СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных компетенций на уроках технологии через нетрадиционные формы обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных компетенций на уроках технологии через нетрадиционные формы обучения

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках технологии через нетрадиционные формы обучения.»

ЦПО Самарской области











Итоговая работа

по курсам повышения квалификации

в рамках именного образовательного чека «Культура речи»

Формирование коммуникативных компетенций на уроках технологии через нетрадиционные формы обучения.

03.03.2014 - 07.03.2014











Выполнила:

Салеева Светлана Георгиевна

учитель технологии

ГБОУ СОШ с.Рысайкино

м.р.Похвистневский







2014 г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………3

Интеграция образовательных областей…………………......................3

Компоненты коммуникативной компетенции………………………..5

Сущность понятия «культура речи»……………………………………6

Активные методы обучения на уроках технологии…………………6

Основная часть. Формы организации совместной деятельности…..8

Заключение……………………………………………………………..12


































Актуальность. В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся. Особенно актуальной считаю проблему формирования речевой культуры учащихся, владения ими ключевыми коммуникативными компетенциями на уроках технологии. Ведь правильная и богатая речь – это не только показатель культурного уровня человека, но и индикатор его умственного развития. Владение коммуникативными компетенциями делает возможным реализацию собственных талантов и способностей, саморазвитие и самосовершенствование личности.

Цель: Формирование коммуникативных компетенций на уроках технологии через нетрадиционные формы обучения

Задачи:

- определение наиболее эффективных приемов, методов и технологий развития у обучающихся коммуникативной компетенции;

- повышение интереса к предмету технология, развитие мотивацию учебной деятельности;

- повышение результативности обучения;

- включение обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;

- активизирование творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.


Интеграция образовательных областей


Универсальные учебные действия при изучении предмета «Технология».

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


Личностные УУД:

- действие смыслообразования (интерес, мотивация);

- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

Коммуникативные УУД в образовательной области «Технология»:

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;


- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;


- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;


- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;


- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;


- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.


Компоненты коммуникативной компетенции.

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность»,«обученность»,«воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

При разработке коммуникативной компетенции (системы требований) можно включать такие компоненты как:

- владение той или иной лексикой,

- развитость устной речи (в том числе четкость, правильность),

- развитость письменной речи,

- умение соблюдать этику и этикет общения,

- владение коммуникативными тактиками,

- владение коммуникативными стратегиями,

- знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться,

- умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации),

- способность гасить конфликты,

- ассертивность (уверенность),

- владение навыками активного слушания,

- владение ораторским искусством,

- актерские способности,

- умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи,

- эмпатия,

- умение проникнуться интересами другого человека.


Сущность понятия «культура речи»

Что такое культура речи? Культура речи – это умение правильно говорить и писать и употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.


Активные методы обучения на уроках технологии

1. Работа с устными и письменными текстами на уроке.

Традиционные формы проведения занятий, на которых учитель устно излагается учебный материал: лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала.

2. Учебные задания, работающие на решение поставленных задач: задания исследовательского характера, задания по поиску новых технологий.

3. Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии: организационно - деятельностные игры, деловые игры, познавательно-дидактические игры,

3. Образовательные технологии педагогические методы, используемые на уроках технологии:

- неигровые методы (имитационные упражнения),

- проектные методы обучения,

- имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения,

- интегрированные уроки,

- интегрированные проекты,

-систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий.

На своих уроках организую фронтальную, коллективную и индивидуальную формы учебной работы.

Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и формируют коммуникативные компетенции.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество и речь.


Нетрадиционные уроки условно можно разделить на группы:

1. Урок- игра (викторины, брейн- ринг, умники и умницы, соревнования)

2. Урок- ролевая игра (урок-суд, урок- театр, урок- пресс-конференция, урок-концерт и др.)

Особенность данных уроков в том, что каждый ученик примеряет на себе какую-то роль: судьи, режиссера, журналиста, артиста, какого-нибудь литературного героя…Они требуют от школьников хорошей подготовки и знания материала, текста.

3. Урок- мастерская

Этапы «Мастерских»:

1 этап – «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого ученика. Предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации.

2 этап – работа с материалом, погружение в него.

3 этап – «социализация» - каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других.

4 этап – «разрыв» - новое видение предмета, неожиданность.

5 этап – «Творчество» - написание текста, сочинения.

6 этап – «рефлексия» - самоанализ.

4. Урок- проект

Этапы проектной деятельности :

1 этап. Обсуждение с учителем предложенную для изучения информацию.

2 этап. Выявление проблемы, выдвижение гипотезы, установление цели.

3 этап. Учащиеся предлагают идеи, высказывают предположения.

4 этап. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет.

5 этап. Выполнение проекта.

6 этап. Анализ информации.

7этап. Вывод. Защита и обсуждение проекта.


Основная часть. Формы организации совместной деятельности


Тема урока :

Путешествие с принцессой Канди

.

Цель урока: Формировать представление о способе заваривания чая.


Задачи урока:

- образовательные – познакомить учащихся с различными сортами чая, способах его заваривания, алгоритмом приготовления чайного напитка; способах безопасной работы с горячей посудой и жидкостью, электронагревательными приборами.


- развивающие –развивать устную и письменную речь, способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.


- воспитательные – воспитывать нравственные качества личности, такие как гостеприимство, трудолюбие, прививать уважение к национальной культуре; воспитывать самостоятельность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, книги, энциклопедии, журналы, инструкционные карты, краски, клей ПВА , бумага, сухая заварка , кипяток, лимон, бокалы, картинки с различными растениями, карточки задания, мини-энциклопедия о чае.

Методы обучения: беседа, демонстрация, практическая работа, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и др.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: Урок –игра.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Дежурные докладывают об отсутствующих, готовности учащихся к уроку.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Актуализация знаний учащихся

- Прошу всех девочек выйти к доске и образовать круг, по кругу пускаю

« черный ящик» ( непрозрачную баночку) с неким сыпучим продуктом внутри; прошу по звуку определить, что находится в банке; девочки определяют (если затрудняются, помогаю наводящими подсказками); в результате сыпучий продукт определен (это чай); после этого начинаем заполнять таблицу на доске ( к доске выходит каждый)

Что мы знаем о ….

Что хотели бы узнать?

Где можно узнать ?










В класс входит девушка-старшеклассница в образе индианки ( на ней сари, на лбу меж глаз нарисована точка, на ногах открытая обувь).

Принцесса .

-Здравствуйте! Кажется, я пришла сюда не зря! Давайте знакомиться. Я принцесса Канди. Я вижу, что у вас много вопросов о чае и кто, если не я, сможет вам на них ответить. Древняя восточная мудрость гласит: “Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, не дозволяет поселиться лености, облегчает и освежает тело”. А вы знаете, как появился чай?( сообщение ученицы)

1. Легенда о рождении чайного куста.

Чай один из древних напитков, употребляемых человеком. В старинной китайской легенде так рассказывается о рождении чайного растения.

Жил некогда в Китае мудрый монах Даррама. Однажды увидел он во сне бога Будду и, потрясённый этим, дал обет молиться, не смыкая глаз дни и ночи. Как-то раз Даррама не выдержал, веки его незаметно сомкнулись, и он крепко уснул. Проснулся монах в ужасе – он нарушил обет, данный самому богу. И Даррама отрезал свои веки и бросил их на землю. А весной на том месте, куда упали веки мудреца, вырос зелёный куст, листья которого обладали чудесным свойством – они прогоняли сон.( сообщение ученицы)

2. Как зародился обычай пить чай. Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Слагались и другие легенды о рождении чая, и каждая из них подтверждает, что родина чая – Китай.

Принцесса.

- Совершенно верно. Чай – это листья вечно зелёного чайного куста, подвергнутые специальной обработке. Молодой листочек по-китайски называется “тщайей”. Отсюда и произошло название “чай”. Определение “байховый” тоже от китайского “бай-хоа”, что в переводе означает “белая ресничка”. И действительно, одна сторона чайного листа покрыта тоненькими серебристыми волосками, похожие на белые реснички.

Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину не только удалось похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой почти детективной истории, европейцы смогли разводить чай в своих колониях.

В Россию чай был впервые завезен в 1638 году для царя Михаила Фёдоровича. Чай был подарком монгольского хана Кучкуна. Поначалу чай не очень понравился, потом же его распробовали и были поражены благотворным влиянием на организм. Чай стал популярен как лечебный напиток. До середины XIX века чай мог позволить себе не каждый. Во время капитализма чай считался напитком буржуев, чайком баловались русские купцы. К концу XIX века чай могли себе позволить крестьяне и пролетариат. Чай в Россию доставлялся сухопутно через Сибирь, доставка чая занимала много времени. Чай тщательно упаковывали, его качество было высоко, но и цена была доступна не всем.

Только в России существует традиция заваривать чай крепче, чем его пьют (это называется заварка), а затем разбавлять кипятком.

Принцесса.

- Я предлагаю вам совершить познавательное путешествие по 6 станциям, которое поможет вам ответить на ряд вопросов связанных с чаем. Мы будем не просто путешествовать. На каждой станции вам необходимо будет выполнить определенное задание. И одно очень важное условие на посещение станции вам отводится всего 10 -15 минут. Если вы выполнили свое задание раньше, то можете перейти на любую другую станцию и оказать помощь в выполнении задания

( станции располагаются по периметру класса, они красочно подписаны)

  1. «Информационная» ( на этой станции находятся книги, энциклопедии, журналы).

задание : найти интересные сведения о чае.

  1. «Художественная» ( на этой станции находятся краски, клей ПВА , бумага, сухая заварка от спитого чая )

задание: нарисовать что-либо, используя сухую заварку. ( имеется инструкционная карта)

  1. «Исследовательская» ( на этой станции имеются разные цвета чая, кипяток, лимон, бокалы)

задание: исследовать, как ведут себя цвета заваренного чая при соединении с лимонным соком.

  1. «Ботаническая» ( на этой станции имеются картинки с различными растениями)

задание: определить, какие из имеющихся растений используют для приготовления ароматизированных или лечебных чаев.

  1. «Поэтическая» ( на этой станции заготовлены карточки с поэтическими строчками)

задание : нужно закончить рифму например: Уроки сделал, выпил чаю ……………………, Я друзей своих встречая ………………….. и т.д)

  1. «Словесная» : на станции находится лист с набором слов например: чайник, встречай, отчаянный, чайка,

задание: определить какой частью слова является –чай, -чая

Через 10 минут каждая из учащихся демонстрирует выполнение задания на своей станции.

Принцесса задает вопросы.

- Какая из станций позволила вам узнать что-то абсолютно новое о чае?

- Для кого выполнение задания оказалось затруднительным?

- С какими школьными предметами взаимосвязаны задания на станциях?

- Какую станцию можно назвать творческой?

- Как вы считаете, можно ли было организовать станцию «Музыкальную»? И какое задание можно было бы выполнить на ней?

- Какие пословицы или поговорки о чае вы знаете? (Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?

Выпей чайку - позабудешь тоску. За чаем скучаем - по три чашки выпиваем. С чая лиха не бывает.

Пей чай, не вдавайся в печаль. Чай пить –не дрова рубить. )

(Принцесса благодарит всех за путешествие и ответы и дарит в подарок пачку чая «Принцесса Канди».)

Принцесса.

- Кстати, а вы знаете, как правильно заваривать чай? ( девочки отвечают)

Принцесса предлагает им выполнить задание ( она раздает всем карточки –инструкции «Заваривание чая», в которых перепутана последовательность, девочки должны поставить цифры по порядку выполнения операций. (Эти карточки после уточнения правильности ответов остаются у учащихся.)



Как заваривать чай?

Наименование операции


п/п

Залить кипяток


Всыпать заварку


Настоять заваренный чай 4-6 минут


Размешать ложкой пену


Ополоснуть заварник кипятком


Покрыть заварник ( крышку и носик) салфеткой


Приятного чаепития!

http://volshebnaya-eda.ru/kulinarnyj-klass/kak-prigotovit/kak-pravilno-zavarivat-chaj-instruktazh/


Принцесса.

-Большое спасибо вам за работу. Вы отлично справились. Я бы вам могла еще многое рассказать о чае, но время урока истекло. Но могу дать вам один совет, если у вас есть Интернет, то интересную информацию о чае вы можете получить, посетив сайт, адрес которого указан у вас в карточке-задании.

5..Подведение итогов занятия. Что нового узнали? Чему научились?

6. Задание на дом: подготовиться к практической работе «Бутерброды. Горячие напитки.»







Заключение

Культура речи - это, прежде всего, её реальные признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о её коммуникативном совершенстве:

- точность речи ("Кто ясно мыслит, ясно излагает");

- логичность, владение логикой рассуждений;

- чистота, т.е. отсутствие чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности элементов;

- выразительность - особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя;

- богатство - разнообразие речи, отсутствие одних и тех же знаков и цепочек знаков;

- уместность речи - такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам выступлениям.

Таким образом, правильность речи, богатство индивидуального словаря повышает эффективность общения, усиливает действенность устного слова.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Овладение основами речевой культуры для каждого человека - не только необходимость, но и обязанность. Общаясь культурно, люди делают правильный выбор в направлении достижения коммуникативных задач.























Библиография

Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1986.

Гойхман О.Я., Надеждина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник. – М., 1997

http://infourok.ru/material.html?mid=17561Полубедова Ирина Сергеевна. Дата обращения 04.03 2014г

http://novo-school56.ucoz.ru/publ/sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_na_urokakh_tekhnologii/1-1-0-53. Брагина Татьяна Викторовна. Дата обращения 04.03 2014г

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2330/Itemid,0/ . Плечко Татьяна Васильевна. Дата обращения 05.03 2014г

http://www.zavuch.info/methodlib/240/?pg=17. Нина Черепанова. Дата обращения 05.03 2014г

http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/155735/Гренки. Дата обращения 05.03 2014г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!