СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента на уроках в начальной школе.»

Формирование краеведческой компетенции младших школьников

на примере использования национально-регионального компонента

на уроках в начальной школе.


Автор доклада: Боброва Лариса Александровна,

Баранова Елена Валерьевна

учителя начальных классов,

МБОУ «Емцовская ОСШ», п. Емца


Современные концепции начального общего образования исходят из приоритета целей воспитания и развития младшего школьника. Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае «через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру…»[1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2010 г.) относительно личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представлены следующие требования:

1. «…формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;…

4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств»[2].

В связи с этим одним из приоритетных направлений современного образования в России является воспитание подрастающего поколения на основе изучения культуры, истории, традиций родного края.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами повышают эффективность урока, данный материал несет большой объём знаний по различной тематике: история, география, животный и растительный мир, литература, искусство, фольклор.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

В начальной школе изучение национальных традиций можно организовать как региональный компонент предметов. Одним из конкретных способов решения может стать введение в уроки игровых и речевых моментов с применением краеведческого материала. Благодаря введению национально-регионального компонента будут решены следующие задачи:

  • формирование личности ученика - умелого хранителя, пользователя традиций родного края;

  • гарантирование права на получение каждым обучающимся обязательного минимума знаний и умений;

  • расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;

  • повышение статуса образования, как фактора социально-экономического развития.

Национально-региональный компонент через интегрирование тем, организационные формы урочных и внеурочных занятий, через содержание неформального образования должен быть включен в учебно-воспитательный процесс учебных заведений.

Мы бы хотели поделиться тем, как используем национально-региональный компонент на уроках и во внеурочное время.

Так, например, на уроках математики можно использовать задачи с элементами национальной культуры.

  • В 1584 году в устье Северной Двины был основан первый морской порт России – Новые Холмогоры, позже получивший название Архангельский город. Определи, в каком веке был основан город Архангельск; сколько сейчас лет городу?

  • В Красную книгу России из Пинежского заповедника занесено 5 видов растений, а в Красную книгу Архангельской области – 60 видов. Во сколько раз больше видов попало в Красную книгу Архангельской области, чем в Красную книгу России?

  • В дикой природе продолжительность жизни медведей составляет более 25 лет, а в неволе – более 40. На сколько меньше лет живет медведь в дикой природе, чем в неволе?

  • Перед осенней спячкой масса одного медвежонка 39 кг, а второго 37 кг. На сколько килограммов похудеют оба медвежонка вместе, если к весне масса первого будет 31 кг, а второго 30 кг?


На уроках русского языка и литературного чтения можно знакомить учащихся с загадками. Из глубины веков загадки донесли до нас мудрость народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, свое отношение к окружающему миру, к явлениям природы. По своей тематике северные загадки разнообразны. Их можно разделить на несколько тематических групп.

1 группа – загадки об окружающей человека природе, растительном и животном мире.

Что за чудо - чудеса: На свете нет ее сильнее,

Ой, горит-пылает пламя На свете нет ее буйнее.

Над сверкающими льдами! В руках ее не удержать

Кто зажег огонь чудесный, И на коне не обогнать.

Золотой костер небесный? (вода)

Никого за тучей нет.

Это с неба льется свет.

(северное сияние)

2 группа – загадки о человеке: части его тела, одежда, предметы личного обихода.

  • У клубка семь отверстий. (голова)

  • Двух братьев разделяет один хребет, и за всю жизнь они не встретятся. (глаза)

  • Стоит костер во все стороны востер. (гребень)

3 группа – загадки, в которых объектом изображения являются жилище и предметы домашнего обихода.

  • Четыре девушки одним платком покрыты. (стол)

  • Ног нет, рук нет, а в рубашке. (подушка)

4 группа – загадки, связанные с трудовыми процессами, бытом и укладом жизни.

  • Идёт, идёт, а следа не видно. (лодка)

  • Через дырявое железо выросла берёза. (топорище)

5группа – загадки, в которых изображаются новые предметы, вошедшие в жизнь народа.

  • Без огня горит. (электрическая лампочка)

  • По земле бежит, без ног бежит, а поторопится – без крыльев взлетит. (мяч)

Загадки являются одним из древних жанров устного творчества. Оригинальные по образам, меткие по языку загадки являются благодатным материалом в работе с детьми.

Очень интересна также работа с пословицами, поговорками. Вот несколько примеров пословиц: «Дело творить – себя веселить», «Глупа та птица, которой гнездо свое не мило», «Оленя ловят веревкой, а человека словом», «Что летом ногами приволочишь, то зимой губами приберешь». Учащимся нравится сопоставлять северные пословицы с русскими. На литературном чтении ученики знакомятся с народными песнями. Во 2 классе был урок «Колыбельные песни», где я познакомила с особенностями колыбельных, а также включила в урок знакомство с колыбельными Поморья.

Спи по ноцам,

Расти по цасам,

Поскорей вырастай,

Будешь бегать и ходить,

Будешь рыбоцку ловить.

На уроках внеклассного чтения также можно использовать региональный компонент. Очень важно в младшем возрасте приобщить детей к родной литературе. На этих занятиях учащиеся знакомятся с традиционным северным фольклором, раскрывают красоту родной природы через литературу писателей – северян: Ф. Абрамов, Д. Ушаков, Н.Рубцов и др. Именно через книгу у детей воспитывается жажда познания, интерес к поискам чего-то нового.

На уроках изоискусства и технологии в рамках тем: «Людям на потешение, всему свету на удивление», «Как рукодельница семью одевала» учащиеся знакомятся с историей возникновения и технологией изготовления северных пряников – козуль, народным костюмом Русского Севера, с технологией изготовления куклы – закрутки.


Использовать национально-региональный компонент можно и во внеклассных мероприятиях и во внеурочное время. Так в нашем классе прошли классные часы «Особенности национальной культуры», «Емца – моя малая родина», «Вклад моих земляков в великую победу». На этих классных часах мною были использованы стихи нашей местной поэтессы Л. Арефьевой.

Это нужно живым

Три истинных фронтовика в селе осталось,

С трудом встающих рано по утру.

Зато у памятника список возрастался

Отдавших жизнь за мать и за сестру,

За сына. За родителей, соседей,

За землю русскую, Отчизну-Мать.

Мы в День Победы слушаем звон меди

Оркестров. Павших будем вспоминать.

В почетный караул встают ребята –

Праправнуки и правнучки солдат,

На подвиг шедших в бой не за награды,

За то, чтоб в жизни было меньше черных дат.

Чтоб расцветала Мать Земля родная,

Чтоб вновь шумели хлебные поля.

И в День Победы радостного мая

Помянет всех погибших русская земля.

Л. Арефьева

Очень выгодно региональный компонент использовать и в оформлении класса. Часто на уроках дети устают и чтобы ученики немного отдохнули, учителя используют физминутки. Большой интерес у учащихся вызывают физкультминутки на старославянском языке.

Язык времени Ломоносова сильно отличался от современного языка. Сейчас мы проверим, знаете ли вы устаревшие слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова. Выполним зарядку по-старославянски.

Разведите в стороны десницу и шульцу – соедините их.

Поднимите рамена – опустите.

Потрясите дланями.

Погрозите перстами.

Вытяните выю.

Наклоните главу – опустите.

Погладьте себя по ланитам.

(десница – правая рука, шульца – левая рука, рамена – плечи, длани – ладони, персты – пальцы, выя - шея, глава – голова, ланиты – щеки).

Таким образом, через использование национально-регионального компонента можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине. Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса к национальным традициям. В дальнейшем это приведет к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию народов России.


Литература:

1. Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): монография Э.И.Николаева, Е.В.Михайленко, И.Ф.Полякова, И.П.Панфилова, Г.В.Михеева; ПГУ им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2006. С.10

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения) – с. 8.

3. Морянка: учебно-методическое пособие / И.В. Богданова и др.; отв.

Ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск, 2012. - 107 с.

4. Архангельская область: Словарь – справочник для младших

школьников/ Науч.ред. Э.Н.Николаева; отв.ред и сост. Е.В. Михайленко.

– Архангельск: Поморский университет, 2010г.

5. Арефьева Л.Н. С любовью о жизни: Сборник стихотворений, избранное. – п. Плесецк, Архангельская область, ОАО «Плесецкая типография», 2012.-151с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!