СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПОЛЬЗУЯ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПОЛЬЗУЯ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПОЛЬЗУЯ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Э.А. Масленникова,

педагог-библиотекарь

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» г. Курска

И. Б. Щекина,

учитель начальной школы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Курска;

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПОЛЬЗУЯ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


«Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте,

и хотя бы игриво, но сами».

Готхольд Эфраим Лессинг

Современную начальную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае – всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. ФГОС второго поколения приоритетом начального общего образования ставит формирования общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Инновационный поиск новых средств приводит специалистов образовательного процесса к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы и методы учения и обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Используя конструктивный подход к обучению, современный учитель ощущает потребность во взаимодействии с педагогом-библиотекарем и проведением мероприятий исследовательского характера в пространстве школьной библиотеки. Для успешной реализации учебного плана школы, учебных программ по предметам и внеурочной деятельности важно конструктивно, стратегически выверено выстроить обширную деятельность библиотеки через внутренние творческие, внешние деловые связи и социальное партнёрство. В этом и реализуется возможность осуществления комплексного образования, которое способствует овладению обучающимися необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта; приобрести специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Работа над проектом стимулирует самообразования учеников, потому что она:

- личностно-ориентирована;

- использует множество дидактических подходов;

- мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Однако, для продуктивной проектно-учебной деятельности младших школьников необходима еще и особая готовность, «зрелость», которая заключается в умении спрашивать, т.е. выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю при отсутствии интересующей его информации. Учитывая возрастные особенности ребёнка и через организацию целостной системы библиотечной поддержки образовательному процессу, реализуется проектно-исследовательская деятельность обучающихся, которая способствует повышению их культурной и социальной осведомлённости. Эта многофункциональность дает современной школьной библиотеке статус информационного, культурного, образовательного центра для реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Библиотека школы предоставляет возможности для приобретения опыта в процессе получения и использования информации, с тем, чтобы расширить знания, понимание.

Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы проектно-исследовательской деятельности, на основе краеведческого материала. К.Д. Ушинский подчёркивал необходимость включения «местного материала» в преподавание учебного предмета, и развитие речи детей связывал с преподаванием «отчизноведения», изучением родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности». Краеведческий календарь знаменательных дат ориентирует младших школьников в выборе темы для своего исследования, а специалисты образовательного процесса: учитель и педагог-библиотекарь через инновационные формы и методы помогут сформировать умение добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения и использование этих знаний в практике.

На уроке окружающего мира при изучении темы «Растительный и животный мир родного края», учителем был использован фрагмент текста из произведения Курского писателя Евгения Ивановича Носова «Ракитовый чай». Так ребята открыли для себя ранее неизвестного для них писателя-земляка. Познавательная урочная деятельность стала информационным поиском, а действия исследования послужили основой для проектной работы по изучению творчества Е. Носова. Экскурсия в литературный музей дала ребятам много полезной информации. Однако, появились и новые вопросы. Это послужило продолжением для изучения творчества писателя. Для обучающихся была организована книжная выставка «Сын земли Курской» в школьной библиотеке, раскрывающая творчество Е.Носова, лекторий по теме «Далёкое мальчишество моё…Рассказы о детстве и для детей». Накопленные знания пополнили информационный уголок класса интеллектуальным продуктом: тематическими книжными закладками, оформлением книжной обложки, иллюстраций к прочитанному произведению, библиографическими информационными листками.

Информации накопилось много, было принято решение рассказать о творчестве Е. Носова другим ребятам. На школьный уровень была подготовлена викторина (это побудило многих ребят прочитать рассказы Е. Носова), а итогом стала выставка рисунков «Краски родной земли» и праздник для воспитанников детского сада. Здесь оцениваются способности детей взаимодействовать внутри малой группы, совместно решать задачу, осуществлять перенос известных способов действий и средств в новую ситуацию, уметь публично предъявлять результат работы группы.

Учебно-практическая самостоятельность обучающихся оформилась и проявилась в итоговом продукте: «Атлас-определитель растений курского края в произведениях Е.И. Носова», рекомендательный список литературы для детского чтения «Образ Родины в произведения курского писателя Е. И. Носова. Задушевные беседы о земле курской». Дети не только осуществили отбор материала, но и преобразовали его, удерживая краеведческую составляющую задачу проекта.

Проектная деятельность – создаёт возможность переноса известных детям способов действий в новую для них практическую ситуацию. Занятия в неурочное время позволяют обучающимся начальных классов установить связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества того или иного писателя. Такая работа – это накопление жизненного опыта и умение собрать полезную и нужную информацию. В этих условиях очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни старшего поколения.

На таких занятиях дети учатся видеть красоту родного города, его исторические корни, воспитывается гордость за своих предков, за их художественный дар. Ребята ощущают себя их наследниками. Изучение литературного наследия нужно ребенку не только для того, чтобы он рос и совершенствовался как читатель художественной литературы. Оно необходимо также для развития воображения, овладения речью, как средством передачи мысли, чувств, внутреннего мира человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования: — Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. — 176 с.

Жукова Т.Д, Чудинова В.П. Реализация целей образования через школьные библиотеки. – М.:Русская школьная библиотечная ассоциация,2007.

Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М.:Прсвещение,2008.


Проектные задачи в начальной школе: для учителя /[А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – М.:Просвещение,2011.

Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2002. - № 1. - С. 22-31.


Сайкс Д. А. Школьные библиотеки, дружественные мозгу/Д.А. Сайкс; науч. ред. В.В. Зверевич, Т.О. Зверевич.- М.:РШБА,2014.

Тихомирова И.И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. Учебно-методическое пособие для школьных библиотекарей как педагогов/И.И.Тихомирова. – М.:РШБА,2014.

Цумернам Г. А. Две фазы младшего школьного возраста//Психологическая наука и образование. – 2000. - № 2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!