СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал для семинара Формирование жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка для детей с ОВЗ»

Государственное специальное

(коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

«Читинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа»

Недокушева Г.А., учитель русского языка и чтения.

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и чтения учащихся с ОВЗ.

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»

Бернард Шоу

Каков идеальный тип человека современности и ближайшего будущего? Наверняка это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.

Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества.

Судьба ребёнка, особенно такого, который имеет проблемы в развитии, во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта, как усвоит, и какую роль в этом сыграет учитель, готовя своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного общества.

Важная роль в этом принадлежит урокам русского языка и чтения. Большинству учащихся с нарушением интеллекта усвоение учебного материала дается с большим трудом, так как грамматические понятия и орфографические правила, в силу своей абстрактности, отвлечённости не вызывают у них интереса. Учебный материал усваивается ими на недостаточном уровне, и часто ученики не могут отсрочено применить полученные знания в практической деятельности.

Использование на уроках различных форм, методов и приемов работы позволяет на практике доказать учащимся, что в современном цивилизованном обществе письменная и устная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может. Письменная и устная речь используется и в государственной деятельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и в культуре, и, наконец, в личной жизни человека.

Поэтому в общем образовании стал более правомерен вопрос о формировании ключевых компетенций, то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку.

Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:

  • Ценностно-смысловые

  • Общекультурные

  • Учебно-познавательные

  • Информационные

  • Коммуникативные

  • Социально-трудовые

  • Компетенции личностного самосовершенствования

Как формировать данные компетенции на уроках русского языка и чтения?
Представим некоторые из них.

Ценностно-смысловая компетенция - это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности применяются следующие приемы:

  • перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками  оценивается самый интересный, при этом стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме;

  • использует тестовые конструкции, содержащие задания с пропущенными определениями, вопросами, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными;

  • вовлечение учащихся в тематические викторины, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

Общекультурная компетенция
Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, русского народа, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Информационная компетенция - при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативная компетенция - это создание различных текстов (минисочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке.

Социально-трудовые компетенции - означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения

Компетенции личного самосовершенствования
С целью формирования данной компетенции учителем применяется такой вид деятельности на уроках, как выполнение заданий с «лишними данными» (четвертый - лишний).

С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.

Формируются ключевые компетентности на уроках русского языка и чтения, если:

  • Обучение носит деятельностный характер.

  • Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).

  • Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.

  • Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО).

  • Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, круглые столы).

Отсюда вытекают цели школьного образования :

  • ·         научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

  • ·         научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;

  • ·         научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;

  • ·         научить ориентироваться в мире духовных ценностей;

  • ·         научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;

  • ·         научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;

  • ·         научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования

Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций? Можно выделить следующие действия:

Изучать:

  • уметь извлекать пользу из опыта;

  • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

  • организовывать собственные приёмы обучения;

  • уметь решать проблемы;

  • самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

  • запрашивать различные базы данных;

  • опрашивать окружение;

  • получать информацию;

  • уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

  • организовывать связи прошлых и настоящих событий;

  • критически относиться к тому или иному явлению;

  • умение противостоять трудностям;

  • занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;

  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой;

  • уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

  • уметь работать и сотрудничать в группе;

  • принимать решения;

  • улаживать разногласия и конфликты;

  • уметь договариваться;

  • уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

  • включаться в проект;

  • нести ответственность за порученное дело;

  • войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;

  • доказать солидарность с коллективом;

  • уметь организовать свою работу;

  • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

  • доказать гибкость к изменениям;

  • стойкость перед трудностями.

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов можно применять задания следующих видов:

  • Комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки)- оцените свои знания по теме, используя данный тест;

  • Литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности): знание заголовков изученных произведений, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях

  • Тесты по изученному произведению, теме, разделу- добавьте в каждую колонку свои примеры; для участия в школьной олимпиаде по русскому языку или чтению составьте 5 вопросов по теме…

  • Тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного

  • Диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной деятельности- составьте объявление по плану: 1). Заголовок объявления; 2). фото;3) порода собаки и внешние признаки; 4) окрас; 5)размер; 6)кличка; 7) контактные данные;8)информация о вознаграждении; 9)отрывные полосы с контактной информацией;

и т.д.

Независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

1.      На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

2.      Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

3.      Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

4.      Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

5.      Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

6.      Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

7.      Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.

8.      Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

9.      В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

10.  Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

11.  Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

12.  Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

13.  Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

14.  Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то,  условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

     


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!