«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий с ОВЗ во внеурочное время»
Комиссарова В.Н.
воспитатель 5 г класса
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся: . инициативное сотрудничество; .планирование учебного сотрудничества; .взаимодействие; .управление коммуникацией.
Инициативное сотрудничество
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- строить понятные для партнера высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.
Управление коммуникацией
-определять общую цель и пути ее достижения;
-осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение – неотъемлемая часть любого занятия , поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса .
Для формирования коммуникативных действий и создания эмоционально благоприятной ситуации на занятиях я использую игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения. « Рассказ от первого лица» – рассказать, опираясь на электронную наглядность, от лица Лисы о том, как ее выгоняли из избушки герои сказки. – Представлять повествование от имени предмета, например Колобка, презентация «Как хлеб к нам на стол пришел». «Изменение сказочной развязки» – придумать другое окончание сказки, рассказа. В сказке «Колобок» все дети мечтают о том, чтобы Колобок смог уйти от Лисы. «Комплименты» – сказать комплимент сказочному, литературному герою. Мои ребятишки осыпали комплиментами Петушка из сказки «Заюшкина избушка», Енота из рассказа «Енот», Деда Мороза, гномика Трудягу, Зайку и других.
Рассказ от первого лица
Расскажи сказку от имени автора
Работа в парах и группах постоянно присутствует на наших занятиях. Она помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных.
Правила диалога
– любое мнение ценно;
– ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
– хочешь говорить – подними руку;
– дай возможность другому высказывать свое мнение, а себе – понять его;
– обращение начинается с имени;
– критика должна быть тактичной;
– используя компьютер, не злоупотребляй количеством текста и цвета;
– отсутствие результата – тоже результат;
– голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Коммуникативные навыки я развиваю и средствами ИКТ. В классе у меня накоплен и систематизирован электронный учебный материал по каждому занятию. Работа одного ученика за компьютером, работа по цепочке, в парах развивают коммуникативные навыки.
Для развития всех видов УУД огромное значение имеет учебно-методический комплект. Технология деятельностного подхода, разработанная в УМК «Перспективная начальная школа», предполагает развитие этих УУД, в том числе и коммуникативных универсальных учебных действий.
Результат коллективной работы «Чудо - снежинки»
Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Мои ребятишки очень любят минутки релаксации, во время которых они восстанавливают своё психоэмоциональное состояние. Они так раскрепощены и счастливы в эти минутки!
Внеклассное занятие «Учимся общаться» На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
За время, проведенное в школе, мои ребятишки уже многому научились. Конечно, не все еще у нас получается. Многому предстоит научиться. Мы продолжаем работать в этом плане и очень надеемся, что добьемся положительных результатов.
Спасибо за внимание!