СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной культуры учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной культуры учащихся»

Учителя-предметники заметили, что проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.

Общение с учащимися показывает, что они хотели бы, чтобы школа уделяла гораздо больше внимания развитию их умения общаться в рамках урочных занятий. Самой приоритетной формой работы на уроке учащиеся считают групповую форму работы. Именно в групповой форме работы развивается сотрудничество, умение работать в команде, социальная ответственность, которые являются основой для формирования коммуникативной компетенции ученика. Я в своей работе поставила перед собой задачу формирования коммуникативных умений учащихся и на уроках работаю над их развитием.

Мной были успешно опробованы и внедрены в практику упражнения, направленные на развитие коммуникативной культуры учащихся.

Я использую следующие формы учебной коммуникации:

  1. Монологические формы:

-выступать с готовой заранее речью;

-выступать с неподготовленной речью;

-рассказывать;

-пересказывать;

-спрашивать и задавать вопросы;

-сообщать;

-докладывать;

-отвечать на вопросы;

-аргументировать;

-ассоциировать;

-критиковать;

-доказывать и опровергать;

-защищать и доказывать свое мнение.

II. Диалогические формы:

- учебная беседа учителя и ученика;

-учебная беседа в парах;

-учебная беседа в группах;

-дискуссия;

-ответы на вопросы;

-ролевая игра;

-театрализация;

-блиц-турнир;

-учебный ринг;

-защита проекта.

Развитие коммуникативной культуры учащихся предполагает понимание целей обучения речевому общению. Речевая компетентность ученика формируется:

-через обучение содержанию предмета;

-через развитие прикладных исследовательских умений;

-через развитие социально-коммуникативных умений;

-через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Развитие школьной коммуникации может иметь следующие этапы.

1 этап

На 1 этапе учащиеся отрабатывают в себе следующие умения:

-готовность учащихся участвовать в урочном общении;

-отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;

-задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;

-комментировать вопросы и ответы;

-делать сообщения;

-рассказывать логично и последовательно.

2 этап

На 2 этапе учащиеся приобретают следующие умения:

-простота и четкость речевого высказывания;

-отработка умения делать свое высказывание понятным каждому человеку;

-умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;

-умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;

-умение вступать в контакт c собеседником;

-умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

3 этап

На 3 этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:

-умение вести беседу в паре, группе;

-умение поддерживать беседу;

-умение вести диалог, дебаты;

-умение построить дискуссию и вести ее;

-умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

На разных этапах работы с учебным материалом я использую разнообразные упражнения ,направленные на формирование навыков общения.

Большие возможности для отработки навыков общения дают так называемые деловые игры, где обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в игре – это не просто общение, воспроизводящее знания, но общение, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий
деловой игры является основным документом для ее проведения. Сценарий готовится согласно следующей структуре:

- определение содержания игры;

-определение каждого этапа и последовательности проведения игры;

-определение общей цели игры и цели каждого этапа игры;
-подготовка инструкции каждому игроку и эксперту;
-определение ролей в игре;

-определение времени и места игры;

-проведение вводного инструктажа;

- обсуждение порядка использования технических средств в игре;

- обсуждение предполагаемых результатов игры.

Предлагая провести в классе имитационную игру, я всегда учитываю то, насколько сама хорошо подготовлена к проведению различного рода деловых игр. Однако, нужно помнить, что в процессе проведения
игры часто могут происходить сбои, связанные с социально-
психологическим аспектом проблемы. Готовя такую игру необходимо учитывать возраст учащихся и их готовность участвовать в игровой ситуации. Иногда, в ходе игры может возникнуть конфликтная ситуация, которая в рамках игровых ролей затрагивает взаимоотношения учащихся вне игры.

Таким образом, однажды участие ученика в игре может привести

к появлению у него обидных прозвищ и насмешек.

Поэтому я заранее готовлю учащихся к участию в игре, отрабатываю правила участия в игре, стараюсь верно распределить роли в игре, тем самым предупреждаю возникновение конфликтной ситуации.

В деловой игре нельзя играть в то, о чем учащиеся не имеют представления. Компетентное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т. п.). Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении учащихся.

Большую помощь при проведении уроков, помогая сделать урок увлекательным, ярким, развивающим, оказывает применение компьютерных технологий. Особенно сложно переоценить роль использования ИКТ на уроках мокшанского языка, где целесообразное их применение дает возможность предоставить в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, звукозапись, видеозапись, картины, рукописи и др.), найти информацию на электронных носителях.

Однако, я против использования ИКТ на протяжении всего урока без включения бесед между учителем и учащимися, которые создают особую атмосферу на уроке, вызывают личностное отношение детей к изучаемому материалу.

Урок развивающий, на котором главным «работником» является ученик, учебная деятельность которого направлена на образование и формирование своей личности, методы, используемые на уроке, способствуют превращению учащихся в субъект действий по получению знаний. Учащиеся выполняют посильные для них роли, а это, в свою очередь, приносит эмоциональное удовлетворение:

-свободная беседа;

-выбор способа взаимодействия;

-ученик в роли учителя;

-обсуждение в парах;

-рефлексия;

-самооценка, взаимооценка;

-общение.

Подведение итогов таких уроков и его анализ показывают, что у учащихся на таких уроках формируется интерес к занятиям, радость от активности, интерес к изучаемому материалу, коммуникативная культура.

Работа по формированию коммуникативной культуры учащихся дает положительные результаты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!