СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационно- коммуникативной компетентности для обеспечения социализации школьника"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема самообразования на 2015 - 2016 уч. год, раскрывает сущность ИКТ - компетентности учащегося средней школы и методы, позволяющие эффективно решать задачу формирования информационно - коммуникативной компетентности на уроках информатики.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационно- коммуникативной компетентности для обеспечения социализации школьника"»

«Формирование

информационно – коммуникативной компетентности для обеспечения

социализации школьника»


Сегодня с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта предполагается приобретение учащимися ИКТ-компетентности, закрепление полученных технических навыков и развитие их при изучении всех предметов.

Изменения, происходящие в современном мире, приводят к изменениям в понимании целей и результативности обучения, к разработке нового содержания, технологий и методов его реализации. В условиях увеличения количества информации, развитие информационно-коммуникационных технологий, расширение доступности информационных сетей, передача знаний перестает быть основной целью учебного процесса. Необходимо создать условия для овладения учащимся комплексом компетенций, позволяющих ему активно действовать в современном многофакторном, постоянно изменяющемся мире. Ключевым фактором формирования успешной социализации личности является информационно-коммуникативная компетенция учащегося.

Комплексное владение информационной и коммуникативной компетентностями позволяет выпускнику школы соответствовать требованиям, включающим готовность и способность к пожизненному обучению, владение умениями сбора, переработки и хранения больших массивов информации, использования ее для осуществления эффективной письменной и устной коммуникации, а значит, успешно решать возникающие жизненные проблемы. Поэтому можно говорить о формировании информационно-коммуникативной компетентности как интегративного качества личности, выраженного в способности учащегося к освоению информации в целях эффективной коммуникации, решения учебно-познавательных и иных личностных проблем и задач.

В составе информационно-коммуникативной компетентности можно выделить три компонента: личностный, управленческий, деятельностный.

Личностный компонент включает готовность к проявлению компетентности, положительное отношение к ее содержанию и объектам приложения. Этот компонент требует развития мотивационной сферы учащихся.

Управленческий компонент базируется на умениях, обеспечивающих планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной деятельности учащимися.

Деятельностный компонент отражает процессы нахождения, отбора, переработки информации в ходе интеллектуальной деятельности, а также последующие ее сохранение и/или передачу. Он включает анализ поступающей информации, сопоставление объектов, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, классификацию, моделирование, разработку вариантов использования информации и прогнозирование их последствий, т.е. операции, с помощью которых информация обрабатывается и структурируется. Данный компонент предполагает также приобретение опыта проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, сконцентрированного в практических умениях, обеспечивающих получение необходимой информации из различных источников, ее оптимизацию, структурирование и графическое представление, использование для решения учебных задач.

Таким образом, информационно-коммуникативную компетентность можно рассматривать как интегративное качество личности, необходимое для овладения способами работы с информацией. Ее формирование происходит в процессе решения учащимся задач по освоению учебной информации и базируется на развитии его интеллектуальных способностей.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности возможно и в традиционной учебно-познавательной деятельности. Организация продуктивной учебно-познавательной деятельности позволяет создать условия, повышающие эффективность этого процесса.

В последнее время в отечественной педагогике широко используется метод проектов. Любой учитель сегодня может поделиться разнообразием сферы применения данной образовательной технологии. Я с успехом применяю метод проектов на уроках, связанных с изучением информационно-коммуникационных технологий. Ведь любое действие легко осваивается только после того, как попробовал сделать его сам. И радость от самостоятельно полученного продукта – ни с чем не сравнима.

В моей педагогической практике использование метода проектов направлено на формирование успешной социализации личности. Под социализацией личности понимается процесс активного нахождения человеком своего места в жизни. Сущность социализации можно определить как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны – это процесс активного включения в социальную среду. То есть через свою активность ребенок приспосабливается к определенным занятиям, получает навыки, участвует в обмене опытом.

Практикоориентированная направленность и проектно-технологический характер современного образования приводят к тому, что взаимосвязь между формой и содержанием материализованных образовательных продуктов учебно-познавательной деятельности и личностными изменениями, происходящими в процессе и результате получения этих продуктов, стала предметом значительного количества педагогических исследований. Так, широко используемый в настоящее время в образовательном процессе метод проектов (проектная технология) предполагает способ достижения дидактической цели через разработку определенной проблемы, который завершается реальным осязаемым результатом, в том числе, и в виде конкретного продукта деятельности, обладающего объективной или субъективной новизной. И, хотя проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности школьника, она позволяет внести существенное дополнение в понимание функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Не рутинное усвоение знаний ради знаний, не освоение умений ради умений, а практическая реализация их в конкретном зримом продукте, полученном в процессе поисковой, мыслительной деятельности.

Каждый школьник, взаимодействуя с образовательной средой, имеет возможность получить, открыть, сконструировать собственное знание о конкретных образовательных объектах, которое проявляется в созданном образовательном продукте. Сопоставляя свой продукт с результатами, полученными одноклассниками,  вычленяя сходства и отличия, переопределяя цели и дорабатывая собственный результат, учащийся приобретает опыт, трансформируемый им в личностные знания, усвоенные и отрефлексированные способы деятельности, понимание ее смысла и другие личностные новообразования.

Значимым условием достижения продуктивности учебно-познавательной деятельности является рефлексия учащихся. Основу рефлексивной деятельности составляет сравнение полученных учащимися образовательных продуктов, выявление и осознание основных компонентов деятельности по их созданию (типа, способа, проблем и путей их решения). Это способствует не только пониманию школьником схемы организации собственной деятельности, но и осмыслению ее результатов, т.е. собственных образовательных приращений. Самосознание личного опыта, знаний, ценностных отношений стимулирует развитие личностных образовательных смыслов учащегося, которые во многом определяют мировоззрение и жизненные позиции учащегося.

Таким образом, создание индивидуальных образовательных продуктов обеспечивает формирование и развитие личностных качеств учащихся, востребованных в этой деятельности. С другой стороны, рефлексия полученных продуктов, а также процесса создания стимулирует развитие мотивации учащихся. В итоге при организации продуктивной учебно-познавательной деятельности индивидуальные образовательные продукты становятся средством для выявления и развития индивидуальных способностей учащихся.

Организация продуктивной учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся, предполагает создание условий для решения учащимися следующих задач:

  • получение необходимой информации, овладение умениями ее представления в различных видах;

  • выполнение операций, направленных на освоение информации на описательном, объяснительном, прогностическом уровнях;

  • осмысление информации в процессе коммуникации;

  • оценка продуктивности собственных действий.

Перечисленные задачи взаимосвязаны между собой.

Решение первой из поставленных задач — получение необходимой информации, овладение умениями ее представления в различных видах связано с реализацией таких важных для достижения результата действий, как постановка цели и задач деятельности, определение ключевых положений (терминов, событий, фактов), построение структуры продукта, определение оптимального вида представления отдельных блоков информации (схемы, модели, рисунки, описания и др.).

Основу данной деятельности составляет карта учебной темы, представляемая учащимся в виде шаблона, состоящего из блоков. Содержание блоков карты раскрывается в процессе создания учащимися индивидуальных образовательных продуктов. Для этого в ходе коллективного обсуждения определяются: цель и задачи создания конкретного продукта, возможные источники информации, возможная структура продукта, возможные способы представления результата (схема, таблица, график, модель, описание, рисунок и др.) и их преимущества. Каждый учащийся получает возможность создать собственный образовательный продукт, используя по своему усмотрению необходимое количество источников и самостоятельно определяя удобный вид представления информации. В процессе демонстрации полученных продуктов и обоснования их формы и содержания, сравнения собственных продуктов с продуктами, полученными другими учащимися, происходит самооценка школьниками результатов собственной деятельности, интеграция знаний и опыта всех участников информационного взаимодействия.

К методам, позволяющим эффективно решать данную задачу, относятся, прежде всего, методы самостоятельной работы с источниками информации. Методы реализуются через совокупность приемов, обеспечивающих выявление ключевых, оптимизацию информации, представление текстовой, вербальной информации в любом другом виде — таблицы, графика, символа, модели, схемы, рисунка и др.

Вторая задача осуществления продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся – выполнение операций, направленных на освоение информации на описательном, объяснительном, прогностическом познавательных уровнях, предполагает выделение существенных связей в изучаемом материале, основанное на развитии мышления, прежде всего логического.

Учитель организует мыслительную деятельность учащихся, а также формирование и развитие умений переносить приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Средством для решения рассматриваемой задачи являются учебные задания, а методами реализации продуктивной учебно-познавательной деятельности — методы самостоятельной работы с учебными заданиями. На этом этапе учащиеся создают такие индивидуальные образовательные продукты, как алгоритмы решения задач и выполнения заданий, самостоятельно составленные задачи и задания, памятки. Перечисленные виды индивидуальных образовательных продуктов дополняют задания, направленные на формирование предметных умений, развивая способность учащихся эффективно перерабатывать, представлять и сохранять учебную информацию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!