«Формирование метапредметных умений и навыков исследовательской работы при организации практических занятий в ходе изучения элективного курса «Физические модели на железнодорожном транспорте»
- Физика – как никакая другая наука – является плацдармом для формирования метапредметных умений и навыков, так как по сути своей является базовой наукой, и в процессе изучения которой изначально заложены принципы современной концепции обучения.
Познавательные
Коммуникативные
Метапредметные умения и навыки
Личностные
Регулятивные
Знаково-символьные
Метапредметные результаты обучения физике:
- В стандартах второго поколения рассматриваются следующие метапредметные результаты обучения физике в основной школе: овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей или явлений.
- В практике развивающего обучения изучение физики происходит в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности.
- В связи с этим в процессе обучения ставятся Основные цели исследовательской деятельности:
1. Развивать у учащихся на материале физики мыслительные действия теоретического типа :
- моделировать физические процессы;
- быть способными выдвигать в ходе преобразования моделей гипотезы и находить способы их проверки через эксперимент;
- уметь вычленять в ходе эксперимента данные и по ним соотносить модель с реальностью,
- обнаруживать проблемы,
- видеть ограниченность своего знания,
- ставить вопросы,
- развивать познавательные интересы.
2. Превращать учащегося в индивидуального субъекта учебной деятельности через разные формы сотрудничества со взрослыми, осуществление различных видов деятельности, разновозрастное сотрудничество с другими школьниками :
- самостоятельно выполнять функции контроля и оценки результатов деятельности,
- быть способным определять содержание очередной учебной задачи и находить способы ее решения, а затем и самостоятельно находить, ставить и решать учебные задачи;
- уметь самостоятельно работать с различными источниками информации.
Дидактический аспект концепции изучения курса «Физические модели на железнодорожном транспорте»:
- Учебный материал подается в форме экспериментальных и теоретических исследований.
- Результатом этих исследований являются:
- – исходные факты; – подтверждение эмпирических законов; – модельная проверка гипотез; – теоретические выводы; – экспериментальная проверка теоретического предвидения
Метапредметные умения и навыки
Познавательные
Уметь составить план решения поставленной задачи
Устанавливать причинно – следственные связи
Использовать различные
источники информации
Метапредметные умения и навыки
Личностные
Давать оценку физическим величинам
Давать оценку физическим законам
Объяснять своё отношение к физическим явлениям
Метапредметные умения и навыки
Знаково – символьные
Использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы)
Преобразовывать объект исследования с помощью формальных языков
Метапредметные умения и навыки
Регулятивные
Уметь работать по плану
Уметь регулировать свою деятельность
Уметь исправлять ошибки
Метапредметные умения и навыки
Коммуникативные
Представлять результаты своей деятельности
Владеть устной речью
Пример организации исследовательской деятельности в ходе изучения элективного курса «Физические модели на железнодорожном транспорте»
1 этап: мотивация исследовательской деятельности
познавательный навык использования различных источников информации и регулятивный навык рациональной организации деятельности.
2 этап: анализ теоретического материала
коммуникативное умение владения устной речью
Скорость грузов при движении по наклонной плоскости зависит от угла ее наклона
3 этап: выдвижение гипотез
Коэффициент трения трения при движении по конвейеру должен быть достаточно большим
познавательный навык установления причинно-следственных связей и личностные умения объяснять свое отношение к физическим законам .
Траектория движения грузов при движении по наклонной плоскости зависит от размера грузов.
4 этап: разработка формальной модели
Знаково-символьные умения Использовать наглядные модели и Преобразовывать объект исследования с помощью формальных языков
познавательный навык составлять план решения поставленной задачи
5 этап: разработка реальной модели
регулятивный навык рациональной организации деятельности.
6 этап: проведение эксперимента
регулятивное умение работать по намеченному плану
Вычленяя данные эксперимента, анализируя их, учащиеся формулируют результаты, рассматривают, подтвердилась ли гипотеза, адекватна ли реальности модель, полученная в ходе преобразования исходной модели .
7 этап: анализ результатов эксперимента
личностные навыки давать оценку физическим величинам и определять границы применимости полученной закономерности
Для уменьшения деформации грузов угол наклона плоскости должен быть 15-25 0
Скорость грузов при движении по наклонной плоскости зависит от угла ее наклона
8 этап: практические выводы
Коэффициент трения трения при движении по конвейеру должен быть достаточно большим
Коэффициент трения поверхности конвейера должен лежать в пределах 0,6-0,8
регулятивное умение исправлять свои ошибки личностные умения объяснять свое отношение к физическим законам .
Для компактного складирования размеры грузов должны составлять не более 5% длины наклонной плоскости
Траектория движения грузов при движении по наклонной плоскости зависит от размера грузов.
9 этап: предъявление результатов исследовательской деятельности
коммуникативный навык предоставления результатов своей деятельности и личностное умение объяснять свое отношение к физическим закона м
Все вышеперечисленные метапредметные умения и навыки, проявляются и продолжают формироваться на уроках физики информатики.
В перспективе:
- Проведение бинарных уроков (с целью доказательства универсальности формируемых учебных действий)
- Применение исследовательской деятельности при решении теоретических задач курса физики.
Проблемы и предложения.
Возникшая проблема.
Предполагаемое решение.
Доказательство универсальности формируемых учебных действий.
Изучение методических материалов по организации и проведению бинарных уроков
Недостаток оборудования.
Рассмотреть возможность налаживания межпредметных связей с предметом «технология» с целью изготовления оборудования для проведения нестандартных исследований.
Недостаточная математическая база при развитии исследовательской деятельности.
Введение факультативного курса высшей математики.