СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков словообразования и словоизменения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка в условиях обучения в специальной (коррекционной) школе V вида

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время наблюдается увеличение численности детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проблема формирования у таких детей лексико-грамматических средств занимает важное место в современной логопедии. Вопрос о методике развития и коррекции речи является одним из самых актуальных.

Неслучайно разработкой данной проблемы занимались такие ученые, как: Яшина В.И., Алексеева М.М. (1997г.), Мастюкова Е.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б. (2000г.), Дроздова Е.Н., Короткова А.В. (2004г.), Арушанова А.Г. (2005г.) и многие другие.

Визель Т.Г. считает, что благодаря зонам, составленным третичными полями коры головного мозга, уровень которых определяется как языковой, ребенок овладевает сложно-построенной речью, чтением и письмом, понимает переносные значения слов, метафоры, синонимы, юмор. Часть нервных клеток символического уровня созревает в старшем дошкольном возрасте и дозревает в течение всего периода жизни. Именно поэтому дети в младшем школьном возрасте способны сознательно овладеть сложными текстами, грамматическими правилами, орфографией. За обогащение словарного запаса ответственны височные доли вначале обоих полушарий, за усвоение и использование морфологических правил - теменные доли, за синтаксис – заднелобные доли левого полушария мозга.

По мнению Вершининой О.М. поиск эффективных путей для устранения данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций, что и обосновывает актуальность исследования.

Анализ литературных данных, изучение младших школьников с тяжелыми нарушениями речи убеждают в необходимости дальнейшего исследования особенностей усвоения детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи принципов формирования навыков словообразования и словоизменения.

Все вышесказанное показывает, что проблема формирования навыков словообразования и словоизменения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка в Условиях обучения в специальной (коррекционной) школе V вида является актуальной

Цель исследования: выявление наиболее эффективных методов и приемов формирования словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка.

Объект исследования: процесс овладения словообразованием и словоизменением детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка.

Предмет исследования: методы и приемы формирования словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка.

Гипотеза: формирование умения образовывать и изменять слова у детей младшего школьного возраста с тяжелым нарушением речи будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

  • учет структуры дефекта;
  • учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей школьников;
  • целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи;
  • разнообразие используемых методов и приемов по формированию умений образовывать и изменять слова.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме усвоения детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи принципов формирования навыков словообразования и словоизменения.

2. Выявить особенности овладения навыков словообразования и словоизменения младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи.

3. Разработать систему коррекционно-педагогической работы, направленной на усвоение детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи принципов формирования словообразования и словоизменения.

4. Проанализировать результаты экспериментального обучения.

Методологической основой являются фундаментальные положения коррекционной педагогики, специальной психологии, лингвистики и психолингвистики: положения Л.С. Выготского об общих и специфических закономерностях развития детей с дизонтогенезом, о зоне актуального и ближайшего развития, системно-структурный и психолингвистический подход к анализу нарушений речевого развития (Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева , Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.), о взаимосвязи в процессе формирования различных компонентов языковой способности (А.Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, С.Н. Цейтлин и др.), о коммуникативно-деятельностном подходе при развитии и коррекции нарушений речи (И.А. Зимняя, М.И. Лисина и др.).

Методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, наблюдение.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке системы коррекционно-педагогической работы, направленной на усвоение детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи принципов формирования навыков словообразования и словоизменения.

База исследования: государственное казённое общеобразовательное учреждение "Волгоградская школа-интернат № 6"

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!