СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование нравственно-эстетических идеалов в процессе изучения "Джангара"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В эпосе "Джангар" мы находим богатейшую палитру образов, созданных народным воображением.

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственно-эстетических идеалов в процессе изучения "Джангара"»

Формирование нравственно-эстетических идеалов в процессе изучения «Джангара» - древнего памятника культуры калмыцкого народа

Даваева Г. Л., МКОУ «Зургановская СОШ»

В современных условиях широкой демократизации нашего общества активизируется интерес народа к своей истории, культуре, возрастает значимость родного фольклора, как духовного наследия, имеющего огромную идейно-эстетическую и нравственную ценность. В своей многовековой истории калмыцкий народ создал уникальный фольклор, отличающийся глубоким содержанием, высокой художественностью и большим жанровым разнообразием, представляющий богатый познавательный материал для изучения традиции, истории, быта народа, его идеалов, национального характера и языковых особенностей.

Самым ярким, самым любимым произведением калмыцкого народа, произведением, ставшим в его создании священным, является грандиозная героическая эпопея "Джангар"- древний памятник культуры калмыцкого народа. В «Джангаре» мы находим богатейшую палитру образов, созданных народным воображением и выражающих нравственный и эстетический идеалы народа.

Примерные методы и приемы изучения эпоса в школе: 1.Объяснительно-иллюстративный (участие в эвристической беседе - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению вопроса, прослушивание отрывков, комментирование, консультирование, проектирование кукольного спектакля) и (2) исследовательский методы (систематизация полученных знаний в определении объекта и предмета исследования, поиск новых знаний, установление новых фактов, определение цели и задач, составление характеристик). Наиболее продуктивно проявляют себя также приемы (3) репродуктивного метода на этом этапе, как ответы на вопросы воспроизводящего характера, различные виды пересказа, заучивание наизусть и письменное выполнение заданий типа изложения, письма по памяти, упражнения в импровизации, подражание интонированию, вдумчивое чтение, беседа по тексту, добывание информации из знакомого текста.

Вопросы, определяющего знание текстов эпоса в 5-7 классах: 1. Как вы понимаете слово "Джангар"? 2. Назовите имена богатырей "Джангара". Кратко охарактеризуйте их.3. Кто возглавлял правую сторону богатырей? 4. Кто возглавлял левую сторону богатырей? 5. Назовите персонажи эпоса, которые встречаются во всех песнях? 6. Опишите страну Бумба.7. Как называлась река, из которой пил воду только великий Богдо Джангар? 8. Какой океан принадлежал стране? 9. Опишите в какой местности воздвигли дворец хану "Джангару? 10. Расскажите о ханше Ага-Шавдал.

Исторический путь калмыцкого народа способствовал тому, что идеалом калмыка всегда был и остается воин - защитник родной земли. Это оказало огромное влияние на утверждение общественных приоритетов и определило шкалу традиционных моральных ценностей, культивируемых в калмыцком обществе. Подтверждением тому служит знаменитая клятва богатырей, которую можно назвать кодексом чести калмыцкого воина, неписаным уставом калмыцкого войска: «Жизни свои острию копья предадим, 
Страсти свои державе родной посвятим…»

4).Частично-поисковый метод помогает в нахождении художественно-изобразительных средств текста, в упражнениях импровизации синтагм (интонационно-смысловое единство), в чтении и анализе узловых моментов текста, в создании электронных презентаций.

Подбирать мелодии к монологам, подражать песенным монологам,
пересказывать в исполнительской манере, импровизировать на заданную тему, писать сценарии - всему этому способствует (5)творческий метод. При (6) сопоставительном методе можно применять пересказ речитативом, прослушивание отрывков из разных текстов, выявлять общие черты, общие явления, знакомить с эпосами других народов.

Вопроси и задания на определение границ эпизода для старших классов:

1. Выделите эпизод боя Хонгора с Тегя Бюсом. Перескажите, сохраняя в речи глаголы движения.

2. Выпишите эмоциональные знаки эпизода, выдыхающего состояние богатырского коня Оцола Кеке при поединке Хонгора и Тегя Бюса.

3. Определите эпизод встречи Джангара с Хонгором в песне "О женитьбе Хонгора", сохраняя в речи слова и предложения, выражающие душевное состояние Богдо Джангара.

Обычаи и традиции наших предков передали нам мудрую организацию воспитания. Калмыцкий народ в процессе своего развития создал определенный идеал человека. Этот идеал воплотил в себе наиболее высокие моральные качества: честность, правдивость, любовь к своему народу, преданность земле своих предков, почтительное отношение к старшим. В соответствии с этим акцент делается на необходимости создания определенной системы целенаправленного гуманистического развития учащихся в процессе обучения с учетом их возрастных особенностей. Соотношения между различными нравственно-эстетическими понятиями углубляются в ходе дальнейшей работы над эпосом, в ходе анализа конкретных образов и эпизодов эпоса в старших классах: раскрываются такие понятия, как совесть, гордость, стыд, долг, милосердие, великодушие, воля, принципиальность, гуманизм.

Вопросы и задания на характеристику персонажа:

1. Чем отличается один богатырь Джангара от другого. Кратко охарактеризуйте их.

2. Докажите, что богатыри - не воплощение различных доблестей, а живые люди со своеобразными чертами характера, и что в то же время их не назовешь обыкновенными людьми.

3. Чем отличаются Зандан Геред от Герензал. (В песне "0 женитьбе Хонгора"). Кратко охарактеризуйте.

Задание на словесное рисование:

1. Нарисуйте картины:

а) "Дворец Джангара" б) "Хонгор во дворце Герензал" При этом будьте внимательны к авторскому слову; б) старайтесь выбирать точные выразительные детали для рисования; в) в словесной картине, устной или письменной, необходимо передать 'чувства, испытываемые вами при чтении;

Словарно-фразеологическая работа

1. Проанализируйте словосочетание богатырь Улан Хонгор, Алый Лев. Подберите к нему синоним.

2. Докажите, что очарование, выразительность и красота эпоса достигаются прежде всего правильностью выбора слов и точностью языка повествования.

3. Докажите, что образная речь может создаваться метафорически, т.е. с помощью переносного значения слова, а так же и при употреблении слов в прямом значении, если они передают мысли и чувства точно и полно.

4. Объясните, как в зависимости от обстоятельств меняется отношение сказителя к герою. С помощью каких слов, обращений - интонаций автор передает это отношение?

5. Докажите, что за одной фразой и даже за одним словом может быть скрыт огромный смысл.

6. Назовите постоянные эпитеты и сравнения, характерные для калмыцкого эпоса, типа: "в наковальню величиной, ущелью подобное седло! Величественный священный хвост Восьмидесятисаженный хвост. Высится над крестцом, как навес.

Литературная викторина

1. Назовите родословную Джангара. 2. Кто из богатырей Джангара обладал девяносто девятью ратными доблестями? 3. Объясните выражение Алтан Цеджи: "Да повернешь, по обычаям предков, Мингиян, повод коня …4. Как Алтан Цеджи огородил Мингияна от беды? 5. Опишите серьги Ага-Шавдал. 6. Кто был послом страны Бумба? Охарактеризуйте его. 7. Охарактеризуйте первого красавца вселенной Мингияна. 8. Назовите имена богатырских коней. 9. Расскажите магталы (восхваления) коней. 10.Каковы погодно-климатические условия страны?

Вопроси и задания на определение гуманизма в эпосе:

1. Какие качества обеспечили Хонгору первенство среди богатырей Джангара? 2. О какой стране мечтали древние калмыки? 3. Докажите, что верность слову и святость долга составляют высокие моральные качества богатырей эпоса. 4. Выучите наизусть клятву богатырей. 5. Докажите на примере действительности страны Бумбы, что "Прекрасное в своей сущности всегда есть гармония предметов и явлении природы".6. Приведите примеры - доказательства любви древних калмыков к музыке.

Урок-семинар в 11 классе

Тема: Версии и песни "Джангара".

Тема учащимся объявляется за две недели до урока-семинара, а темы докладов, сообщений, которые выбирают учащиеся, заранее согласовываются с учителем. Темы сообщений:

1. Бурятские сказания о "Джангаре" 2. Монгольские версии "Джангара" 3. Синьцзян-ойратские версии эпоса 4. Калмыцкие версии "Джангара"

Для проведения урока-семинара желательно использовать спаренный урок. Учитель проводит вступительную беседу, знакомит учащихся с темой и целью урока, предлагает прослушать сообщения учащихся на предложенные темы. После сообщения каждого докладчика, выступают оппоненты с замечаниями, дополнениями, дают оценку выступлению. Остальные учащиеся могут задавать вопросы, высказывать собственные замечания и суждения по данной проблеме. Изучение калмыцкого героического эпоса "Джангар" способствует формированию не только литературных знаний, но и нравственно-эстетических идеалов учащихся. Обращение к истокам - очень важный шаг в становлении национальной культуры, человеческой личности и национального самосознания. В народной педагогике заложены самые верные и точные, проверенные временем положения о формировании нравственно-эстетических идеалов через образы богатырей, их эстетической красоты и духовного богатства.

Герои поэмы - богатыри ведут постоянную борьбу против врагов, посягающих на независимость Бумбы. Заложенные в эпосе идеалы - это свобода, независимость, готовность отдать свою жизнь за свою страну, являются важными факторами воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к родине. Патриотизм - высшая воспитательная ценность.

В связи с этим можно констатировать, что с точки зрения соответствия идеи и образа калмыцкий героический эпос "Джангар" является эстетически совершенным, классическим воплощением идеи героизма.

Эпос "Джангар" - многоплановое явление в духовной жизни народа. В нем воедино слились нравственность и эстетика с идеалами добра и справедливости, свободы и равноправия, счастья и благополучия.

Поэма воплотила в себе прогрессивные устремления народного сознания, общечеловеческие и национальные ценности и высокие идеалы, в ней выразилась мечта об идеальной стране, правителе, человеке и идеальных отношениях в обществе, существовавшая в идеологии и сознании народа, создавшего этот эпос. В образах идеальных героев эпоса раскрыты представления ойрат-калмыков о нравственных, духовных, общечеловеческих и национальных ценностях. Образы богатырей- своеобразный ключ к полному раскрытию нравственных и моральных устоев, этнопсихологии, философии общества, создавшего эпос.

Роль изучения «Джангара» на уроках родной литературы в формировании мировоззрения учащихся трудно переоценить, так как в ходе анализа произведений устно-поэтического творчества школьники осознают всю значимость культурного наследия своего народа, формирующего в их сознании четкие представления о нравственности, гуманистическом идеале, соответствующие в конечном счете их эстетическому развитию.

Литература:

1.Изучение героического эпоса «Джангар» на уроках родной литературы», Н. Шарапова, Москва, 1998 год

2.Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса «Джангар», С. Даваев, Москва, 2000 год

3. Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/sootnoshenie-eticheskogo-i-esteticheskogo-idealov-v-folklore-na-materialah-turkmenskogo-ustnogo-poeticheskogo-tvorchestva#ixzz3KRyX3ahl


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!