Формирование краеведческой компетенции младших школьников
на примере использования национально-регионального компонента
на уроках в начальной школе.
Автор доклада: Боброва Лариса Александровна,
Баранова Елена Валерьевна
учителя начальных классов,
МБОУ «Емцовская ОСШ», п. Емца
Современные концепции начального общего образования исходят из приоритета целей воспитания и развития младшего школьника. Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае «через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру…»[1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2010 г.) относительно личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представлены следующие требования:
1. «…формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;…
4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств»[2].
В связи с этим одним из приоритетных направлений современного образования в России является воспитание подрастающего поколения на основе изучения культуры, истории, традиций родного края.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами повышают эффективность урока, данный материал несет большой объём знаний по различной тематике: история, география, животный и растительный мир, литература, искусство, фольклор.
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
В начальной школе изучение национальных традиций можно организовать как региональный компонент предметов. Одним из конкретных способов решения может стать введение в уроки игровых и речевых моментов с применением краеведческого материала. Благодаря введению национально-регионального компонента будут решены следующие задачи:
формирование личности ученика - умелого хранителя, пользователя традиций родного края;
гарантирование права на получение каждым обучающимся обязательного минимума знаний и умений;
расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;
повышение статуса образования, как фактора социально-экономического развития.
Национально-региональный компонент через интегрирование тем, организационные формы урочных и внеурочных занятий, через содержание неформального образования должен быть включен в учебно-воспитательный процесс учебных заведений.
Мы бы хотели поделиться тем, как используем национально-региональный компонент на уроках и во внеурочное время.
Так, например, на уроках математики можно использовать задачи с элементами национальной культуры.
В 1584 году в устье Северной Двины был основан первый морской порт России – Новые Холмогоры, позже получивший название Архангельский город. Определи, в каком веке был основан город Архангельск; сколько сейчас лет городу?
В Красную книгу России из Пинежского заповедника занесено 5 видов растений, а в Красную книгу Архангельской области – 60 видов. Во сколько раз больше видов попало в Красную книгу Архангельской области, чем в Красную книгу России?
В дикой природе продолжительность жизни медведей составляет более 25 лет, а в неволе – более 40. На сколько меньше лет живет медведь в дикой природе, чем в неволе?
Перед осенней спячкой масса одного медвежонка 39 кг, а второго 37 кг. На сколько килограммов похудеют оба медвежонка вместе, если к весне масса первого будет 31 кг, а второго 30 кг?
На уроках русского языка и литературного чтения можно знакомить учащихся с загадками. Из глубины веков загадки донесли до нас мудрость народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, свое отношение к окружающему миру, к явлениям природы. По своей тематике северные загадки разнообразны. Их можно разделить на несколько тематических групп.
1 группа – загадки об окружающей человека природе, растительном и животном мире.
Что за чудо - чудеса: На свете нет ее сильнее,
Ой, горит-пылает пламя На свете нет ее буйнее.
Над сверкающими льдами! В руках ее не удержать
Кто зажег огонь чудесный, И на коне не обогнать.
Золотой костер небесный? (вода)
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
(северное сияние)
2 группа – загадки о человеке: части его тела, одежда, предметы личного обихода.
У клубка семь отверстий. (голова)
Двух братьев разделяет один хребет, и за всю жизнь они не встретятся. (глаза)
Стоит костер во все стороны востер. (гребень)
3 группа – загадки, в которых объектом изображения являются жилище и предметы домашнего обихода.
Четыре девушки одним платком покрыты. (стол)
Ног нет, рук нет, а в рубашке. (подушка)
4 группа – загадки, связанные с трудовыми процессами, бытом и укладом жизни.
Идёт, идёт, а следа не видно. (лодка)
Через дырявое железо выросла берёза. (топорище)
5группа – загадки, в которых изображаются новые предметы, вошедшие в жизнь народа.
Без огня горит. (электрическая лампочка)
По земле бежит, без ног бежит, а поторопится – без крыльев взлетит. (мяч)
Загадки являются одним из древних жанров устного творчества. Оригинальные по образам, меткие по языку загадки являются благодатным материалом в работе с детьми.
Очень интересна также работа с пословицами, поговорками. Вот несколько примеров пословиц: «Дело творить – себя веселить», «Глупа та птица, которой гнездо свое не мило», «Оленя ловят веревкой, а человека словом», «Что летом ногами приволочишь, то зимой губами приберешь». Учащимся нравится сопоставлять северные пословицы с русскими. На литературном чтении ученики знакомятся с народными песнями. Во 2 классе был урок «Колыбельные песни», где я познакомила с особенностями колыбельных, а также включила в урок знакомство с колыбельными Поморья.
Спи по ноцам,
Расти по цасам,
Поскорей вырастай,
Будешь бегать и ходить,
Будешь рыбоцку ловить.
На уроках внеклассного чтения также можно использовать региональный компонент. Очень важно в младшем возрасте приобщить детей к родной литературе. На этих занятиях учащиеся знакомятся с традиционным северным фольклором, раскрывают красоту родной природы через литературу писателей – северян: Ф. Абрамов, Д. Ушаков, Н.Рубцов и др. Именно через книгу у детей воспитывается жажда познания, интерес к поискам чего-то нового.
На уроках изоискусства и технологии в рамках тем: «Людям на потешение, всему свету на удивление», «Как рукодельница семью одевала» учащиеся знакомятся с историей возникновения и технологией изготовления северных пряников – козуль, народным костюмом Русского Севера, с технологией изготовления куклы – закрутки.
Использовать национально-региональный компонент можно и во внеклассных мероприятиях и во внеурочное время. Так в нашем классе прошли классные часы «Особенности национальной культуры», «Емца – моя малая родина», «Вклад моих земляков в великую победу». На этих классных часах мною были использованы стихи нашей местной поэтессы Л. Арефьевой.
Это нужно живым
Три истинных фронтовика в селе осталось,
С трудом встающих рано по утру.
Зато у памятника список возрастался
Отдавших жизнь за мать и за сестру,
За сына. За родителей, соседей,
За землю русскую, Отчизну-Мать.
Мы в День Победы слушаем звон меди
Оркестров. Павших будем вспоминать.
В почетный караул встают ребята –
Праправнуки и правнучки солдат,
На подвиг шедших в бой не за награды,
За то, чтоб в жизни было меньше черных дат.
Чтоб расцветала Мать Земля родная,
Чтоб вновь шумели хлебные поля.
И в День Победы радостного мая
Помянет всех погибших русская земля.
Л. Арефьева
Очень выгодно региональный компонент использовать и в оформлении класса. Часто на уроках дети устают и чтобы ученики немного отдохнули, учителя используют физминутки. Большой интерес у учащихся вызывают физкультминутки на старославянском языке.
Язык времени Ломоносова сильно отличался от современного языка. Сейчас мы проверим, знаете ли вы устаревшие слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова. Выполним зарядку по-старославянски.
Разведите в стороны десницу и шульцу – соедините их.
Поднимите рамена – опустите.
Потрясите дланями.
Погрозите перстами.
Вытяните выю.
Наклоните главу – опустите.
Погладьте себя по ланитам.
(десница – правая рука, шульца – левая рука, рамена – плечи, длани – ладони, персты – пальцы, выя - шея, глава – голова, ланиты – щеки).
Таким образом, через использование национально-регионального компонента можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине. Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса к национальным традициям. В дальнейшем это приведет к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию народов России.
Литература:
1. Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): монография Э.И.Николаева, Е.В.Михайленко, И.Ф.Полякова, И.П.Панфилова, Г.В.Михеева; ПГУ им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2006. С.10
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения) – с. 8.
3. Морянка: учебно-методическое пособие / И.В. Богданова и др.; отв.
Ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск, 2012. - 107 с.
4. Архангельская область: Словарь – справочник для младших
школьников/ Науч.ред. Э.Н.Николаева; отв.ред и сост. Е.В. Михайленко.
– Архангельск: Поморский университет, 2010г.
5. Арефьева Л.Н. С любовью о жизни: Сборник стихотворений, избранное. – п. Плесецк, Архангельская область, ОАО «Плесецкая типография», 2012.-151с.