Государственное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
«Читинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа»
Недокушева Г.А., учитель русского языка и чтения.
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и чтения учащихся с ОВЗ.
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»
Бернард Шоу
Каков идеальный тип человека современности и ближайшего будущего? Наверняка это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.
Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества.
Судьба ребёнка, особенно такого, который имеет проблемы в развитии, во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта, как усвоит, и какую роль в этом сыграет учитель, готовя своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного общества.
Важная роль в этом принадлежит урокам русского языка и чтения. Большинству учащихся с нарушением интеллекта усвоение учебного материала дается с большим трудом, так как грамматические понятия и орфографические правила, в силу своей абстрактности, отвлечённости не вызывают у них интереса. Учебный материал усваивается ими на недостаточном уровне, и часто ученики не могут отсрочено применить полученные знания в практической деятельности.
Использование на уроках различных форм, методов и приемов работы позволяет на практике доказать учащимся, что в современном цивилизованном обществе письменная и устная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может. Письменная и устная речь используется и в государственной деятельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и в культуре, и, наконец, в личной жизни человека.
Поэтому в общем образовании стал более правомерен вопрос о формировании ключевых компетенций, то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку.
Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:
Как формировать данные компетенции на уроках русского языка и чтения?
Представим некоторые из них.
Ценностно-смысловая компетенция - это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности применяются следующие приемы:
перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками оценивается самый интересный, при этом стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме;
использует тестовые конструкции, содержащие задания с пропущенными определениями, вопросами, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными;
вовлечение учащихся в тематические викторины, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
Общекультурная компетенция
Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, русского народа, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационная компетенция - при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Коммуникативная компетенция - это создание различных текстов (минисочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке.
Социально-трудовые компетенции - означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения
Компетенции личного самосовершенствования
С целью формирования данной компетенции учителем применяется такой вид деятельности на уроках, как выполнение заданий с «лишними данными» (четвертый - лишний).
С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.
Формируются ключевые компетентности на уроках русского языка и чтения, если:
Обучение носит деятельностный характер.
Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).
Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.
Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО).
Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, круглые столы).
Отсюда вытекают цели школьного образования :
· научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
· научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
· научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
· научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
· научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
· научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
· научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования
Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций? Можно выделить следующие действия:
Изучать:
уметь извлекать пользу из опыта;
организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
организовывать собственные приёмы обучения;
уметь решать проблемы;
самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
Думать:
организовывать связи прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому или иному явлению;
умение противостоять трудностям;
занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой;
уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
уметь работать и сотрудничать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
уметь договариваться;
уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
включаться в проект;
нести ответственность за порученное дело;
войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;
доказать солидарность с коллективом;
уметь организовать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
доказать гибкость к изменениям;
стойкость перед трудностями.
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов можно применять задания следующих видов:
Комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки)- оцените свои знания по теме, используя данный тест;
Литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности): знание заголовков изученных произведений, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях
Тесты по изученному произведению, теме, разделу- добавьте в каждую колонку свои примеры; для участия в школьной олимпиаде по русскому языку или чтению составьте 5 вопросов по теме…
Тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного
Диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной деятельности- составьте объявление по плану: 1). Заголовок объявления; 2). фото;3) порода собаки и внешние признаки; 4) окрас; 5)размер; 6)кличка; 7) контактные данные;8)информация о вознаграждении; 9)отрывные полосы с контактной информацией;
и т.д.
Независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
1. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
2. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
3. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
4. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
5. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
6. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
7. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
8. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
9. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
10. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
11. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
12. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
13. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то, условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.