СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной компетентности школьников с использованием краеведческого материала.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современных условиях, принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение различных учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит достижению информационной компетентности учащихся. Таким материалом может стать материал краеведческого характера.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной компетентности школьников с использованием краеведческого материала.»

Формирование информационной компетентности школьников с использованием краеведческого материала.


( из опыта работы учителя географии и краеведения МКОУ СОШ п. Рудничный

Уродовой Т. В,)

Не мудрствуй лукаво,

а давай как можно больше

разнообразных примеров.

Л.В. Щерба

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». Одной из важнейших задач современной системы среднего образования является подготовка школьников к жизни в информационном обществе. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

На мой взгляд, основная задача учителя не только научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, но и развить у него интерес к учению, творчеству. Ведь интерес - это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересы по содержанию задания, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке и в жизни, развивают их индивидуальные особенности. Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Ведь по данным исследований, в памяти человека остается: 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет мне реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся. Данная технология способствует:

  • Активизации познавательной деятельности учащихся.

  • Развитию вариативности мышления, логики.

  • Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

  • использование диагностических и контролирующих материалов;

  • повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках.

  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  • формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современных условиях, принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение различных учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит достижению информационной компетентности учащихся. Таким материалом может стать материал краеведческого характера.

Программное учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение родного края и накопление краеведческого материала, которое проходит во время учебных экскурсий, наблюдений и практических работ местности; использование этого материала в преподавании географии.

Обе задачи программного краеведения тесно связаны, прежде всего тем, что создаются условия, обеспечивающие преподавание на конкретном жизненном материале. В использовании местного краеведческого материала при изучении различных тем школьного курса и заключается суть краеведческого принципа в преподавании предметов. Значение краеведческого принципа в преподавании географии состоит в том, что при изучении своей местности у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий, недоступных для непосредственного наблюдения. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: “От известного к неизвестному, от близкого к далекому ”.

Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Изучая свой край, учащиеся видят природную среду, жизнь людей, наблюдают процессы развития и взаимосвязи компонентов природы, результаты хозяйственной деятельности человека, что подтверждают многие научные выводы и положения, составляющие основу географии. Введение элементов краеведения в школьные программы требует применения активных форм и методов преподавания: экскурсий, наблюдений, упражнений на географической площадке, создания краеведческого уголка или музея, сбора коллекций

Только тот учитель сможет увязать программные темы с краеведческим материалом, который имеет такой материал. А имеет его тот, кто изучает свой край, кто ведёт краеведческую работу. Педагогу и его ученикам необходимо исследовать свой край, накапливать краеведческий материал и хранить его, как достояние школы. Краеведческий материал он может черпать: 1) из литературных, картографических и архивных источников, 2) в результате исследования своей местности путём: а) записи устных рассказов, опроса населения, б) регулярных географических наблюдений, в) экскурсий, сбора коллекций и пр., г) обработки материалов метеорологических станций, местных планов, краеведческих музеев и пр.

Однако возможности успешной реализации краеведческого принципа в обучении, например, физической географии в значительной мере ограничиваются состоянием его картографического обеспечения. Это порой лишает учителя и учеников важных источников знаний о своем крае и не позволяет с требуемой глубиной и детальностью реализовать предусмотренный учебной программой краеведческий подход при изучении многих вопросов школьных курсов физической географии. Кроме того, вследствие сложившегося положения и собственно краеведческие знания учеников оказываются оторванными от карты, т.е. не соблюдается одно из важнейших методических требований "опоры на карту". Неудовлетворительное состояние картографического обеспечения изучения своего края не позволяет последовательно реализовать краеведческий подход при изучении и самой географической карты, формировании умений и навыков работы с ней. Недостаток краеведческих картографических СО стремлюсь восполнить за счет их самостоятельного изготовления либо вовлечением в учебный процесс краеведческих карт иного целевого назначения. Это, прежде всего, справочные административная и общегеографическая карты области. Пользуюсь в работе туристскими схемами, атласами, в том числе на фото космической основе. А также использую в работе творческие мультимедийные работы своих учеников

Одной из эффективных форм краеведческой работы является экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности.

Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью.

Формой выявления результатов экскурсии также может быть

  • Выпуск бюллетеня, брошюры, стенгазеты с зарисовками, фотографиями

  • Описание исторического источника (документа, архивного материала, изучение документа)

  • Составление синхронистических таблиц.

  • Выявление общего и особенного в изучаемых событиях и явлениях

  • Составление съемки местности

  • Описание ПК

  • Подготовка сообщений докладов, рефератов, исследовательских работ, проектов, презентаций, изготовление наглядных пособий.

При изучении темы «Атмосфера» широко использую краеведческий материал. Понятие о климате и климатообразующих факторах формируется на основе знаний о погоде своей местности, её сезонных изменениях, получаемых в результате систематических наблюдений за погодой и высотой Солнца над горизонтом. На уроке использую краеведческие данные наблюдений за погодой, которые ведут учащиеся в течение года: графики хода температуры, диаграммы облачности и осадков, розы ветров. Заслушиваются описание погоды за день, месяц, сезон, сравниваются с погодой этого же периода в прошлом году. Предлагаю учащимся выполнить задания:

охарактеризовать изменения температуры и давления в нашей местности за последние 1-2 месяца, построить розу ветров по данным наблюдениям за один из месяцев.

описать явления погоды во время экскурсии. Поработать с климатической картой области. Климатические пояса и зоны показаны на одной карте, температуры июля и января – на другой, есть ещё карта распределения атмосферных осадков и ветров. Собрать сведения этих объектов воедино – задача сложная даже для профессионального климатолога. Поэтому в учебниках и атласах появились климатограммы, которые дают наиболее полную характеристику климата. Поданным своих наблюдений за погодой и сведений справочной литературы учимся строить собственные климатограммы. Часто результаты своей работы сравниваем с результатами профессионалов, работая с сайтами Интернета.

Практикую уроки, на которых учащиеся представляют свои проекты в форме презентаций, слайд-шоу, видео-роликов, выполненных в различных программах.

Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При этом, с помощью учителя в ходе подготовки презентации ученик перерабатывает огромное количество материала, преобразуя имеющуюся информацию в совершенно новый продукт.

Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу).

Кроме того, что данный вид учебной деятельности формирует общеучебные умения и навыки, он позволяет развивать у ученика логическое мышление. Однообразные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Часто такую работу предлагается выполнять группам, поэтому учащиеся учатся работать вместе, организовывать совместную деятельность, распределять время, учебные задания, наконец, постигают азы культуры общения в совместной работе.

Итак, при создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации

Интерактивные технологии значительно расширяют возможности предъявления и усвоения информации за счет реализации принципа мультимодальности

У ребенка задействованы различные каналы восприятия и переработки информации – аудиальный, визуальный, кинестетический. А мультимедийные средства объединяют в единое целое информацию разной природы – текст, звук, графику, фотографии, видео. Это создает мультисенсорную среду, которая более глубоко и разносторонне воздействует на человека. Кроме того, интерактивные технологии позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью интерактивных технологий их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты, делать акценты, анализировать, прогнозировать развитие событий и проверять свои гипотезы.

Эссе как жанр сочинения активно вторгается в жизнь ученика. Эссе предлагается как самостоятельная письменная работа, не только в таких предметах, как литература и русский язык, но и история, география, физика, иностранные языки... Тема школьного эссе по предмету, я думаю, должна быть предложена преподавателем. Писать эссе чрезвычайно полезно, т.к. это развивает навыки самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей, учит четко и грамотно формулировать мысли, помогает овладеть научным стилем речи. В этом учебном году я впервые пробовала написать с шестиклассниками эссе. Поскольку это эссе их первый опыт работы, я даю им инструкцию, которая поможет им структурировать работу.

Инструкция

I. Обоснование выбора темы для описания (тип речи - рассуждение)

Аспекты:

познавательный (я хочу познать новое; я хочу обогатить знания; я знаю, что это интересный географический объект, но я о нем мало знаю);

личный опыт (я был на…., читал о ней, видел по телевизору передачу…).

II. Основная часть эссе - аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала, в основной части раскрывается главная мысль, которую желательно подкрепить точными фактами, яркими описаниями

Описание объекта по плану:

Примечание: Не нужно ставить цифры и отвечать на пункты плана, изложение должно быть логическим, но каждый пункт плана может быть выделен новым абзацем. Каждый абзац – предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой. Так достигается целостность работы. Не надо забывать о том, что эссе присуще эмоциональность и художественность изложения.

III. Заключение

В заключении необходимо выделить главную мысль эссе. Надо найти самую эффективную фразу, мысль, цитату – такую, которой можно было бы .... закончить работу.

Использую также художественные произведения и публицистику вятских писателей для иллюстрации изучаемых природных объектов и явлений. Которые способствуют:

РАЗВИТИЮ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Объясняя в ходе урока понятия предлагаю учащимся отрывки из стихотворений вятских поэтов, либо прошу их подобрать материал из художественной литературы, где описываются явления природы.

Тема: «Климат и климатические ресурсы области», 8 класс.

Объясняя в ходе урока понятия об антициклонах и циклонах, предлагаю учащимся отрывки из стихотворений. В каком из них говорится об антициклоне (циклоне)? Объясните, по каким признакам можно определить, что речь идет об антициклоне или циклоне.

Ненастный день на праздник не похож,

к тому ж вода-шалунья с неба льется.

Ненастный день. Распутице - свобода!

А в слободе – дневная полутьма.

И, кажется, что это время года

не разгадать: ни осень, ни зима...

А. Вепрев


Дождь метался меж домами,

налетая на людей,

Синеватыми губами

пил пространства площадей.

Добротой траву калеча,

забывая все пути,

он смывал по стеклам вечер

и желал одно: пройти! А. Жигалкин


«Зимой холод всюду. В любой из дней можно сколько угодно гулять по улицам, и в любом месте города и даже нашей большой области будет холодно. Голуби, разносящие туберозу, греются на железных люках, но разве это тепло? Холод вырабатывает все, что есть вокруг…» М. Ботева

АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Тема: «Воды Кировской области» 6 класс

С целью обобщения материала, в конце урока учащимся выдаются листочки с напечатанным стихотворением реке и задания к нему.

Наталья Седова-Шмелёва

Вятка в мае. Пора половодья.

Гонят воды весеннюю муть.

Затопило луга и угодья

И прибрежную рощу по грудь.


Узловатые пальцы деревьев

Плотно сжаты порой в кулаки.

Поднимаясь над мокрой деревней,

Лес стоит часовым у реки.


Воды вырвались будто из плена,

Островка не оставив нигде.

Ждёт отлива село, по колено

Утопая в холодной воде.


Неохотно, почти полусонно

Снег сползает с оврагов и круч.

И мигает с лукавинкой солнце

Под набрякшими веками туч.

Вопросы к стихотворению:

Опираясь на знания о зависимости рек от климатических условий, объясните значение строк, составьте свои вопросы по теме

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

За несколько дней до урока, учащимся предлагается самостоятельное творческое задание: «Подберите описания в произведениях вятских писателей». На уроке, после знакомства с новым материалом, учащиеся в описаниях находят признаки, по которым можно узнать явление или объект, объясняют, чем он обусловлен. ( Например, П. Маракулин рассказы «Лось поскользнулся», «Лоси на озими»)

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Обобщая факторы формирования процесса или явления предлагаю два отрывка из произведений и задание: определить, что общее есть в приведенных описаниях, по каким признакам можно узнать изучаемый материал.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, я знакомлю учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения учитываю все местные ценные природные объекты, исторические памятники, очаги культуры и отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Школьники с интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме,прививается интерес к предмету. Эти самостоятельно добытые знания учеников очень хорошо можно увидеть во время внеклассных мероприятий экологического характера.

География- это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкий спектр вопросов эколого-краеведческого характера, осуществляя межпредметные связи, поэтому обладает громадным развивающим потенциалом.

Каждый учитель мечтает воспитать такого ученика, который превосходил бы его по знаниям. Ученик – это модель Земли, где ядро – его способности, которые определяются самой природой, а «внешняя оболочка» - те качества личности, которые учитель развивает в нем на основе всё тех же способностей. Это тот самый «человек большого роста», которого призван вырастить мой школьный предмет на благо стране и миру.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!