

* снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;

* делать рисунки и наносить надписи при помощи обыкновенной клавиатуры и прямо на интерактивной доске.

Рассмотрим несколько наиболее часто проводимых работ с интерактивными картами (из моей практики):

- Например, при изучении гидросферы снимаются все слои. Учащиеся вначале знакомятся с внутренними водами, направлениями течений рек, озерами и.т.д. затем добавляется слой "Рельеф", после чего учащимся легко выявить взаимосвязи рельефа и направления течения рек, размещения ледников. При проверке изученного материала "снимаются" все названия рек и озер, учащиеся самостоятельно подписывают названия гидрографических объектов на интерактивной доске.

Функции рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты. возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных к проверке знания номенклатуры). позволяет ставить перед учениками задания на классификации или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).

Таким образом, использование интерактивной доски значительно помогает повысить эффективность обучения, так как предоставляет огромные возможности использования наглядной подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации, творческого подхода к проведению уроков географии. Есть возможность использовать доску для того чтобы сделать представление идей увлекательными и динамичными. очень хочется отметить такой положительный факт, что у учителей появилась возможность на каждом занятии представлять картографические материалы, что не всегда возможно было сделать за отсутствием тематических карт.









Приложение №1.



Темы и разделы

Географи

ческие представ

ления формирующиеся с использо

ванием рисунка

Задание с использованием графических рисунков

Цели рисования географических объектов к преподаванию

Учащиеся должны знать и уметь

Почвы и почвенные ресурсы

Иметь представления формирующиеся с использованием рисунка

На профиле зональных почв дорисуйте соответствующие растительности.







1.Уметь правильно рисовать схему различных растений;

2.уметь различать разнообразие почв, по внешнему виду и цвету;

3.определять соответствующие растительности зональных почв.

Знать: Основные типы почв, их размещение по территории страны.

Уметь: Читать почвенную карту и карту растительности.



Приложение №2

Темы и разделы

Географи

ческие представ

ления формирующиеся с использо

ванием рисунка

Задание с использованием графических рисунков

Цели рисования географических объектов к преподаванию

Учащиеся должны знать и уметь

Географическое положение России.

Общее представление по построению графлинии.

Постройте графлинию России.






1.Уметь правильно начертить графлинию.

2.Помочь учащимся в оценке политико-географического положения отдельных государств.


Знать: Географическое положение России.

Уметь: 1.Пользоваться картами и показать все государства, с которыми граничит Россия;

2.Правильно и умело начертить графлинию.



Приложение №3

Темы и разделы

Географи

ческие представ

ления формирующиеся с использо

ванием рисунка

Задание с использованием графических рисунков

Цели рисования географических объектов к преподаванию

Учащиеся должны знать и уметь

Растительный и животный Мир России. Биологические ресурсы.

Иметь представление о незнакомой древесной растительности по контуру листьев.

Определите типичных представителей растительного Мира России по листьям и укажите характерную флору для каждой зоны.





1.Уметь правильно раскрасить листья древесины;


Знать: Распространение растительного Мира на территории страны.

Уметь: Различать типичных представителей растительного Мира России.



Приложение №4

Темы и разделы

Географи

ческие представ

ления формирующиеся с использо

ванием рисунка

Задание с использованием графических рисунков

Цели рисования географических объектов к преподаванию

Учащиеся должны знать и уметь

Русская (Восточно-Европейская равнина).

Общее представление о геологическом прошлом Земли.

Нарисовать схематический разрез части Восточно-Европейской равнины и составить легенду





1.Уметь правильно нарисовать схематический разрез, используя линии для начертания.

Знать: Зависимость рельефа Восточно-Европейской равнины от тектонического строения и действия внешних процессов.

Уметь: Установить зависимость между рельефом, тектоническим строением по схематическим разрезам.



Приложение №5

Темы и разделы

Географи

ческие представ

ления формирующиеся с использо

ванием рисунка

Задание с использованием графических рисунков

Цели рисования географических объектов к преподаванию

Учащиеся должны знать и уметь

Повторение на тему: «Природные регионы России»

Иметь общее представление по контурам природных регионов России.

Выяснить по контурам природные регионы России и найти недостатки каждого контура. Раскрасить соответствующим цветом и составить легенду.



1.Уметь выяснить каждый контур по регионам России и правильно раскрасить цветными карандашами;


Знать: знать основные черты главных природных регионов России.

Уметь: Технику выполнения рисунка карандашом.

Работа над проблемой формирование познавательного интереса к географическому материалу и активации мыслительной деятельности школьников, побудила меня к поиску активных методов и приемов обучения географии.

При формировании общих географических понятий необходимо использовать зарисовки изучаемых объектов. В процессе изложения материала рисунки на доске и подписи к ним выполняет учитель, а учащиеся зарисовывают их в тетради. При закреплении и повторении материала необходимо добиваться того, чтобы учащиеся могли самостоятельно рисовать на доске, делать подрисуночные подписи и объяснять их учителю. Примерные задания на уроках географии, на примере в 8 классе по физическому географии России.

Задание №1. По схеме «питание рек» ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Какие типы рек России можно выделить по их питанию?

  2. Обозначьте на контурной карте реки: а) равнинные; б) горные; в) надолго замерзающие; г) с весенним половодьем; д) с летним половодьем; е)полноводные реки на круглый год.









Задание №2. По графическим рисункам ответьте на следующие вопросы:

  1. В чем отличие циклона от антициклона?

  2. Каково направление ветра?

  3. Какую погоду приносит циклон?

  4. Чем объясняется изменение погоды?









Задание №3. Используя рисунок «Коэффициент увлажнения» ответьте на следующие вопросы:

1. Почему коэффициент увлажнения в горных районах России высокий?

  1. Какая существует связь между коэффициентом увлажнения и размещением почвенных зон, густотой речной и озерной сети?

Задание №4. Используя рисунки «Русло реки в кристаллических породах» и «Русло реки в осадочных породах» ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему реки протекающие в кристаллических породах, имеют узкие долины?

  2. Почему реки, протекающие в осадочных породах, имеют широкие долины?











Задание №5. Дайте географическую характеристику по схеме «особенности тундры» отвечая на вопросы:

  1. Какие компоненты природы взаимосвязаны в природной зоне?

  2. Какой из них является ведущим?

  3. В тундре много воды, но растения имеют приспособления к борьбе с засухой. Чем это объясняется?

  4. Почему в тундре леса встречаются по берегам рек?

  5. Какие приспособления к жизни имеют растения тундры?







Результаты:

  • Так, описывая сосну, школьники отметили 5-7 существенных отличий от других хвойных пород. Например, изменения цвета от темного внизу, до более светлого вверху, округлые шишки, длинные (4,5 см) и жесткие иголки, собранные в пучки. Лиственница, в отличие от сосны, имеет мягкую хвою, в пучке которой множество иголок, цвет хвои ярко-зеленый, длина до 2-х см. хвоя сбрасывается на зиму и т.д.

  • Полнота усвоения также повысилась на 28,5 %. Описывая и рисуя природный комплекс зимой и летом, учащиеся стали лучше выявлять причинно-следственные связи. Учащиеся, наученные в ходе эксперимента, технике рисования, уже не затрудняются в изображении природных объектов, в частности деревьев и насекомых. Новые образы, новые представления.

  • Анкетирование учащихся после обучения показало, что учащимся нравится рисовать на уроках географии, они хотели бы рисовать на этих и других уроках. Оценивая свой уровень мастерства в рисовании, большинство школьников уже отмечают, что умеют рисовать.

Также был проведен полевой творческий практикум по изучению лесного участка на берегу озера. Задания были предложены те же, что и в констатирующем эксперименте. Оказалось, что представления учащихся о хвойных и лиственных породах тайги стали значительно богаче.

Ниже покажем на примерах выполнения четырех заданий полевого творческого практикума как формировались представления о природных объектах.

Задание 1. Определение видов хвойных деревьев по существенным признакам (в %). В таблице 1 приведены результаты выполнения задания учащимися двух школ – городской (контрольный класс) и сельской (экспериментальный класс). Как видим учащиеся Арылахской средней школы выделяют признаки сосны, ели и лиственницы значительно лучше.

Таблица 1. Сравнение ответов учащихся по выделению существенных признаков хвойных деревьев.

Признак

Доля правильных ответов


СОШ №17 г. Якутска

Арылахская СОШ

1.По размеру ствола

31

68

2.По длине хвои

31

74,6

3.По размерам шишек

19

82,1

4.По признакам коры

12

71,1

5.По сезонным признакам

88

100



Рис 1. Выделение существенных признаков хвойных деревьев.

Задание 2. Выявления существенных признаков лиственных деревьев (в %). В таблице 2 приведены результаты выполнения задания.

Таблица 2. Сравнение ответов учащихся по выделению существенных признаков лиственных деревьев.

Признак

Доля правильных ответов


СОШ №17 г. Якутска

Арылахская СОШ

1.По форму листьев

27

64

2.По условию произрастания

4

78,2

3.По цвете коры

7

81,4

4.По сезонным различиям

7

72,2



Задание 3. Изображение местности в летнее и зимнее время (в %). В таблице 3 приведены результаты выполнения задания.

Таблица 3. Существенные признаки местности по сезонам года.

Существенные признаки объектов

Доля правильных ответов


СОШ №17 г. Якутска

Арылахская СОШ

1.Летнее представление

34,6

75,5

2.Зимнее представления

30,7

65,1

3.Растительный покров летом

34,6

78,3

4.Растительный покров зимой

15,3

86

5.Животные летом

19,2

71,9

6.Насекомые по размерам

23

68

7.Внешний вид насекомых

26,9

79,6

8.Цвет насекомых

30,7

83,3



Рис 3. Выделение существенных признаков местности по сезонам года.

Задание 4. Составление плана местности (в %). В таблице 4 приведены результаты выполнения задания.

Таблица 3. Существенные признаки плана местности.

Существенные признаки объектов

Доля правильных ответов


СОШ №17 г. Якутска

Арылахская СОШ

1.Масштаб

3,6

7,1

2.Лес

3,4

78,2

3.Луг

19,2

88

4.Дорога

26,9

77,8

5.Кустарник

34,6

68,3

6.Речка

50

76,1



Рис 4. Выделение существенных признаков плана местности

Заключения

Формирование географических понятий начинается с представлений, которые тесно связано географическими образами. Важным является и то обстоятельство, что в школьной географии, в условиях классно-урочной системы ученики не могут непосредственно наблюдать все изучаемые объекты и явления. Специфика географии состоит и в том, что многие объекты и явления обозначаются условными знаками и символами. Поэтому очевидна необходимость подключения дополнительного механизма, способствующего более глубокому усвоению знаний за счет формирования географических образов.

Работа над проблемой формирование познавательного интереса к географическому материалу и активации мыслительной деятельности школьников, побудила меня к поиску активных методов и приемов обучения географии.

При формировании общих географических понятий необходимо использовать зарисовки изучаемых объектов. В процессе изложения материала рисунки на доске и подписи к ним выполняет учитель, а учащиеся зарисовывают их в тетради. При закреплении и повторении материала необходимо добиваться того, чтобы учащиеся могли самостоятельно рисовать на доске, делать подрисуночные подписи и объяснять их учителю. Примерные задания на уроках географии, на примере в 8 классе по физическому географии России.

Научная новизна заключается в том, что на основе теоретически обоснованного понятия образ территории выявлена возможность его целенаправленного использования в процессе обучения географии; разработаны этапы формирования географического представления (применение ассоциативного мышления, вызывающего из памяти образ, связанный с конкретным понятием); выделение существенных и несущественных признаков соответствующего понятия и установление пространственных соотношений адекватного образа территории. Достижение цели исследования - повышение эффективности географической подготовки учащихся при условии системного формирования географических образов в процессе изучения курса "География России" позволяет сделать вывод о влиянии эмоционального фактора школьников на формирование адекватного географического образа.

Настоящее время метод рисования на доске перемещен на интерактивной доске. Этот вид работы наиболее эффективен и широко применяется мною при проведении уроков. В своей практике метод рисования на интерактивной доске использую с 3 четверти 2013 года.



Использованная литература:

  1. Андриянов А.П. Прием моделирования на уроках геоэкологии// География в школе. 2003. - №3. С 69-71.

  2. Арманд А.Д. Информационные модели природных комплексов. –М.: Наука, 1975. – 126с.

  3. Арманд А.Д. Модели и информация для физической географии. М: Знание, 1971. – 30с.

  4. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж,С, Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата, «Мектел», 1980с.

  5. Барабоха П.А. Методика применения системы проблемно-графических сигналов в преподавании географии: Дж. Канд. Пед. Наук: 13.00.02 РГПУ им. А.И. Герцена СПб, 1998. – 176с.

  6. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс; учеб. Для общеоб. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа 1997, 188с.

  7. Барышева Ю.Г. Использование средств обучения в преподавании географии. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1984. 156с.

  8. Барышева Ю.Г., Вестицкий М.Б. самодельные учебно-наглядные пособия по географии. М.: Академия педагогических наук СССР, 1985. – 115с.

  9. Берлянт А.М. Образ пространства карта и информация. – М.: 1986. – 240с.

  10. Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. моделирование// БСЭ. 3-е изд. – М.: 1974. – Т.16. – с.393 – 395.

  11. Ботвинников А.Д., Ломов Б.В. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков у школьников М.: Мысль, 1979. – 135с.

  12. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – 144с.

  13. Гамезо М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности. Автореферат дис. Д-ра психолог, наук. М, 1977. -38с.

  14. Галишникова Е.М. использование интерактивной доски в процессе обучения// Учитель – 2007. №4. – 8-10с.

  15. Герасимова Т.П., Коавлевская М.К., Панчешникова М.М. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. М.: Педагогика, 1982, 96с.

  16. Дорн В., Ян В. Формирование представлений и понятий при обучении географии. – М.: Педагогика, 1970. – 230с.

  17. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М., 1972, - 145с.

  18. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления// Вопрос психологии. 1965. - №6 – 39-44с.

  19. Учебное электронное издание. Авторы материала: Дронов В.П., Савельева Л.Е., Таможняя Е.А.

  20. Учебный диск "Экономическая и социальная география мира" 10 класс. Москва, Министерство образования Российской Федерации Гу РЦ ЭМТО Республиканский мультимедиа центр, 2003 год.



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!